Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

1. Краткая история формирования  гендерной психологии

Гендерная психология — отрасль  психологической науки, изучающая  закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя  определенного пола, обусловленные  половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).

• С точки зрения Т.В. Бендас, в  истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей  в русле философии (с античных  времен до конца XIX в.);

2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);

3) «фрейдовский» — связанный  с именем 3. Фрейда и психоанализом  (начало

XX в. - 1930-е, гг.);

4) начало широких экспериментальных  исследований и появление первых  теорий (1950-1980-е гг.);

5) бурное развитие гендерной психологии (с 1990-е гг. по настоящее время).

Историю отечественной гендерной  психологии можно разделить на 4 этапа:

1) конец XIX — начало XX в.;

2) 1920-1930-е гг.;

3) 1960-1970-е гг.;

с 1990-х гг. и до настоящего времени.

На каждом этапе можно выделить имена людей, высказавших идеи, полезные для гендерной психологии.

Первый этап. В античные времена  Платон ввел понятие «андрогины», высказал идеи о дополнительности и равноправии  полов, о нормах семейно-брачных  отношений, но его взгляды отличаются противоречивым отношением к женщине. Аристотель проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем и женой в семье, высказал идеи об ограничении народонаселения, разделении труда между полами.

В эпоху Возрождения Томас Мор  писал о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и обучению, а также их лидерских  способностей и рассматривал проблему отношений полов. Томмазо Кампанелла выступил сто-ронником обезличивания  сексуальных отношений и регламентации ролей мужчин и женщин.

В Новое время Жан-Жак Руссо  высказал мысль о сочетании подобия  и различия полов, представление  о различных нормах поведения  для мужчин и женщин и рассмотрел взаимоотношения в браке. Иммануил Кант разделил мужчин и женщин по участию в политической жизни и характеристикам личности и поведения. Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о цело-стной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) характеризовался формированием  предмета и естественнонаучных основ  гендерной психологии. Этому способст-вовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения пред-ставителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформи-ровались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психо-логии: русского ученого П. Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых — быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и ра-бота австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами. В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.

 

 

Настоящим пионером новой отрасли  психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология  женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.

К концу второго периода сформировалось представление о предмете гендер-ной  психологии и ее основных разделах: психологии половых различий, психоло-гии  женщины, гендерной социализации и сексуальной социализации. Были начаты экспериментальные исследования.

Третий этап (начало XX в. — 1930-е гг.) носит название психоаналитического  и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология  женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества тендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины.

В 1920-1930-е гг. отечественные психологи  были знакомы с зарубежными ра-ботами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причины привели к гос-подству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в тендерных исследо-ваниях в нашей стране.

Четвертый период (1960-1980-е гг.) —  это начало широких эксперименталь-ных  исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогинии и тендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин).

В 1960-е гг. возобновились широкие  отечественные исследования (от психо-физиологии до социальной психологии). Ведущая  роль в этих исследованиях принадлежала лениградско-петербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее  время) — это бурное развитие зару-бежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск  экспериментальных исследований, теоретическое  осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специ-фических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране.

• С точки зрения И.С. Клециной, до начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ, на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.

Психология пола — это та область  научного знания, которая объединяла фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений, поэтому психология пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии. Психология пола в основном развивалась на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и психология семьи и брака.

Психология половых различий —  это раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью или ассоциирующиеся с ней. Акцент в работах этого направления сделан на выявлении психологических характеристик и особенностей поведения людей разного пола.

Психология семьи и брака  — междисциплинарное направление  в психологии, в рамках которого изучаются разнообразные вопросы, такие как: факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи; ролевая структура семьи; распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера, психологические особенности родителей и их детей и др..

 

Другими словами, психология пола изучает  то, каким образом психологические  характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами  и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. Рассматривая работы в области психологии пола как научные предпосылки развития гендерной психологии, остановимся на следующих вопросах:

1) дискуссии о психологических  проблемах межполовых отношений в первой половине XX столетия;

2) развитие психологии пола во  второй половине XX столетия (60 —  80 годы);

3) психология пола в 90-е годы XX столетия.

1. В этот период отечественных  публикаций по психологии пола  не было, а внимание ученых привлекали работы зарубежных исследователей 3. Фрейда, К. Юнга, О. Вейнингера. Острые дискуссии вызвала переведенная на русский язык в начале века книга австрийского ученого Отто Вейнингера «Пол и характер». Большое внимание в этой работе было уделено описанию специфических психологических характеристик женщин, которые полярно противопоставляются характеристикам мужчин.

Проблемы пола обсуждались в  работах таких отечественных  философов, как В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов. Общим для  всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С. Н. Булгакова, в психологическом плане мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии. Так, Н. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. Без влюбленности в Вечную Женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира и не было бы мировой культуры.

О. А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии  пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного.

Большое внимание уделял А. В. Залкинд  вопросам полового воспитания.

 

2. Как заметил И. С. Кон,  указанное время в психологической  науке можно определить, как период «бесполого сексизма». В качестве обоснования этого утверждения И. С. Кон приводит данные об отсутствии в основных отечественных словарях и справочниках научных статей, раскрывающих ключевые понятия психологии пола.

Несмотря на тщательное избегание изучения учеными-психологами проблем пола и межполовых отношений, все же в конце 60-х и в 70-е годы стали появляться единичные публикации, посвященные этим проблемам. Прежде всего, это работы известных отечественных ученых И. С. Кона и Б. Г. Ананьева. В учебном пособии И. С. Кона «Психология юношеского возраста» (1979) целая глава посвящена взаимоотношениям юношей и девушек и их психосексуальному развитию. В 1981 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья И. С. Кона «Психология половых различий», где был представлен обзор и анализ зарубежной литературы по данной проблеме.

Б. Г. Ананьев в своем теоретико-экспериментальном  психологическом учении о человеке обосновал необходимость изучения половых характеристик, как первичных (индивидных) свойств человека.

Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б. Г. Ананьева и И.С. Кона были определены приоритетные направления  исследований в области психологии пола.

В 80-е годы количество работ, посвященных  вопросам психологии пола, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристиках между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в кон-тексте решения других научных проблем (неспециализированные исследования). (В. С. Агеев, Т. А. Репина, Н. Я. Привалова, В. В. Абраменкова). 1 группа - Т. А. Решша, изучавшая свободное общение дошкольников друг с другом, установила, что в группе детского сада существует ярко выраженная консолидация детей со сверстниками своего пола. Эта консолидация возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту, приводя к образованию двух подструктур в группе детского сада: мальчиков и девочек. В исследовании В. В. Абраменковой изучалась полоролевая дифференциация в семье в представлениях дошкольников. Картинки из детского лото дети раскладывали на мамины и папины предметы. Мамиными предметами оказались: все предметы домашнего обихода и хозяйственных работ — стиральная машина, пылесос, швабра, даже молоток с гвоздями, папины предметы — это предметы отдыха — телевизор, книги, газеты, лыжи и мягкое кресло.

Вторая группа исследований межполовых взаимодействий — это работы, которые  изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные работы).

 

Ко второй группе (специализированные работы) можно отнести исследования В. В. Абраменковой, В. Е. Кагана, Я. Л. Коломинского и М. X. Мелтсас, И. И. Лунина, Т. И. Юферевой. Работа В. В. Абраменковой посвящена изучению половой дифференциации в межличностных отношениях в группах детей, В. Е. Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков, И. И. Лунин изучал культурно исторические аспекты психологии пола, а Т. И. Юферева — образы мужчин и женщин в сознании подростков. В работе Я. Л. Коломинского и М. X. Мелтсас рассматриваются зарубежные концепции полоролевого развития детей.

Особую группу составляют научные  работы, посвященные изучению проблем мужчин и женщин в семейной жизни. Так, М. Ю. Арутюнян изучала отношения между супругами в зависимости от характера распределения ролей в семье, Ю. Е. Алешина и Е. В. Лекторская  провели исследование, направленное на выявление закономерностей возникновения и протекания ролевого конфликта у работающих женщин, Ю. Е. Алешина и А. С. Волович изучали влияние моделей поведения родителей на формирование полоспецифичного поведения детей.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"