Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

Гендерный стереотип — это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и/или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых (И. А. Тупицына).

 

 

Гендерные стереотипы могут оказывать  на людей положительное и отрицательное  воздействие. В современном мире в общественном сознании и практиках  взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дис-криминационные практики в отношении женщин.

Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в  развитии индивидуальности. Следование гендерным стереотипам часто  связано с механизмами долженствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зави-симость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

Но даже индивид, признающий свою независимость  от гендерных стереотипов, может  им следовать на бессознательном  уровне. Так гендерные представления  превращаются в самоисполняющиеся  пророчества.

Самоисполняющееся пророчество —  это неосознанное, внутреннее убеждение  человека, установка по отношению  к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознаваемые установки в  отношения самого себя, индивид внешне заявляет независимость от гендерного стереотипа, но тем не менее привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.

 

Один из отрицательных эффектов гендерных стереотипов заключается  в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Так, К. Мартин (1990) в первой группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из 40 предложенных — среди которых были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные» — они обладают. Во второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и женщин присуще каждое из 40 качеств. В первой группе, где опрашиваемые оценивали сами себя, половые различия выявились только по пяти качествам: эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились по всем качествам. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить (Eagly, Mladnic, 1989).

Второй отрицательный эффект гендерных  стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Третий отрицательный эффект гендерных  стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

 

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер (М. Jackman, M. Senter, 1981) выявили, что только 22 % мужчин считают, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считает более эмоциональными женщин, и тех, кто считает более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.

Для лица мужского пола прослезиться — значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности (J. O'Neil, 1990). Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

Как указывалось выше, гендерные  стереотипы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние  на формирование гендерной идентичности, и в частности, гендерных ролей и гендерных характеристик. Рассмотрим подробнее понятия «гендерные роли» и «гендерные характеристики».

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Исследования социальных ролей помогают прояснить  особенности поведения личности, ее взаимосвязи с социальной средой. Специфика социальных ролей, их классификация, взаимовлияние личности и социальной роли, ролевые конфликты — все эти вопросы разрабатывались в ролевых теориях. Ролевые теории — одно из направлений интеракционистской ориентации, активно развивающееся в первой половине XX столетия. Наиболее известные представители этого направления: И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт. В научный оборот термин «роль» ввели в 1920-1930-е годы Дж. Мид и Р. Линтон.

Роль, по мнению Р. Линтона, включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого, имеющего определенный статус. В связи с  тем, что роль представляет собой  внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, то есть тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса. Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен де-лать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

 

Успешность выполнения роли индивидом  зависит от ряда факторов: 1) знание роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) значимость выполняемой роли; 3) умение выполнять данную роль; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Неуспешное исполнение той или иной роли может вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не может исполнять все роли одинаково качественно, в соответствии с предписанными требованиями. Внутриролевой конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.

  Гендерные роли — это  роли, обусловленные дифференциацией  людей в обществе по признаку  пола. Гендерная роль — дифференциация  деятельности, статусов, прав и обязанностей  индивидов в зависимости от  их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор-мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

Таким образом, гендерные роли можно  рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям  судить о принадлежности индивида к  мужскому или женскому полу. Другими  словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины  или будущей женщины приобретается  ребенком при рождении, а затем  в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять  ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

 

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях.

На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных отношений  гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы  совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль — производная от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.

К гендерным характеристикам личности относят: феминность (женственность), маскулинность (мужественность) и андрогинность.

 

2. Представления о феминности  и маскулинности. Теория андрогинности

Маскулинность и феминность (от лат. masculinus — мужской , nfemininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Психология. Словарь, 1990). Некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими и вводящими в заблуждение.

Коротко рассмотрим историю данного вопроса и различные представления об этих понятиях.

Как отмечает В. Е. Каган (1991), не все  в человеке может быть описано  альтернативой «мужское» или  «женское». Например, мужские и женские  половые гормоны продуцируют  как мужской, так и женский организмы, а гормональная маскулинность или фемининность определяется по преобладанию тех или других. По данным Дж. Мани (J. Money, 1980), у мужчин уровень женских гормонов варьирует в больших диапазонах: эстрогенов — от 2 % до   30 % того, что имеется в женском организме, а прогестерона — от 6 % до 100 %. У женщин уровень андрогенов (мужские половые гормоны) составляет по сравнению с уровнем у мужчин 6 %. Головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу (П. А. Вундер, 1980; J. Money, 1980; R. Whalen, 1977). Поэтому максулинность-фемининность описывают как модель в виде сообщающегося сосуда, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой». Это соответствует представлениям Г. Гейсмана, написавшего около века назад книгу «Психология женщины»: различия в мужской и женской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической значимости (цит. по В. М. Хвостову, 1911). Правда, это не помешало ему выделить 6 основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины: эмоциональность; богатая фантазия; конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности; протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере; гармоничность и целостность психики; нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга.

 

О. Вейнингер (1991) тоже писал в начале XX в. о бисексуальности каждого  человека.

На основе этой идеи западные психологи  в 30-60-х гг. XX в. создали несколько специальных шкал для измерения маскулинности—фемининности умственных способностей, интересов, эмоций и т. д. (тест Термана-Майлз, шкала М/Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). Эти шкалы предполагают, что индивиды различаются по степени маскулинности-фемининности. Все свойства в этих тестах альтернативны,   т. е. высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчины желательна высокая маскулинность, а для женщины — высокая фемининность. Однако далеко не все психические качества четко делятся на мужские и женские. Кроме того, обнаружилось, что соотношение М/Ф по разным шкалам может быть различным: человек, маскулинный по одним показателям, может быть фемининным по другим.

Другие методы — тест Сандры Бем (S. Bern, 1979) и «Вопросник личностных свойств» Джанет Спенс и Роберта Хельмриха (J. Spence, R. Helmrich, 1979) — рас-сматривают маскулинность и фемининность не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые качества. С. Бем с помощью своего теста выделила четыре группы мужчин и женщин (табл. ). В итоге выделились 8 полоролевых типов (по 4 для мужчин и женщин).

 

 

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция  связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность — с общением. Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974). Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников (P. Mussen, 1962). Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями (S. Bern, 1979). Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (М. La France, В. Carmen, 1980; A. Locksley, M. Colten, 1979; В. Lott, 1978). Поэтому Дж. Плек (J. Pleck, 1981) полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только по-ложительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления «женских» качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс (Eisler, 1987) или, по О'Нилу, — гендерно-ролевой конфликт.

 

О'Нил с коллегами (O'Neyl et al., 1995) отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.

1. Ограничение эмоциональности  — трудность в выражении своих  эмоций

или отрицание права других на их выражение.

2. Гомофобия — боязнь гомосексуалов.

3. Потребность контролировать людей  и ситуации, проявлять власть.

4. Ограничение сексуального поведения  и демонстрации привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревновательности  и успеху.

6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Теория андрогинности

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность  или фемининность, а андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессии и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины — мужскую и женскую. «Вот с каких давних пор, — пишет Платон, — свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу» (Платон. Пир. — М.: Мысль. — 1993. — С. 98-103). Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"