Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

Наблюдается акселерация веса: девочки  и женщины прибавляют в весе больше, чем мальчики и мужчины (по сравнению  с предыдущими поколениями).

 

У женщин меньше энергетическая потребность  и более стабильный обмен ве-ществ, чем у мужчин.

Половые различия по ориентации на трату  энергии у обычных испытуемых от-сутствуют, однако они есть у лидеров: у женщин существует установка на энерго-затраты, а у мужчин — противоположная  — на минимизацию усилий, сохранение энергии.

Мужчины едят больше женщин. Выбирая  пищу, женщины стремятся сохранить  фигуру, потреблять здоровую пищу и  соблюдать различные, порой изнурительные  диеты (вследствие чего возникает угроза для здоровья из-за недоедания). Мужчины  прежде всего заботятся о питательности пищи (поэтому не отвергают и жирную пищу, если она питательна).

Мужчины имеют преимущество перед  женщинами по прочности скелета, и с возрастом это преимущество усиливается.

Окружность грудной клетки увеличивается  по сравнению с предыдущими по-колениями, и акселерация более выражена у мальчиков и юношей, чем у девочек и девушек.

Тенденции изменения антропометрических показателей населения не соответ-ствуют современным эталонам красоты. Средства массовой коммуникации, навя-зывая  ограниченное количество таких эталонов, могут вызывать у представителей обоих полов недовольство своей внешностью. Особенно подвержены такому влиянию женщины вследствие сексизма и фейсизма на телеэкранах.

 

Гендерная демография

Факторами, в наибольшей степени  влияющими на здоровье мужчин, являются социальный статус, должность, наличие близкого партнера, женщин — статус за-мужней женщины и матери и условия ведения домашнего хозяйства.

Половые различия в здоровье и болезнях отражают социально-экономическую  и социально-психологическую ситуацию в стране. При гендерном равенстве на рынке труда худшее самочувствие наблюдается у женщин, занимающихся домашним хозяйством (Великобритания), а работающие женщины в условиях гендерного равенства чувствуют себя лучше работающих мужчин (Финляндия).

В старших возрастных группах здоровье женщин хуже здоровья мужчин.

Существуют болезни, более характерные  для мужчин или для женщин. При  этом женщины ведут более здоровый образ жизни.

В ряде стран наиболее уязвимыми  для болезней являются мужчины трудоспо-собного возраста, так как они работают в неблагоприятных санитарно-гигиениче-ских и психологических условиях.

Существует 3 разновидности пропорции  полов в обществе: первичная (преоб-ладание  мужских зигот при оплодотворении), вторичная (большее число мальчиков среди новорожденных) и третичная (соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах).

 

Гипотетическими факторами, влияющими  на вторичную пропорцию полов, являются национальность, экономические условия  жизни родителей, их возраст и состояние здоровья, образ жизни, высота места жительства над уровнем моря, по-рядок рождения детей в семье (в браке и вне его) и связь с войной.

В развитых странах женщин больше, и они живут дольше мужчин; в  некоторых странах Востока их меньше и они живут меньше мужчин; в России женщин значительно больше и здесь наблюдается сверхсмертность мужчин.

В России причинами смертности, более  значимыми для женщин, являются онколого-гинекологические заболевания и рак молочной железы, для мужчин — насильственная смерть, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические болезни органов пищеварения, туберкулез; несчастные случаи и травмы на работе, несча-стные случаи в дорожно-транспортных происшествиях, стресс на работе и случай-ные отравления алкоголем.

3. Гендерные различия в психомоторике, ощущении и восприятии

Моторные различия между мужчинами  и женщинами начал изучать  Г. Гейманс, затем Э Маккоби, К. Жаклин, Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, А.В. Ярмоленко, В.С. Фарфель, Н.А. Розе, Е.П. Ильин, В.П. Багрунов, К.А. Кеберлинский и др..  Анализируя источники, содержащие данные о сравнительных исследованиях моторики мужчин и женщин, приходится сделать вывод, что данные о психомо-торных различиях, во-первых, не слишком многочисленны, во-вторых, они не охватывают все возрастные периоды и, в-третьих, посвящены различным проявлениям психомоторики (моторное поведение, доступное внешнему наблю-дению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, тех-ника рабочих движений, детские рисунки, тремор, психомоторные реакции) и различным ее характеристикам, вследствие чего обобщить эти данные очень труд-но. Учитывая вышесказанное, рассмотрим имеющиеся данные о моторике в хронологическом порядке, а там, где это возможно, сопоставим данные, полученные примерно в одно и то же время. Кроме того, в некоторых разделах будут представлены материалы исследований как детей, так и взрослых.

Психомоторные исследования проводятся более 100 лет. Используются разнооб-разные методы и методики, получаемые результаты порой противоречат друг другу.

 

Накоплен ряд интересных фактов о гендерных различиях в моторике. Это пре-восходство мужчин в освоении грубой моторики (движений ног), а женщин — в тонкой (движения рук); мужчин — в силе рук, женщин — в дифференцировке  мышечных усилий. Женщины хуже выполняют моторные тесты, связанные с оп-ределением пространственных отношений. Двигательное созревание девочек про-исходит раньше, чем у мальчиков.

Следует говорить не о преимуществе какого-то «эталонного» пола, а о  своеоб-разии полов в развитии моторики. У мужчин оно скачкообразное (с резкими спа-дами и подъемами), с большей асимметрией рук; у женщин — плавное. Мужчины лучше осваивают новые движения, а женщины — стереотипные; для мужчин ха-рактерна более высокая видовая изменчивость в области моторики, а для женщин — индивидуальная изменчивость. Мужчины и женщины добиваются равной успешности волевого усилия, но по разным причинам: мужчины — благодаря большей силе, а женщины — благодаря большим энергетическим тратам. Техника лифтинга (подъема тяжестей) при выполнении рабочих движений у мужчин и женщин также отличается своеобразием, имеются свои преимущества и недостатки у обоих полов.

Причиной моторных гендерных различий являются как биологические (разное строение тела у мужчин и женщин; различие в силе; влияние различных гормонов; различная мозговая локализация моторных функций), так и социальные факторы — большая склонность к риску у мальчиков и мужчин, подражание сверстникам и взрослым представителям своего пола и социальное подкрепление.

Имеющиеся данные следует учитывать при составлении программ двигательного развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

 

Ощущения и восприятие

Наиболее изученными являются гендерные  различия по зрительной модальности. Установлено, что новорожденные обоего пола не отдают предпочтения ни зрительному, ни слуховому стимулам, ни различным видам зрительных раздражителей (живым и неживым объектам, человеческим лицам и геометрическим фигурам). Отличие — лишь по величине стимула: девочки выделяют маленькие квадраты, а мальчики — большие.

В младенчестве реакции на многие зрительные раздражители (как несоциальные, так и социальные, в том числе  на лицо матери) также сходны, но в  ряде случаев обнаруживается превосходство  мальчиков.

В раннем детстве различия обнаружены лишь по некоторым особенностям цветоощущений: мальчики лучше различают желтый и зеленый, а девочки — красный и фиолетовый цвета.

Большинство различий в развитии зрительной системы появляются в школьном возрасте и юности. Превосходство мужского пола обнаружено по некоторым показателям восприятия пространства и по некоторым хронометрическим показателям, а превосходство женского пола — по более раннему созреванию остроты зрения и по глазомеру правого глаза. По восприятию пространства, осмысленности восприятия (интерпретация бессмысленных фигур) и восприятию человеческих лиц половых различий не обнаружено.

В школьном возрасте и юности в  целом наблюдаются две равнозначные зако-номерности: гетерохронность развития различных функций у мальчиков  и девочек (опережение то одних, то других) и сходство их развития.

В области зрительно-пространственных способностей установлены следующие  закономерности. По неаналитическим  способностям (определение пространствен-ных  отношений и ориентация в пространстве) мальчики, в основном, превосходят  девочек. Если и обнаруживается превосходство девочек, то только в ограниченном периоде (3-4 года и 5-9 лет). По аналитическим зрительно-пространственным способностям наблюдается явное превосходство мужского пола, но в ограниченном возрастном промежутке (примерно от 8 до 39 лет), в остальные периоды (раннее и дошкольное детство и пожилой возраст) различий, как правило, нет (превосходство девочек обнаружено только по запечатлению фигур в дошкольном и младшем школьном возрасте). Нет их и по интеллектуальным пространственным тестам. Данные по определению системы координат носят противоречивый характер.

 

Самыми популярными гипотезами, объясняющими гендерные различия по зрительно-пространственным способностям, являются следующие: гормональная, генетическая, связанная с организацией мозга, гипотеза гендерной социализации и культуральная гипотеза. Каждая из них имеет экспериментальные факты, подтверждающие или опровергающие ее, но ни одна из них не является общепризнанной.

Относительно слуховой модальности  установлено, что гендерные различия от-сутствуют по речевому и музыкальному слуху — от дошкольного периода до взрослости, по реакции на мужские голоса, голос матери и незнакомого человека (в младенчестве) и по кожно-гальванической реакции на неприятные звуки (во взрослости). Мальчики демонстрируют исследовательскую, а девочки — комму-никативную (эмоциональную) реакцию. Превосходство женского пола обнаружено по реакции на плач другого новорожденного (новорожденный период), по более яркой голосовой и эмоциональной реакции на социальные и несоциальные звуки и на музыку (младенчество), по различению звуков (дошкольники), по более сильной субъективной реакции на неприятные звуки (взрослость). Превосходство мальчиков отмечено по замедлению сердечного ритма в ответ на звуки младенчество) и более точной идентификации звуков животных.

Данные по тактильной модальности  делятся на относящиеся к тактильным ощущениям (у новорожденных) и к  тактильной перцепции. В первом случае об-наружено превосходство девочек  по тактильной чувствительности (особенно при грудном вскармливании), а по другим характеристикам половых различий нет. По осязанию в дошкольном и младшем школьном возрасте различий нет, кроме того, что девочки лучше определяют гладкую поверхность и у них наблюдается лучшее взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов при определении длины.

В отношении хронометрических характеристик  установлено, что личный темп у женщин быстрее, чем у мужчин, а реакции  женщин более замедленны, особенно по зрительной модальности, причем практически во всех возрастах.

В обонятельной чувствительности наблюдается  превосходство женщин (особенно в  определении некоторых неприятных запахов) — в любом возрасте и  культуре. Две наиболее популярные гипотезы, объясняющие эту закономерность, — гипотеза о превосходстве женщин в решении когнитивных задач и гипотеза об их более обширном и глубоком опыте в использовании обонятельных стимулов.

 

По органическим ощущениям мужчины  более точны (в частности, в определении  своего кровяного давления). Определяя  свое состояние и самочувствие, они опираются на внутренние ощущения и суждения, а женщины, кроме внутренних, еще и на внешние сигналы (эмоции и суждения других людей).

Исследования различий по болевым  ощущениям и обезболиванию начаты лишь в 1990-х гг. В целом сделан вывод о том, что процессы боли и обезболивания различны у мужчин и женщин — и количественно, и качественно. У мужчин — большая болевая толерантность, а женщины более чувствительны (особенно в трудоспособном возрасте) по следующим типам боли: а) в мышцах и костях скелета; б) в области желудка и кишечника; в) головным болям и мигрени. Установлена связь гормонального уровня с болевой чувствительностью. С возрастом болевая чувствительность снижается — и у мужчин и у женщин. Некоторые лекарственные препараты эффективны для одного пола и неэффективны для другого. Существует 4 гипотезы, объясняющие эти половые различия: генетическая, гормональная, связанная с социальным опытом и связанная с гендерной социализацией.

Среди клиницистов, клинических психологов, консультантов, психотерапевтов существуют гендерные предубеждения. Их проявления: а) они по-разному судят о психическом здоровье мужчин и женщин; б) нормативные оценки психического здоровья взрослых людей больше похожи на мужские, чем на женские показатели; в) предубеждения против женщин существуют у терапевтов обоего пола, но у мужчин-терапевтов они выражены сильнее; г) квалификация, опыт не снижают этих предубеждений; д) одни и те же симптомы могут трактоваться у мужчин — как норма или несерьезная патология, а у женщин — как более серьезная; е) опытные психотерапевты считают наличие лидера-женщины в семье признаком ее па-тологии, а этих женщин и пассивных отцов — нездоровыми личностями.

Некоторые реакции на социальные стимулы  у новорожденных и младенцев  разного пола не отличаются (в том числе на лицо матери и незнакомца, голос матери и незнакомца, мужской голос). Однако различие состоит в характере реак-ции на социальные стимулы: мальчики демонстрируют исследовательскую, а де-вочки — коммуникативную и эмоциональную реакции.

 

Получены данные о проявлении прямого  стереотипа у свидетелей обоего пола—в отношении мужчин они демонстрировали  более жесткие суждения, чем в  отношении женщин (мужчина воспринимается как более активный участник кри-минального события, даже когда он выступает в роли жертвы).

 

4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные  различия

Современные исследования внимания показали своеобразную картину гендерных  различий по вниманию: превосходство  девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"