Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
Наблюдается акселерация веса: девочки и женщины прибавляют в весе больше, чем мальчики и мужчины (по сравнению с предыдущими поколениями).
У женщин меньше энергетическая потребность и более стабильный обмен ве-ществ, чем у мужчин.
Половые различия по ориентации на трату энергии у обычных испытуемых от-сутствуют, однако они есть у лидеров: у женщин существует установка на энерго-затраты, а у мужчин — противоположная — на минимизацию усилий, сохранение энергии.
Мужчины едят больше женщин. Выбирая пищу, женщины стремятся сохранить фигуру, потреблять здоровую пищу и соблюдать различные, порой изнурительные диеты (вследствие чего возникает угроза для здоровья из-за недоедания). Мужчины прежде всего заботятся о питательности пищи (поэтому не отвергают и жирную пищу, если она питательна).
Мужчины имеют преимущество перед женщинами по прочности скелета, и с возрастом это преимущество усиливается.
Окружность грудной клетки увеличивается по сравнению с предыдущими по-колениями, и акселерация более выражена у мальчиков и юношей, чем у девочек и девушек.
Тенденции изменения антропометрических показателей населения не соответ-ствуют современным эталонам красоты. Средства массовой коммуникации, навя-зывая ограниченное количество таких эталонов, могут вызывать у представителей обоих полов недовольство своей внешностью. Особенно подвержены такому влиянию женщины вследствие сексизма и фейсизма на телеэкранах.
Гендерная демография
Факторами, в наибольшей степени влияющими на здоровье мужчин, являются социальный статус, должность, наличие близкого партнера, женщин — статус за-мужней женщины и матери и условия ведения домашнего хозяйства.
Половые различия в здоровье и болезнях отражают социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в стране. При гендерном равенстве на рынке труда худшее самочувствие наблюдается у женщин, занимающихся домашним хозяйством (Великобритания), а работающие женщины в условиях гендерного равенства чувствуют себя лучше работающих мужчин (Финляндия).
В старших возрастных группах здоровье женщин хуже здоровья мужчин.
Существуют болезни, более характерные для мужчин или для женщин. При этом женщины ведут более здоровый образ жизни.
В ряде стран наиболее уязвимыми для болезней являются мужчины трудоспо-собного возраста, так как они работают в неблагоприятных санитарно-гигиениче-ских и психологических условиях.
Существует 3 разновидности пропорции
полов в обществе: первичная (преоб-ладание
мужских зигот при
Гипотетическими факторами, влияющими на вторичную пропорцию полов, являются национальность, экономические условия жизни родителей, их возраст и состояние здоровья, образ жизни, высота места жительства над уровнем моря, по-рядок рождения детей в семье (в браке и вне его) и связь с войной.
В развитых странах женщин больше, и они живут дольше мужчин; в некоторых странах Востока их меньше и они живут меньше мужчин; в России женщин значительно больше и здесь наблюдается сверхсмертность мужчин.
В России причинами смертности, более значимыми для женщин, являются онколого-гинекологические заболевания и рак молочной железы, для мужчин — насильственная смерть, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические болезни органов пищеварения, туберкулез; несчастные случаи и травмы на работе, несча-стные случаи в дорожно-транспортных происшествиях, стресс на работе и случай-ные отравления алкоголем.
3. Гендерные различия в психомоторике, ощущении и восприятии
Моторные различия между мужчинами и женщинами начал изучать Г. Гейманс, затем Э Маккоби, К. Жаклин, Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, А.В. Ярмоленко, В.С. Фарфель, Н.А. Розе, Е.П. Ильин, В.П. Багрунов, К.А. Кеберлинский и др.. Анализируя источники, содержащие данные о сравнительных исследованиях моторики мужчин и женщин, приходится сделать вывод, что данные о психомо-торных различиях, во-первых, не слишком многочисленны, во-вторых, они не охватывают все возрастные периоды и, в-третьих, посвящены различным проявлениям психомоторики (моторное поведение, доступное внешнему наблю-дению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, тех-ника рабочих движений, детские рисунки, тремор, психомоторные реакции) и различным ее характеристикам, вследствие чего обобщить эти данные очень труд-но. Учитывая вышесказанное, рассмотрим имеющиеся данные о моторике в хронологическом порядке, а там, где это возможно, сопоставим данные, полученные примерно в одно и то же время. Кроме того, в некоторых разделах будут представлены материалы исследований как детей, так и взрослых.
Психомоторные исследования проводятся более 100 лет. Используются разнооб-разные методы и методики, получаемые результаты порой противоречат друг другу.
Накоплен ряд интересных фактов
о гендерных различиях в
Следует говорить не о преимуществе какого-то «эталонного» пола, а о своеоб-разии полов в развитии моторики. У мужчин оно скачкообразное (с резкими спа-дами и подъемами), с большей асимметрией рук; у женщин — плавное. Мужчины лучше осваивают новые движения, а женщины — стереотипные; для мужчин ха-рактерна более высокая видовая изменчивость в области моторики, а для женщин — индивидуальная изменчивость. Мужчины и женщины добиваются равной успешности волевого усилия, но по разным причинам: мужчины — благодаря большей силе, а женщины — благодаря большим энергетическим тратам. Техника лифтинга (подъема тяжестей) при выполнении рабочих движений у мужчин и женщин также отличается своеобразием, имеются свои преимущества и недостатки у обоих полов.
Причиной моторных гендерных различий являются как биологические (разное строение тела у мужчин и женщин; различие в силе; влияние различных гормонов; различная мозговая локализация моторных функций), так и социальные факторы — большая склонность к риску у мальчиков и мужчин, подражание сверстникам и взрослым представителям своего пола и социальное подкрепление.
Имеющиеся данные следует учитывать при составлении программ двигательного развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Ощущения и восприятие
Наиболее изученными являются гендерные различия по зрительной модальности. Установлено, что новорожденные обоего пола не отдают предпочтения ни зрительному, ни слуховому стимулам, ни различным видам зрительных раздражителей (живым и неживым объектам, человеческим лицам и геометрическим фигурам). Отличие — лишь по величине стимула: девочки выделяют маленькие квадраты, а мальчики — большие.
В младенчестве реакции на многие зрительные раздражители (как несоциальные, так и социальные, в том числе на лицо матери) также сходны, но в ряде случаев обнаруживается превосходство мальчиков.
В раннем детстве различия обнаружены лишь по некоторым особенностям цветоощущений: мальчики лучше различают желтый и зеленый, а девочки — красный и фиолетовый цвета.
Большинство различий в развитии зрительной системы появляются в школьном возрасте и юности. Превосходство мужского пола обнаружено по некоторым показателям восприятия пространства и по некоторым хронометрическим показателям, а превосходство женского пола — по более раннему созреванию остроты зрения и по глазомеру правого глаза. По восприятию пространства, осмысленности восприятия (интерпретация бессмысленных фигур) и восприятию человеческих лиц половых различий не обнаружено.
В школьном возрасте и юности в
целом наблюдаются две
В области зрительно-
Самыми популярными гипотезами, объясняющими гендерные различия по зрительно-пространственным способностям, являются следующие: гормональная, генетическая, связанная с организацией мозга, гипотеза гендерной социализации и культуральная гипотеза. Каждая из них имеет экспериментальные факты, подтверждающие или опровергающие ее, но ни одна из них не является общепризнанной.
Относительно слуховой модальности установлено, что гендерные различия от-сутствуют по речевому и музыкальному слуху — от дошкольного периода до взрослости, по реакции на мужские голоса, голос матери и незнакомого человека (в младенчестве) и по кожно-гальванической реакции на неприятные звуки (во взрослости). Мальчики демонстрируют исследовательскую, а девочки — комму-никативную (эмоциональную) реакцию. Превосходство женского пола обнаружено по реакции на плач другого новорожденного (новорожденный период), по более яркой голосовой и эмоциональной реакции на социальные и несоциальные звуки и на музыку (младенчество), по различению звуков (дошкольники), по более сильной субъективной реакции на неприятные звуки (взрослость). Превосходство мальчиков отмечено по замедлению сердечного ритма в ответ на звуки младенчество) и более точной идентификации звуков животных.
Данные по тактильной модальности делятся на относящиеся к тактильным ощущениям (у новорожденных) и к тактильной перцепции. В первом случае об-наружено превосходство девочек по тактильной чувствительности (особенно при грудном вскармливании), а по другим характеристикам половых различий нет. По осязанию в дошкольном и младшем школьном возрасте различий нет, кроме того, что девочки лучше определяют гладкую поверхность и у них наблюдается лучшее взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов при определении длины.
В отношении хронометрических характеристик установлено, что личный темп у женщин быстрее, чем у мужчин, а реакции женщин более замедленны, особенно по зрительной модальности, причем практически во всех возрастах.
В обонятельной чувствительности наблюдается
превосходство женщин (особенно в
определении некоторых
По органическим ощущениям мужчины более точны (в частности, в определении своего кровяного давления). Определяя свое состояние и самочувствие, они опираются на внутренние ощущения и суждения, а женщины, кроме внутренних, еще и на внешние сигналы (эмоции и суждения других людей).
Исследования различий по болевым
ощущениям и обезболиванию
Среди клиницистов, клинических психологов, консультантов, психотерапевтов существуют гендерные предубеждения. Их проявления: а) они по-разному судят о психическом здоровье мужчин и женщин; б) нормативные оценки психического здоровья взрослых людей больше похожи на мужские, чем на женские показатели; в) предубеждения против женщин существуют у терапевтов обоего пола, но у мужчин-терапевтов они выражены сильнее; г) квалификация, опыт не снижают этих предубеждений; д) одни и те же симптомы могут трактоваться у мужчин — как норма или несерьезная патология, а у женщин — как более серьезная; е) опытные психотерапевты считают наличие лидера-женщины в семье признаком ее па-тологии, а этих женщин и пассивных отцов — нездоровыми личностями.
Некоторые реакции на социальные стимулы у новорожденных и младенцев разного пола не отличаются (в том числе на лицо матери и незнакомца, голос матери и незнакомца, мужской голос). Однако различие состоит в характере реак-ции на социальные стимулы: мальчики демонстрируют исследовательскую, а де-вочки — коммуникативную и эмоциональную реакции.
Получены данные о проявлении прямого стереотипа у свидетелей обоего пола—в отношении мужчин они демонстрировали более жесткие суждения, чем в отношении женщин (мужчина воспринимается как более активный участник кри-минального события, даже когда он выступает в роли жертвы).
4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные различия
Современные исследования внимания показали своеобразную картину гендерных различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).