Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
Гендерная сегрегация в детских
группах
В этих группах и ситуациях проявляются
две тенденции: к половой сегрегации (раздельному
общению полов) и конвергенции (взаимодействию
полов). Следствием первой тенденции является
конфронтация во взаимоотношениях между
полами, а следствием второй — формирование
хороших, гармоничных отношений. Различия
между мальчиками и девочками, которые
ведут к стремлению к половой сегрегации
(первичные различия), в дальнейшем в результате
сегрегации усиливаются — это вторичные
половые различия, которые существуют
в виде двух субкультур — мужской и женской.
По Э. Маккоби, половая сегрегация имеет
возрастную специфику. В 1-2 года существуют
две равнозначные тенденции: наличие предпочтения
партнеров своего пола и его отсутствие.
Как стремление отделиться от противоположного
пола половая сегрегация по-является на
третьем году жизни у девочек и на четвертом
— у мальчиков.
Факторами, влияющими на нее, являются
игры, увеличение круга общения, количественный
рост однополых группировок в условиях
автономии общения от взрослых и характер
культуры — с преобладанием гендерного
неравенства или равенства.
С началом школьного обучения растет влияние
культуры. В странах, где стремятся к уменьшению
половой сегрегации, в присутствии взрослых
она мало заметна. Но в свободном общении
(в школьном коридоре, в столовой, в играх,
после окончания занятий) она продолжает
существовать. Сегрегация по полу выражена
сильнее, чем по возрасту и расовой принадлежности.
Она относительно независима от влияния
взрослых.
В результате половой сегрегации складываются
две детские субкультуры: при-надлежащие
мальчикам и девочкам. Показатели этих
культур: игровые стили, игровые фантазии
и роли, характер активности и интересы,
речевые паттерны, устойчивость группировок
и дружба.
Половая сегрегация (и конфронтация полов)
наряду с конвергенцией (и со-трудничеством)
в деловом мире взрослых проявляется,
несмотря на политику равных возможностей.
Мужчины и женщины в деловом
мире
Гендерные отношения, которые складываются
между взрослыми мужчинами и женщинами
на работе (как внутри пола, так и между
полами), в деловом мире так же, как и в
детстве, обусловлены двумя противоположными
тенденциями: продолжающейся явной или
скрытой сегрегацией и конвергенцией.
Последняя тенденция — результат серьезных
изменений, происшедших в обществе (поскольку
мужчинам и женщинам приходится работать
вместе). При этом складываются как враждебные
отношения, конкуренция, так и гармоничные
отношения, нацеленные на сотрудничество
представителей двух полов.
Долгое время деловой мир был миром только
мужчин. Но как только женщинам стало позволено
участвовать в общественном производстве
(в Средние века), ситуация изменилась.
Мужчины стали воспринимать женщин как
конкурентов и относиться к ним как к конкурентам.
Французская исследовательница Э. Сюлле-ро
(1973) убедительно это доказывает. Мужчины
не уступали женщинам престижные и хорошо
оплачиваемые виды занятий, но женщины
довольствовались тем, что было, и постепенно
осваивали те профессии, которые раньше
принадлежали мужчинам.
В этих исследованиях были выдвинуты три
гипотезы о том, каково положение женщин
в деловом мире. Согласно первой, принадлежащей
Дж. Маршаллу (цит. по: Rojahn et al, 1997), женщины
здесь — пришельцы, «существа с другой
планеты», которые не вписываются в жесткую
мужскую среду. Но дальнейшие исследования
продемонстрировали несостоятельность
данной гипотезы: в последнее время женщины
вполне успешно конкурируют с мужчинами
и даже вытесняют их с руководящих должностей.
В частности, установлено, что мужчины
лучше работают на низшем уровне управления
(где требуются технические знания и умения),
а женщины — на среднем, где требуется
умение ладить с людьми.
Большее распространение получила гипотеза
«стеклянного потолка», под которым имеется
в виду невидимая, но реальная преграда,
на которую наталкивается женщина-лидер,
когда пытается достичь вершин успеха
(Powell, Butterfield, 1994). Для мужчин такой преграды
не существует. Поскольку она невидима,
с ней трудно бороться. Как выяснилось
в исследованиях, этот феномен действительно
существует. Даже в лабораторных условиях
женщины-лидеры сталкиваются с трудностями.
Группа не признает их в качестве лидеров,
а мужчины даже противоборствуют этим
женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры
сталкиваются с большими препятствиями
для служебного роста, чем мужчины (Martin,
1986).
Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу
и именуется теорией «звездной болезни».
Под «звездной болезнью» понимается явление,
когда женщины-менеджеры склонны считать
ситуацию с женским лидерством благополучной
и не помогают другим претенденткам (Rojahn
et al., 1997). Такое жесткое отношение к представителям
своего пола сейчас именуют также «реверсивным
тендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям,
предубеждения против женщин демонстрируют
не мужчины, а женщины.
До сих пор очень популярна
работа Р. Кентер, которая появилась
в 1977 г. и называлась «Мужчины и женщины
в организации» (Men and women of the corporation;
цит. no: Bartol, Martin, 1986). Кентер заметила, что
там, где женщин очень мало, они находятся
в особом положении. Обычно по своему составу
(к примеру, половому) группа делится на
две части. Большинство членов было названо
доминантами, а меньшинство — токенами
(от англ. token — символ). В самом деле, одна-две
женщины в мужской группе только символически
представляют женский пол.
Женщины прибегают к защитным стратегиям,
которые английские исследовательницы
С. Уолш и К. Кесселл (Walsh. Cassell, 1995) назвали
гендерным менеджментом. Вот примеры такого
менеджмента, которые были обнаружены
в двух образовательных учреждениях:
1) «сверхфункционирование на работе» (женщины
проводят на рабочем месте
больше времени, чем мужчины, доказывая,
что они — хороши специалисты);
2) «фемининный стиль»: использование специфически
женских способов деловых переговоров
с мужчинами (кокетство, флирт, лесть, принижение
своих способностей), чтобы заставить
мужчин работать (например, намекают коллегам-мужчинам,
что сами не справятся, что только данный
мужчина способен решить эту задачу);
3) «работа за сценой»: женщины чаще мужчин
делают работу, которая не оплачивается
(улаживают конфликты, занимаются эмоциональными
проблемами
студентов, проводят дополнительные занятия);
4) «материнские способности»: по отношению
к коллегам-мужчинам (особенно
с высоким должностным статусом) женщина
выступает в роли заботливой матери —
внимательно выслушивает исповеди об
их проблемах, заботится о них
и в результате добивается усиления своего
влияния в организации;
5) применение «маски»: женщины скрывают
свою эмоциональную и личную
жизнь, избегают говорить о детях, чтобы
не получить ярлык менее эффективных работников,
чем на самом деле (к этой стратегии особенно
часто прибегают женщины, которые думают
о карьере руководителя).
Такое поведение выгодно для организации,
которая эксплуатирует альтруистический
потенциал женщин, но может, по мнению
авторов, представлять угрозу психическому
здоровью женщин.
Есть еще одна стратегия для женщин в трудных
условиях делового мира. Свое неблагоприятное
положение в группе токены (в нашем случае
— женщины) могут компенсировать, используя
так называемый впечатляющий менеджмент
— способ повлиять на других людей, сформировать
у них впечатление о себе с помощью слов,
действий и взглядов (Riordan et al, 1994).
Одним из проявлений такого менеджмента
является инграциация (Wayne et al., 1994). Это
понятие было введено Э. Джонсом
(а теоретическая модель разработана
Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает
способность человека быть привлекательным
для других людей, добиваться их симпатии
и любви. Человека, который вызывает такое
отношение у окружающих, называют инграциатором,
а объект инграциации — мишенью. Инграциаторами
могут выступать и лидер, и последователь.
Очевидно, что и гендерный менеджмент
и инграциация являются приемами манипулирования
окружающими, но это защитные стратегии,
которые порождаются неблагоприятными
условиями, сложившимися в деловом мире,
в том числе для женщин.
Гендерные отношения, которые складываются
в деловом мире сложные. Однако не всегда
эти отношения неблагоприятны. Работая
вместе, мужчины и женщины учатся друг
у друга. В частности, это касается начальников
и их заместителей (независимо от пола),
между которыми особенно необходимо взаимопонимание.
Исследование С. Комивз (Komives, 1991) показало,
что мужчины и женщины могут успешно работать
друг с другом и устанавливать хорошие
взаимоотношения, независимо от того,
какого пола начальник и какого — заместитель.
Таким образом, в деловом мире взрослых
людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает
существовать половая сегрегация (в скрытом
или явном виде) либо ее последствия —
в виде конфронтации полов.
Но в наибольшей степени сегрегация и
конвергенция полов, их конфронтация и
поиск гармонии в отношениях проявляются
в интимной сфере.
Дружеские и сексуальные гендерные
отношения
Дружба и любовь объединена в одном параграфе,
так как они представляют собой разновидности
интимных гендерных отношений, т. е. близких,
теплых отношений с раскрытием себя партнеру
и эмоциональным удовлетворением от взаимопонимания.
Здесь также наблюдаются две тенденции:
в детстве и во взрослой дружбе преобладает
половая сегрегация, в то время как в сексуальных
отношениях — как конвергенция (среди
гетеросексуалов), так и сегрегация полов
(среди гомосексуалов).
Дружеские отношения
Существует очень небольшое количество
исследований этого вида отношений. О
дружбе детей кое-что было сказано выше:
в основном это дружба с представителями
своего пола, и только иногда в дошкольном
возрасте встречается межполовая дружба.
Дружба же взрослых— женщин с женщинами,
мужчин с мужчинами и уж тем более женщин
с мужчинами (последнее обычно считается
скрытой формой сексуальных отношений
— Келли, 2000) — в психологической литературе
практически не рассматривается, хотя
этот аспект проблемы гендерных отношений
очень актуален.
Дружба (как правило, однополая) обычно
предполагает интимность. В детском возрасте
она проявляется в доверии, раскрытии
какого-то личного секрета, а у девочек
— еще и во взглядах и прикосновениях.
Во взрослом возрасте эта интимность предполагает
самораскрытие, предоставление партнеру
личной информации о себе.
Выделяют 2 вида такого самораскрытия
(Мортон, цит. по: Cross, Madson, 1997):
1) «описательное»: собеседник рассказывает
о себе, но сообщает только факты;
2) «оценочное» (хотя мне кажется, что более
точно называть его «эмоциональным»):
партнер сообщает о своих мыслях и чувствах,
оценках и взглядах.
И тот и другой вид раскрытия себя ведет
к установлению интимных дружеских отношений,
но второй вид ведет к большей интимности.
По данным многих авторов, для мужчин
более характерно описательное, а
для женщин — эмоциональное самораскрытие.
Мужчины особенно не любят говорить
о своих негативных эмоциях: депрессии,
тревоге, печали, гневе и страхе.
Причина этого факта состоит в том,
что сохранение в тайне этих эмоций и соответствующих
им мыслей позволяет мужчинам защитить
или даже усилить свое чувство автономии
и независимости, ведь если кто-то не знает
твоих мыслей и чувств, он не сможет понимать,
предсказывать и контролировать твое
поведение.
Хотя и женщины и мужчины стремятся к установлению
интимных (т. е. близких, теплых) отношений
в однополой дружбе, для женщин это более
значимо (об этом сообщили 82 и 73% респондентов
женского и мужского пола соответственно
(Колдуэлл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997).
Есть и другие данные, свидетельствующие
о том, что половые различия в этом плане
уменьшаются.
Правда, исследуя степень интимности мужской
и женской дружбы, ученые обнаружили, что
оба пола вкладывают в это понятие разные
вещи. Мужчины говорят со своими друзьями
о спорте и политике и редко касаются личных
отношений, женщины же в разговорах с близкими
подругами затрагивают в первую очередь
именно личностные темы и связанные с
ними чувства, проблемы, взаимоотношения
между людьми (Ариес и коллеги, пит. по:
Cross, Madson, 1997). Необходимой предпосылкой
дружбы для женщин является сходство взглядов
и ценностей, а для мужчин — сходство интересов
и предпочитаемой деятельности (Хилл и
коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). В целом оба
пола способны к установлению интимных
дружеских отношений, но степень интимности
у женщин больше.
Когда мужчины общаются с женщинами, они
также склонны больше раскрываться, их
отношения становятся более теплыми и
близкими и в результате приносят больше
удовлетворения, чем отношения с мужчинами
(Дерлега и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997).
Если в отношениях с другими мужчинами
они игнорируют эмоциональный аспект
отношений, то в отношениях с женщинами
подчеркивают его (Буковски и коллеги,
цит. по: Cross, Madson, 1997). Возможно, они делают
это с «инструментальной» целью — для
того, чтобы ускорить развитие этих отношений,
поскольку больше эмоционально раскрываются
с привлекательными женщинами (Миллер
и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Но это уже
относится к теме сексуальных отношений.
Сексуальные установки детей и
юношества
Выше были приведены примеры зарождающейся
сексуальности во взаимоотношениях девочек
и мальчиков. Удивительно, но она появляется
в условиях половой сегрегации и даже
конфронтации полов (порой очень жесткой).
Однако нормальные гетеросексуальные
отношения были бы невозможными, если
бы половая сегрегация и конфронтация
полов с возрастом не разрушались. При
этом новые отношения складываются в старых
условиях, и это непросто. Девочки и мальчики
вступают во взаимоотношения друг с другом
со старым багажом — в виде мальчишеской
и девчоночьей субкультур. Важную роль
при этом играют существующие взгляды
и установки детей разного пола по отношению
к сексу и различным проблемам, связанным
с ним.
Исследование английских ученых Дж. Хелстеда
и С. Вейт (Halstead, Waite. 2001) продемонстрировало,
что уже в младшем школьном возрасте складываются
две различные сексуальные субкультуры,
принадлежащие разным полам.
Мальчики и девочки растут в условиях
половой сегрегации, поэтому неудивительно,
что у них складываются совершенно разные
взгляды и установки по отношению к сексу.
Девочки выглядят более взрослыми и серьезными,
а мальчики демонстрируют легкомыслие
и все тот же «хулиганский» стиль. А ведь
в будущем, став взрослыми, женщины и мужчины
будут вступать в сексуальные взаимоотношения,
и им придется либо корректировать свои
установки, либо испытывать массу эмоциональных
проблем от взаимного непонимания. Поэтому
вполне понятна тревога ученых и воспитателей
за будущее этих детей. И не случайно ставится
вопрос об их сексуальном воспитании.
К юношескому возрасту (а порой и ко взрослости
— что демонстрирует книга Г. Ф. Келли,
2000) они подходят все с тем же багажом разных
сексуальных субкультур.
Когда создается пара влюбленных, оказывается,
что участники ждут от отношений
различных вещей. Мужчины ориентированы
на получение удовольствия — от
самого секса и от возможности
весело проводить время с партнершей.
Женщины же ориентированы на создание
долговременных прочных отношений, которые
именуются любовью (Роской и др.). Эти половые
различия были установлены во многих странах
Запада, в различных этнических группах
всех экономических уровней. Таким образом,
это устойчивое культурное образование,
свидетельствующее о различиях сексуальных
субкультур мужчин и женщин.
Таким образом, во взрослую жизнь юноши
и девушки вступают, имея различные установки
на секс и сексуальные отношения, и этот
груз нередко порождает конфликты.
Во взрослости женщины и мужчины нередко
демонстрируют приверженность к различным
любовным стилям. Рассмотрим это явление
более подробно.
Сегодня популярна типология любовных
стилей, которую в 1986 г. разработали К.
и С. Хендрик. Она включает 6 типов любви,
обозначаемых греческими терминами (цит.
по: Davies, 2001, и Келли, 2000):
1) эрос — чувственная любовь (страстность,
преданность, физическое влечение);
2) людус — любовь-игра (множество партнеров,
легкое, безответственное отношение к
любви как к игре);
3) мания — болезненная зависимость от
партнера, желание безраздельно обладать
им (одержимость, страстность и ревность);
4) прагма — любовь, основанная на разумном,
практическом выборе партнера;
5) агапэ — альтруистическая, жертвенная
любовь (главная ее цель — счастье любимого
человека);
6) сторге — любовь, основанная на прочной
дружбе и уважении к партнеру.
Разумеется, у одного и того же человека
может наблюдаться сочетание различных
стилей. Какие же стили предпочитают мужчины
и женщины? М. Дэвис (Davies, 2001) в своем исследовании
установил, что мужчины предпочитают эротический
и игровой стили (эрос и людус) и отвергают
альтруистический и болезненный (агапэ
и манию). Женщины в своих отношениях с
мужчиной стремятся к альтруистической
любви (агапэ) и отрицательно относятся
к легкомысленному стилю (людус).
Это исследование демонстрирует, что гендерные
стереотипы проявляются и в сексуальных
установках. Это не означает, что все мужчины
проявляют в любви легкомыслие, а женщины
— альтруизм. Однако разница в установках
в самом деле может порождать конфликты
в сексуальных отношениях. Альтруистичная
женщина ждет от мужчины ответного стремления
к самопожертвованию, а мужчину, настроившегося
на легкий флирт, такое стремление женщины
может раздражать и вызывать опасение,
что им хотят покомандовать. Во избежание
конфликтов психологи рекомендуют выяснять
эти установки партнеров в самом начале
отношений. С другой стороны, все это не
означает, что оба партнера не способны
меняться. Длительные счастливые любовные
отношения невозможны без того, чтобы
мужчины и женщины не учились друг у друга.
Важнейшим элементом сексуальных
взаимоотношений является экстремальная
ситуация в виде измены и угрозы
разрыва отношений. Здесь мужчин
и женщин подстерегают дополнительные
сложности, поскольку они могут
по-разному относиться к этой ситуации
и вести себя в ней.
Реакции женщин и мужчин на измену
и разрыв отношений
В любовной истории каждой пары встречаются
испытания, которые угрожают со-хранению
взаимоотношений. Прежде всего, это измена.
Она может быть реальной или вымышленной,
сексуальной или психологической (возникновение
влюбленности в другого партнера без сексуальных
проявлений). Как правило, люди при этом
испытывают сильное эмоциональное потрясение.
Кто больше страдает от таких потрясений
— мужчины или женщины? Распространено
стереотипное мнение, что женщины. Однако
мы уже не раз убеждались в том, что стереотипы
не подтверждаются в исследованиях.
Американские психологи В. Абрахам, Р.
Креймер и коллеги (Abraham, Cramer et al, 2001) провели
несколько таких исследований. Выяснилось,
что американский белый мужчина больше,
чем женщина, испытывает дистресс, когда
у его партнерши появляется сексуальная
страсть к другому мужчине. Женщина больше
потрясена (тоже вплоть до дистресса),
когда ее партнер испытывает глубокую
эмоциональную привязанность к другой
женщине.
Кроме того, обнаружились половые различия
и в поведении, которое следовало за изменой.
Мужчины долгое время не следили за собой,
не желали быть физически привлекательными.
Женщины же долго не хотели работать. Таким
образом, оба пола становятся уязвимыми
в той области, которая является привилегией
другого пола (привлекательность — у женщин
и работа — у мужчин).
Эти данные свидетельствуют о глубоких
эмоциональных потрясениях от измены
— и у мужчин, и у женщин.
Но реакции эти, не различаясь по силе,
различаются по характеру. Такие различия
также могут вести к непониманию во взаимоотношениях.
Мужчина, влюбившись в другую женщину,
но не вступив с нею в сексуальную связь,
может считать себя «чистым» перед своей
партнершей и искренно недоумевать, почему
она страдает. Женщина же, изменив своему
возлюбленному со случайным партнером,
может считать это несущественным событием
своей жизни и не понимать, почему оно
вызывает столь сильную эмоциональную
реакцию у мужчины.
А как мужчины и женщины относятся к разрыву
отношений? Есть данные о существовании
половых различий и здесь (исследования
цит. по: Cross, Madson, 1997; Baumeister, Sommer, 1997).
Хилл и коллеги установили, что женщины
чаще мужчин становятся инициаторами
разрыва длительных отношений со своими
партнерами, причем даже в том случае,
если любовь женщины была большей, чем
любовь мужчины. Но при этом мужчины испытывают
больший дистресс от такого разрыва.
Есть данные, что мужчины быстро утешаются
после разрыва (Альбрехт и др.) — в частности,
после развода они чаще женщин женятся
повторно. Но это скорее свидетельствует
о больших возможностях мужчины найти
партнершу, чем женщины — партнера, в силу
стереотипов о том, что мужчина должен
быть старше женщины и в супружеской паре,
и в паре возлюбленных. Еще одно объяснение
половых различий в ситуации разрыва предлагают
С. Кросс и Л. Мэдсон (Cross, Madson, 1997). Они считают,
что женщины часто отвергают (и бросают)
мужчин из-за того, что боятся грубости
и насилия с их стороны. Как бы то ни было,
и в этой сложной ситуации существует
проблема взаимного непонимания между
полами, а такое непонимание часто приводит
к серьезным психологическим последствиям,
влияющим на дальнейшую жизнь людей.
Обратимся к еще одному аспекту сексуальных
отношений — сексуальному поведению и
отношению к разнообразным проявлениям
этого поведения. Отличаются ли и здесь
мужчины и женщины?