Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
Примеры участия женщин в войнах и
проявления ими мужества имеются и в странах
Запада. Хрестоматийным является образ
Жанны Д'Арк, деяния которой описаны во
многих литературных произведениях.
В ряде западных стран женщины довольно
активно участвуют в службе в армии. В
Израиле женщин в армии 11 %, и в этой стране
существует всеобщая воинская обязанность
не только для мужчин, но и для женщин (правда,
женщины служат меньший срок), в Канаде
— 10,9 %, в Великобритании — 6 %, в Японии
— 3,5 %, во Франции — 2,9%. В основном, женщины
выполняют штабную работу, служат интендантами,
инструкторами и освобождаются от участия
в боевых действиях.
В то же время женщина, поступившая на
военную службу, имеет определенные возможности
для самореализации; для нее открываются
возможности служебной карьеры (за последние
годы почти вдвое увеличилось количество
военнослужащих женщин, проходящих службу
в должности офицеров), самоутверждения,
стать независимой и самостоятельной,
приносить пользу обществу. По данным
Р. X. Кузиной, 56 % женщин охарактеризовали
военную службу как достаточно интересную
для себя, разнообразную, нескучную, но
не позволяющую проявлять инициативу.
Военная служба по контракту наиболее
привлекательна для женщин в возрасте
после 30 лет (для мужчин — в возрасте от
20 до 24 лет). Средний возраст женщин-военнослужащих
в России — 37-38 лет, хотя наблюдается тенденция
к омоложению состава женщин-военнослужащих.
При этом замужних женщин почти вдвое
больше, чем женатых мужчин-контрактников
рядового состава. Замужние военнослужащие
имеют, как правило, двоих детей. Образовательный
ценз у военнослужащих женщин намного
выше, чем у мужчин (высшее образование
в 1994 г. было у 22 % опрошенных женщин и у
3,5 % мужчин, проходящих по контракту военную
службу на должностях сержантского и рядового
состава, а в 1999 г. жен-щин с высшим образованием
было в армии уже 37 %).
6. Гендер и физическая культура
В этой главе речь идет о том, как проявляют
себя лица мужского и женского пола в той
сфере общественной жизни, которая называется
«физическая культура». Рассматриваются
половые особенности физического воспитания
школьников, потребность в двигательной
активности лиц мужского и женского пола,
отношение к учителям разного пола, что
нравится, а что не нравится мальчикам
и девочкам на уроках физкультуры. Обсуждается,
как влияют физические нагрузки на функционирование
их репродуктивной сферы, должна ли прерываться
тренировка девушек и женщин во время
менструального цикла, одинаково ли легко
адаптируются к физическим нагрузкам
мужчины и женщины, насколько спортивные
достижения женщин уступают таковым мужчин,
чем отличаются спортивные карьеры мужчин
и женщин, почему на всех крупных международных
соревнованиях проводится медицинский
контроль на половую принадлежность. Речь
идет также о том, тя-жело ли женщине быть
тренером.
Во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
в высшем свете эталоном были сильный
мужчина и женщина (или девушка) «слабая
здоровьем». Некоторые из девушек для
соответствия этому эталону даже пили
уксус, что вызывало бледность лица, а
заодно и заболевание желудка. К. Маркс,
отвечая на анкету дочерей, тоже не избежал
влияния этих стереотипов, сказав, что
главным признаком достоинства мужчины
является сила, а женщины — слабость.
Сейчас в моде женщины спортивного типа,
обладающие стройной фигурой и развитыми
психомоторными качествами. Достижению
такого идеала способствуют занятия физическими
упражнениями.
С научных позиций изучение женщин, занимающихся
спортом, позволяет определить неизвестные
до недавнего времени предельные возможности
женского организма при выполнении различных
по характеру физических нагрузок и упражнений.
Этому способствует и то обстоятельство,
что в последние годы женщины стали заниматься
видами спорта, которые рассматривались
как чисто мужские.
Физкультурно-спортивная мотивация
лиц мужского и женского пола. Мужчины
более активно относятся к занятиям физкультурой
и спортом, чем женщины. Это подтверждается
данными, полученными как на городских,
так и, сельских жителях в различных регионах
нашей страны. Социологическое исследование
П. А. Виноградова с соавторами (1977) выявило,
что распространенность занятий утренней
гимнастикой составляла среди мужчин
— 65,2 %, а среди женщин — 34,3 %. Это же подтверждают
и данные И. И. Мансурова (1973): делали утреннюю
гимнастику 50,7 % мужчин и 37,9 % женщин. По
его опросу занимались в спортивных секциях
8,1 % мужчин и 2,9% женщин, живших в Карачаево-Черкесии,
участвовали в соревнованиях соответственно
10,8 % мужчин и 2,1 % женщин.
Спортивная деятельность мужчин и женщин.
В Древней Греции олимпийские игры были
чисто мужским мероприятием. Устав этих
игр категорически возбранял приходить
на олимпийский стадион женщинам. Нарушительниц
этого запрета полагалось сбрасывать
в пропасть со скалы. Исключение делалось
лишь для жрицы богини плодородия Деметры,
у которой на стадионе даже было персональное
мраморное кресло. Дело в том, что олимпийские
игры проводились осенью как праздник
урожая.
Чисто мужскими по составу участников
оказались и первые олимпийские игры нашего
времени, хотя есть свидетельства, что
женщины с давних времен занимались некоторыми
видами спорта. У спартанских женщин был
свой праздник, посвященный богине Гере
и называвшийся Гереей. Проходил этот
праздник на том же олимпийском стадионе.
Сначала женщины состязались лишь в беге
на дистанцию, которая была короче мужской
на одну ше-стую. Со временем программа
Герей расширилась и спартанки выступали
в конных состязаниях, борьбе, прыжках
в длину.
Первый официальный женский чемпионат
мира состоялся в 1906 г. по фигурному катанию
и он дал толчок и для проведения национальных
чемпионатов для женщин в Германии (1911),
Австрии (1913) и США (1914). Проведение соревнований
только для женщин во многом было обусловлено
противодействием сильных религиозных
конфессий, которые выступали против смешанных
соревнований. Участие девушек в совместных
соревнованиях с юношами было, например,
запрещено в Германии конвенцией епископов
1913 г. Наиболее прогрессивную позицию
заняла Международная Федерация плавания,
поддержавшая стремление женщин участвовать
в Олимпийских играх 1912 г. В то же время
занятия женщин легкой атлетикой вызывали
скрытое сопротивление даже таких личностей,
как Пьер де Кубертен и его преемник Звери
Брендедж.
В настоящее время женщины
Н. Л. Ильина (1998) выявила, что основными
мотивами ухода из спорта у мужчин являются
финансовые затруднения, у женщин — вступление
в брак и рождение ребенка (а по данным
Л. И. Лубышевой — травмы, болезни, спортивные
неудачи, неспособность выдерживать высокие
нагрузки, разочарование в спорте и желание
получить образование и выйти замуж).
Пол и тренерская работа. Тренеров-мужчин
больше, чем тренеров-женщин, хотя их соотношение
во многом определяется видом спорта.
Естественно, в чисто женских видах спорта
(художественная гимнастика, фигурное
плавание и т. д.) доминируют тренеры-женщины,
а в чисто мужских (до недавнего времени)
видах доминируют тренеры-мужчины. Опрос
женщин-спортсменок, проведенный Л. И.
Лубышевой, выявил, что тренерами намерены
стать 38,7%, менеджерами 20,2 %, 17,4 % — инструкторами
физкультуры, 16,3 % — организаторами физкультурно-спортивной
работы и 4,6 % — учителями физкультуры.
То, что женщины не очень стремятся работать
тренерами, вызвано многими обстоятельствами,
в том числе и социальными. Во-первых, работа
со спортсменами высокого класса требует
постоянного пребывания на сборах и соревнованиях,
что для женщины-тренера, имеющей детей,
явно неприемлемо (впрочем, и тренеры-мужчины
терпят от этого многие лишения; так, жена
одного известного в нашей стране тренера,
находившегося 9 месяцев в году на сборах
со своими спортсменами, заявила ему: «Все,
хватит! Подаю на развод. Мне нужен муж,
а не тренер!»). Во-вторых, сами спортсменки
в игровых видах спорта чаще всего предпочитают
тренеров авторитарного типа. Помню, как
капитан одной из женских команд мастеров
на мой вопрос: «Хотели бы вы иметь тренером
женщину?» сказала: «А зачем нам еще одна
баба? Нам нужен человек, который держал
бы нас в кулаке». В-третьих, многие женщины,
тренировавшие женские игровые команды,
вынуждены уходить с этого поста, попадая
в чисто мужские взаимоотношения и испытывая
сексуальные домогательства со стороны
спортивных судей и начальства.
Специфика руководства женскими спортивными
командами. Трудности руководства
женскими командами возникают в
связи со специфичностью женской
психологии. С этим сталкиваются многие
тренеры, и особенно это заметно
для тренеров, переходящих в женские
команды из мужских. Высокая тревожность,
эмоциональность, большая, чем у мужчин,
солидарность приводят к проблемам, которые
в мужских командах, как правило, отсутствуют.
Упрек, брошенный тренером двум-трем спортсменкам,
может неожиданно вызвать негативную
реакцию у всей команды.
Мужчины более хладнокровны, решительны
и смелы в напряженной и опасной ситуации.
Женщины в таких ситуациях могут растеряться,
забыть выученное. Они идут на риск с такой
же решительностью, как и мужчины, только
в том случае, если тот или иной тактический
или технический прием отработан до совершенства.
Некоторые тренеры отмечают, что в спортивных
играх женщины играют лучше в защите, чем
в нападении.
Какой бы напряженной ни была игра, спортсменка
не может сосредоточить на ней все свое
внимание, так как она смотрит на себя
со стороны, думает, какое впечатление
она производит на зрителей. Мужчины же
легче настраиваются на борьбу, они все
в деятельности. Женщины в большей мере
привязаны к дому, семье, близким, и все
это мешает их полной самоотдаче спортивным
занятиям.