Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

 
Гендерная сегрегация в детских  группах 
 В этих группах и ситуациях проявляются две тенденции: к половой сегрегации (раздельному общению полов) и конвергенции (взаимодействию полов). Следствием первой тенденции является конфронтация во взаимоотношениях между полами, а следствием второй — формирование хороших, гармоничных отношений. Различия между мальчиками и девочками, которые ведут к стремлению к половой сегрегации (первичные различия), в дальнейшем в результате сегрегации усиливаются — это вторичные половые различия, которые существуют в виде двух субкультур — мужской и женской. 
 По Э. Маккоби, половая сегрегация имеет возрастную специфику. В 1-2 года существуют две равнозначные тенденции: наличие предпочтения партнеров своего пола и его отсутствие. 
 Как стремление отделиться от противоположного пола половая сегрегация по-является на третьем году жизни у девочек и на четвертом — у мальчиков. 
 Факторами, влияющими на нее, являются игры, увеличение круга общения, количественный рост однополых группировок в условиях автономии общения от взрослых и характер культуры — с преобладанием гендерного неравенства или равенства. 
 С началом школьного обучения растет влияние культуры. В странах, где стремятся к уменьшению половой сегрегации, в присутствии взрослых она мало заметна. Но в свободном общении (в школьном коридоре, в столовой, в играх, после окончания занятий) она продолжает существовать. Сегрегация по полу выражена сильнее, чем по возрасту и расовой принадлежности. Она относительно независима от влияния взрослых. 
 В результате половой сегрегации складываются две детские субкультуры: при-надлежащие мальчикам и девочкам. Показатели этих культур: игровые стили, игровые фантазии и роли, характер активности и интересы, речевые паттерны, устойчивость группировок и дружба. 
 Половая сегрегация (и конфронтация полов) наряду с конвергенцией (и со-трудничеством) в деловом мире взрослых проявляется, несмотря на политику равных возможностей.

 
Мужчины и женщины в деловом  мире 
Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире так же, как и в детстве, обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией и конвергенцией. Последняя тенденция — результат серьезных изменений, происшедших в обществе (поскольку мужчинам и женщинам приходится работать вместе). При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и гармоничные отношения, нацеленные на сотрудничество представителей двух полов. 
Долгое время деловой мир был миром только мужчин. Но как только женщинам стало позволено участвовать в общественном производстве (в Средние века), ситуация изменилась. Мужчины стали воспринимать женщин как конкурентов и относиться к ним как к конкурентам. Французская исследовательница Э. Сюлле-ро (1973) убедительно это доказывает. Мужчины не уступали женщинам престижные и хорошо оплачиваемые виды занятий, но женщины довольствовались тем, что было, и постепенно осваивали те профессии, которые раньше принадлежали мужчинам. 
В этих исследованиях были выдвинуты три гипотезы о том, каково положение женщин в деловом мире. Согласно первой, принадлежащей Дж. Маршаллу (цит. по: Rojahn et al, 1997), женщины здесь — пришельцы, «существа с другой планеты», которые не вписываются в жесткую мужскую среду. Но дальнейшие исследования продемонстрировали несостоятельность данной гипотезы: в последнее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами и даже вытесняют их с руководящих должностей. В частности, установлено, что мужчины лучше работают на низшем уровне управления (где требуются технические знания и умения), а женщины — на среднем, где требуется умение ладить с людьми. 
Большее распространение получила гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха (Powell, Butterfield, 1994). Для мужчин такой преграды не существует. Поскольку она невидима, с ней трудно бороться. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно существует. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины (Martin, 1986). 
Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется теорией «звездной болезни». Под «звездной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам (Rojahn et al., 1997). Такое жесткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным тендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а женщины.

 
До сих пор очень популярна  работа Р. Кентер, которая появилась  в 1977 г. и называлась «Мужчины и женщины  в организации» (Men and women of the corporation; цит. no: Bartol, Martin, 1986). Кентер заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. Обычно по своему составу (к примеру, половому) группа делится на две части. Большинство членов было названо доминантами, а меньшинство — токенами (от англ. token — символ). В самом деле, одна-две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол.  
Женщины прибегают к защитным стратегиям, которые английские исследовательницы С. Уолш и К. Кесселл (Walsh. Cassell, 1995) назвали гендерным менеджментом. Вот примеры такого менеджмента, которые были обнаружены в двух образовательных учреждениях: 
1) «сверхфункционирование на работе» (женщины проводят на рабочем месте 
больше времени, чем мужчины, доказывая, что они — хороши специалисты); 
2) «фемининный стиль»: использование специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами (кокетство, флирт, лесть, принижение своих способностей), чтобы заставить мужчин работать (например, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу); 
3) «работа за сценой»: женщины чаще мужчин делают работу, которая не оплачивается (улаживают конфликты, занимаются эмоциональными проблемами 
студентов, проводят дополнительные занятия); 
4) «материнские способности»: по отношению к коллегам-мужчинам (особенно 
с высоким должностным статусом) женщина выступает в роли заботливой матери — внимательно выслушивает исповеди об их проблемах, заботится о них 
и в результате добивается усиления своего влияния в организации; 
5) применение «маски»: женщины скрывают свою эмоциональную и личную 
жизнь, избегают говорить о детях, чтобы не получить ярлык менее эффективных работников, чем на самом деле (к этой стратегии особенно часто прибегают женщины, которые думают о карьере руководителя). 
Такое поведение выгодно для организации, которая эксплуатирует альтруистический потенциал женщин, но может, по мнению авторов, представлять угрозу психическому здоровью женщин. 
Есть еще одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира. Свое неблагоприятное положение в группе токены (в нашем случае — женщины) могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент — способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов (Riordan et al, 1994).

 
Одним из проявлений такого менеджмента  является инграциация (Wayne et al., 1994). Это  понятие было введено Э. Джонсом (а теоретическая модель разработана  Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации — мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь. 
Очевидно, что и гендерный менеджмент и инграциация являются приемами манипулирования окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин. 
Гендерные отношения, которые складываются в деловом мире сложные. Однако не всегда эти отношения неблагоприятны. Работая вместе, мужчины и женщины учатся друг у друга. В частности, это касается начальников и их заместителей (независимо от пола), между которыми особенно необходимо взаимопонимание. Исследование С. Комивз (Komives, 1991) показало, что мужчины и женщины могут успешно работать друг с другом и устанавливать хорошие взаимоотношения, независимо от того, какого пола начальник и какого — заместитель. 
Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо ее последствия — в виде конфронтации полов. 
Но в наибольшей степени сегрегация и конвергенция полов, их конфронтация и поиск гармонии в отношениях проявляются в интимной сфере.

 
Дружеские и сексуальные гендерные  отношения 
Дружба и любовь объединена в одном параграфе, так как они представляют собой разновидности интимных гендерных отношений, т. е. близких, теплых отношений с раскрытием себя партнеру и эмоциональным удовлетворением от взаимопонимания. Здесь также наблюдаются две тенденции: в детстве и во взрослой дружбе преобладает половая сегрегация, в то время как в сексуальных отношениях — как конвергенция (среди гетеросексуалов), так и сегрегация полов (среди гомосексуалов). 
Дружеские отношения 
Существует очень небольшое количество исследований этого вида отношений. О дружбе детей кое-что было сказано выше: в основном это дружба с представителями своего пола, и только иногда в дошкольном возрасте встречается межполовая дружба. Дружба же взрослых— женщин с женщинами, мужчин с мужчинами и уж тем более женщин с мужчинами (последнее обычно считается скрытой формой сексуальных отношений — Келли, 2000) — в психологической литературе практически не рассматривается, хотя этот аспект проблемы гендерных отношений очень актуален.  
Дружба (как правило, однополая) обычно предполагает интимность. В детском возрасте она проявляется в доверии, раскрытии какого-то личного секрета, а у девочек — еще и во взглядах и прикосновениях. Во взрослом возрасте эта интимность предполагает самораскрытие, предоставление партнеру личной информации о себе. 
Выделяют 2 вида такого самораскрытия (Мортон, цит. по: Cross, Madson, 1997): 
1) «описательное»: собеседник рассказывает о себе, но сообщает только факты; 
2) «оценочное» (хотя мне кажется, что более точно называть его «эмоциональным»): партнер сообщает о своих мыслях и чувствах, оценках и взглядах. 
И тот и другой вид раскрытия себя ведет к установлению интимных дружеских отношений, но второй вид ведет к большей интимности.

 
По данным многих авторов, для мужчин более характерно описательное, а  для женщин — эмоциональное самораскрытие. Мужчины особенно не любят говорить о своих негативных эмоциях: депрессии, тревоге, печали, гневе и страхе. Причина этого факта состоит в том, что сохранение в тайне этих эмоций и соответствующих им мыслей позволяет мужчинам защитить или даже усилить свое чувство автономии и независимости, ведь если кто-то не знает твоих мыслей и чувств, он не сможет понимать, предсказывать и контролировать твое поведение. 
Хотя и женщины и мужчины стремятся к установлению интимных (т. е. близких, теплых) отношений в однополой дружбе, для женщин это более значимо (об этом сообщили 82 и 73% респондентов женского и мужского пола соответственно (Колдуэлл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Есть и другие данные, свидетельствующие о том, что половые различия в этом плане уменьшаются. 
Правда, исследуя степень интимности мужской и женской дружбы, ученые обнаружили, что оба пола вкладывают в это понятие разные вещи. Мужчины говорят со своими друзьями о спорте и политике и редко касаются личных отношений, женщины же в разговорах с близкими подругами затрагивают в первую очередь именно личностные темы и связанные с ними чувства, проблемы, взаимоотношения между людьми (Ариес и коллеги, пит. по: Cross, Madson, 1997). Необходимой предпосылкой дружбы для женщин является сходство взглядов и ценностей, а для мужчин — сходство интересов и предпочитаемой деятельности (Хилл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). В целом оба пола способны к установлению интимных дружеских отношений, но степень интимности у женщин больше. 
Когда мужчины общаются с женщинами, они также склонны больше раскрываться, их отношения становятся более теплыми и близкими и в результате приносят больше удовлетворения, чем отношения с мужчинами (Дерлега и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Если в отношениях с другими мужчинами они игнорируют эмоциональный аспект отношений, то в отношениях с женщинами подчеркивают его (Буковски и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Возможно, они делают это с «инструментальной» целью — для того, чтобы ускорить развитие этих отношений, поскольку больше эмоционально раскрываются с привлекательными женщинами (Миллер и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Но это уже относится к теме сексуальных отношений.

 
Сексуальные установки детей и  юношества 
Выше были приведены примеры зарождающейся сексуальности во взаимоотношениях девочек и мальчиков. Удивительно, но она появляется в условиях половой сегрегации и даже конфронтации полов (порой очень жесткой). Однако нормальные гетеросексуальные отношения были бы невозможными, если бы половая сегрегация и конфронтация полов с возрастом не разрушались. При этом новые отношения складываются в старых условиях, и это непросто. Девочки и мальчики вступают во взаимоотношения друг с другом со старым багажом — в виде мальчишеской и девчоночьей субкультур. Важную роль при этом играют существующие взгляды и установки детей разного пола по отношению к сексу и различным проблемам, связанным с ним. 
Исследование английских ученых Дж. Хелстеда и С. Вейт (Halstead, Waite. 2001) продемонстрировало, что уже в младшем школьном возрасте складываются две различные сексуальные субкультуры, принадлежащие разным полам.  
Мальчики и девочки растут в условиях половой сегрегации, поэтому неудивительно, что у них складываются совершенно разные взгляды и установки по отношению к сексу. Девочки выглядят более взрослыми и серьезными, а мальчики демонстрируют легкомыслие и все тот же «хулиганский» стиль. А ведь в будущем, став взрослыми, женщины и мужчины будут вступать в сексуальные взаимоотношения, и им придется либо корректировать свои установки, либо испытывать массу эмоциональных проблем от взаимного непонимания. Поэтому вполне понятна тревога ученых и воспитателей за будущее этих детей. И не случайно ставится вопрос об их сексуальном воспитании. 
К юношескому возрасту (а порой и ко взрослости — что демонстрирует книга Г. Ф. Келли, 2000) они подходят все с тем же багажом разных сексуальных субкультур.

 
Когда создается пара влюбленных, оказывается, что участники ждут от отношений  различных вещей. Мужчины ориентированы  на получение удовольствия — от самого секса и от возможности  весело проводить время с партнершей. Женщины же ориентированы на создание долговременных прочных отношений, которые именуются любовью (Роской и др.). Эти половые различия были установлены во многих странах Запада, в различных этнических группах всех экономических уровней. Таким образом, это устойчивое культурное образование, свидетельствующее о различиях сексуальных субкультур мужчин и женщин. 
Таким образом, во взрослую жизнь юноши и девушки вступают, имея различные установки на секс и сексуальные отношения, и этот груз нередко порождает конфликты. 
Во взрослости женщины и мужчины нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно. 
Сегодня популярна типология любовных стилей, которую в 1986 г. разработали            К. и С. Хендрик. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами (цит. по: Davies, 2001, и Келли, 2000): 
1) эрос — чувственная любовь (страстность, преданность, физическое влечение); 
2) людус — любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре); 
3) мания — болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, страстность и ревность); 
4) прагма — любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера; 
5) агапэ — альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель — счастье любимого человека); 
6) сторге — любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру. 
Разумеется, у одного и того же человека может наблюдаться сочетание различных стилей. Какие же стили предпочитают мужчины и женщины? М. Дэвис (Davies, 2001) в своем исследовании установил, что мужчины предпочитают эротический и игровой стили (эрос и людус) и отвергают альтруистический и болезненный (агапэ и манию). Женщины в своих отношениях с мужчиной стремятся к альтруистической любви (агапэ) и отрицательно относятся к легкомысленному стилю (людус). 
Это исследование демонстрирует, что гендерные стереотипы проявляются и в сексуальных установках. Это не означает, что все мужчины проявляют в любви легкомыслие, а женщины — альтруизм. Однако разница в установках в самом деле может порождать конфликты в сексуальных отношениях. Альтруистичная женщина ждет от мужчины ответного стремления к самопожертвованию, а мужчину, настроившегося на легкий флирт, такое стремление женщины может раздражать и вызывать опасение, что им хотят покомандовать. Во избежание конфликтов психологи рекомендуют выяснять эти установки партнеров в самом начале отношений. С другой стороны, все это не означает, что оба партнера не способны меняться. Длительные счастливые любовные отношения невозможны без того, чтобы мужчины и женщины не учились друг у друга.

 
Важнейшим элементом сексуальных  взаимоотношений является экстремальная  ситуация в виде измены и угрозы разрыва отношений. Здесь мужчин и женщин подстерегают дополнительные сложности, поскольку они могут  по-разному относиться к этой ситуации и вести себя в ней.

 
Реакции женщин и мужчин на измену и разрыв отношений 
В любовной истории каждой пары встречаются испытания, которые угрожают со-хранению взаимоотношений. Прежде всего, это измена. Она может быть реальной или вымышленной, сексуальной или психологической (возникновение влюбленности в другого партнера без сексуальных проявлений). Как правило, люди при этом испытывают сильное эмоциональное потрясение. Кто больше страдает от таких потрясений — мужчины или женщины? Распространено стереотипное мнение, что женщины. Однако мы уже не раз убеждались в том, что стереотипы не подтверждаются в исследованиях. 
Американские психологи В. Абрахам, Р. Креймер и коллеги (Abraham, Cramer et al, 2001) провели несколько таких исследований. Выяснилось, что американский белый мужчина больше, чем женщина, испытывает дистресс, когда у его партнерши появляется сексуальная страсть к другому мужчине. Женщина больше потрясена (тоже вплоть до дистресса), когда ее партнер испытывает глубокую эмоциональную привязанность к другой женщине. 
Кроме того, обнаружились половые различия и в поведении, которое следовало за изменой. Мужчины долгое время не следили за собой, не желали быть физически привлекательными. Женщины же долго не хотели работать. Таким образом, оба пола становятся уязвимыми в той области, которая является привилегией другого пола (привлекательность — у женщин и работа — у мужчин).

 
Эти данные свидетельствуют о глубоких эмоциональных потрясениях от измены — и у мужчин, и у женщин. Но реакции эти, не различаясь по силе, различаются по характеру. Такие различия также могут вести к непониманию во взаимоотношениях. Мужчина, влюбившись в другую женщину, но не вступив с нею в сексуальную связь, может считать себя «чистым» перед своей партнершей и искренно недоумевать, почему она страдает. Женщина же, изменив своему возлюбленному со случайным партнером, может считать это несущественным событием своей жизни и не понимать, почему оно вызывает столь сильную эмоциональную реакцию у мужчины. 
А как мужчины и женщины относятся к разрыву отношений? Есть данные о существовании половых различий и здесь (исследования цит. по: Cross, Madson, 1997; Baumeister, Sommer, 1997). 
Хилл и коллеги установили, что женщины чаще мужчин становятся инициаторами разрыва длительных отношений со своими партнерами, причем даже в том случае, если любовь женщины была большей, чем любовь мужчины. Но при этом мужчины испытывают больший дистресс от такого разрыва. 
Есть данные, что мужчины быстро утешаются после разрыва (Альбрехт и др.) — в частности, после развода они чаще женщин женятся повторно. Но это скорее свидетельствует о больших возможностях мужчины найти партнершу, чем женщины — партнера, в силу стереотипов о том, что мужчина должен быть старше женщины и в супружеской паре, и в паре возлюбленных. Еще одно объяснение половых различий в ситуации разрыва предлагают С. Кросс и Л. Мэдсон (Cross, Madson, 1997). Они считают, что женщины часто отвергают (и бросают) мужчин из-за того, что боятся грубости и насилия с их стороны. Как бы то ни было, и в этой сложной ситуации существует проблема взаимного непонимания между полами, а такое непонимание часто приводит к серьезным психологическим последствиям, влияющим на дальнейшую жизнь людей. 
Обратимся к еще одному аспекту сексуальных отношений — сексуальному поведению и отношению к разнообразным проявлениям этого поведения. Отличаются ли и здесь мужчины и женщины?

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"