Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 06:16, контрольная работа
Среди понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Смысл понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Стр. 3-4
Характеристика специализации разных зон коры головного мозга. Стр. 4-7
Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого полушария. Стр. 7-12
Структура процесса приема информации. Схема. Стр. 13-24
Отличие характера от темперамента. Акцентуации характера встречающиеся у людей. Стр. 25-27
Индивидуальное психологическое задание: тип и анализ темперамента, психосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценка и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов. Стр.28-29
Используемая литература. Стр.30
Межполушарная
асимметрия — функциональная специализированность
полушарий головного мозга: при осуществлении
одних психических функций ведущим является
левое полушарие, других — правое. Более
чем вековая история анатомических, морфофункциональных,
биохимических, нейрофизиологических
и психофизиологических исследований
асимметрии больших полушарий головного
мозга у человека свидетельствует о существовании
особого принципа построения и реализации
таких важнейших функций мозга, как восприятие,
внимание, память, мышление и речь.
В настоящее
время считается, что левое полушарие
у правшей играет преимущественную
роль в экспрессивной и импрессивной
речи, в чтении, письме, вербальной памяти
и вербальном мышлении. Правое же полушарие
выступает ведущим для
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Современные представления о межполушарной асимметрии
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
правое полушарие
формирует целостность
формирование
структуры лексикона человека происходит
за счет суммации разных слоев лексики:
правое полушарие опирается на образное
отображение предметного мира, левое —
на слова-концепты.
Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия
мозга тесно связана с полом. Среди детей
леворуких, заик, косоглазых, диалектиков,
невротиков, страдающих недержанием мочи
и кала на каждую девочку приходится около
пяти мальчиков. Известно, что существует
определенная зависимость между этими
явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией
мозга. Например, при насильственном переучивании
леворуких детей письму правой рукой у
них часто появляются перечисленные аномалии,
умственная отсталость, психозы, дефекты
речи. Представления о половых различиях
в работе мозга основаны, прежде всего,
на результатах клинических и поведенческих
исследований. При повреждениях левого
полушария в результате кровоизлияния,
опухоли или при оперативном удалении
части височной доли, по поводу эпилепсии,
дефицит вербальных функций у мужчин бывает
гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные
повреждения правого полушария также
приводят к большему дефициту функций
невербального характера у мужчин, по
сравнению с женщинами. Афазия вследствие
повреждения левого полушария возникает
у мужчин в три раза чаще, чем у женщин,
и имеет более тяжелый характер. Поэтому
был сделан вывод, что у женщин языковые
и пространственные способности представлены
более симметрично, чем у мужчин.
С
половыми различиями в латерализации
мозга связан психологический половой
диморфизм: разные способности и склонности
мужчин и женщин, разная профессиональная
пригодность и предпочтение, разная обучаемость
и сообразительность. У женщин гораздо
лучше развито и с возрастом меньше атрофируется
обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные
способности. Мальчики в школе значительно
лучше девочек понимают геометрические
концепции, эти различия меньше по алгебре,
и еще меньше по арифметике. В технических
ВУЗах максимальные преимущества мужчин
также по начертательной геометрии. Они
лучше ориентируются в визуальных и тактильных
лабиринтах, лучше читают географические
карты, легче определяют левое правое.
В шахматах, в музыкальной композиции,
изобретательстве и другой творческой
деятельности мужчины достигают успеха
существенно чаще, чем женщины. В настоящее
время, подавляющее большинство авторов
поддерживает точку зрения, что асимметрия
мозга четче выражена у мужчин.
ФУНКЦИИ
ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ
В правом полушарии сконцентрированы механизмы конкретного образного мышления.
Так исторически случилось, что в течении длительного периода времени правое полушарие головного мозга выступало в роли изгоя и подвергалось всяческому третированию. Ученые называли его "тунеядцем", а хирурги — при необходимости без колебаний удаляли (считая, по-видимому, его столь же бесполезным, как и аппендикс).
Впоследствии неуважение к правому полушарию было перенесено и на ассоциированные с ним функции: "Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом" (М. Зденек).
В настоящее время, однако, ситуация коренным образом изменилось и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришел период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Внезапно всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности. Постепенно сформировалось представление о важности правополушарных функций (в частности — образного мышления) и в такой, казалось бы, сугубо левополушарной области деятельности, как занятия математикой. Более того, выяснилось, что для многих математиков именно правополушарный стиль мышления является наиболее оптимальным.
Чтобы творчески
осмыслить проблему, одного логического
аппарата недостаточно. Необходима интуиция,
а это важнейшая функция
Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.
Озарение, которое
может к нам придти и во сне,
и когда наш мозг занят совершенно
другой работой, — результат творчества
правого полушария.
Сферы
специализации правого
полушария
Основной сферой
специализации правого
Обработка невербальной
информации: Правое полушарие специализируется
на обработке информации, которая
выражается не в словах, а в символах
и образах.
Параллельная
обработка информации: В отличие
от левого полушария, которое обрабатывает
информацию только в четкой последовательности,
правое полушарие может одновременно
обрабатывать много разнообразной информации.
Оно способно рассматривать проблему
в целом, не применяя анализа. Правое полушарие
также распознает лица, и благодаря ему
мы можем воспринимать совокупность черт
как единое целое.
Пространственная
ориентация: Правое полушарие отвечает
за восприятие месторасположения и
пространственную ориентацию в целом.
Именно благодаря правому полушарию
можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность:
Музыкальные способности, а также
способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем,
за музыкальное образование
Метафоры: С помощью
правого полушария мы понимаем метафоры
и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только
буквальный смысл того, что слышим или
читаем. К примеру, если кто-то скажет:
«Он висит у меня на хвосте», то как раз
правое полушарие поймет, что именно хотел
сказать этот человек.
Воображение: Правое
полушарие дает нам возможность
мечтать и фантазировать. С помощью
правого полушария мы можем сочинять
различные истории. Кстати говоря, вопрос
«А что, если...» также задает правое
полушарие.
Художественные
способности: Правое полушарие отвечает
за способности к изобразительному искусству.