Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….…..2
2. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей……………………………………………... 3

3. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии …15

4. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды………………………………………….. 21
5. Заключение……………………………………………………………………24
6. Список литературы………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Психология XXI столетия.docx

— 59.97 Кб (Скачать)

 

 

   

Содержание 

1. Введение………………………………………………………………….…..2

2. Назовите основные направления западной психологии  ХХ в. и их  виднейших представителей……………………………………………... 3 
 
3. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии …15 
 
4. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма: 
 
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами; 
 
б)  создание математических моделей психических процессов; 
 
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды………………………………………….. 21 
                                                                                                                                               5. Заключение……………………………………………………………………24 
6. Список литературы………………………………………………………….. 25 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Возникновение  элементов психологического знания  следует, по-видимому, отнести к  тем далеким временам, когда человек  впервые осознал, что он, человек,  существенно отличается от всего  другого в окружающем мире. В  научном знании формирование  психологической идеи всегда  шло в процессе развития главенствующей  концепции миропонимания. Процесс  развития знаний о психике  человека, системе его психики,  характере, темпераменте продолжался  на протяжении столетий, и сам  этот процесс также важен, как  и результат - наука психология.

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это еще было связано с отказом  от единого подхода к пониманию  предмета психологической науки  и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой  главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине  психической жизни. Главные же разногласия  были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Фактически  уже к 20-м годам XX в. психология разделилась  на отдельные школы, которые по-разному  выстраивали свои концепции о  содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей  познавательную, мотивационную или  поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики

Каждая  из психологических школ рассматривается  как течение, вырастающее из исторического  контекста, а не как нечто независимое  или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени» (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.

Цель  контрольной работы: дать представление  о некоторых наиболее важных психологических  школ начала 20 века.

 

 

1. Назовите основные  направления западной психологии  ХХ в. и их  виднейших представителей

Бихевиоризм

В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) - автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.

Главный представитель этого  направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

Другим вариантом ревизии  классического бихевиоризма стала  концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.

Гешталътпсихология

Возникла в противоположность  экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской  школой. Приход нацистов к власти в  Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся  Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.

Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии - в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". С 20-х гг. приступил при помощи метода "рассуждения вслух" (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт - особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.

Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен - психического пресыщения, Ф. Хоппе - уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии "поле" как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены, в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление  в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и  психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав  свои исследования, как физиолог и  врач-невропатолог, Фрейд пришел к  выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил  свою систему анализа душевной жизни  человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки  зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные  уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что движущие силы психического развития - не сексуальные влечения по преимуществу, а

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"