Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….…..2
2. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей……………………………………………... 3

3. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии …15

4. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды………………………………………….. 21
5. Заключение……………………………………………………………………24
6. Список литературы………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Психология XXI столетия.docx

— 59.97 Кб (Скачать)
  •  чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект - Альфред Адлер (1870-1937);
  •  коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт - Карл Густав Юнг (1875-1961).

А. Адлер, основатель так  называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы  и антагонизмов между сознанием  и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что  есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

В противоположность ориентированности  экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление - гормическая психология (от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными  условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

Когнитивная психология

Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Основным методом выступает  анализ микроструктуры того или иного  психологического процесса.

Ульрих Найссер (род. 1927) определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж. Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Для представителей когнитивной  психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов  в процессах запоминания и  мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного  подхода. Основное понятие когнитивной  психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки  информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге  когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.

К данному направлению  могут быть отнесены представители  Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др.

Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована  не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход  из этих границ. Существенное влияние  на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о "бытии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Методологические позиции  гуманистической психологии могут  быть сформулированы в следующих  принципах:

  •  человек целостен;
  •  ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  •  главной психологической реальностью являются переживания

          человека;

  •  человеческая жизнь - единый процесс;
  •  человек открыт к самореализации;
  •  человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической  психологии строятся некоторые направления  психотерапии и гуманистическая  педагогика. Особое значение придается  принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической  психологии:

  •  логотерапия Виктора Эмиля Франкла (род. 1905),
  •  психодрама Якоба Лери Морено (1892-1974),
  •  гештальттерапия Фрица (Фридриха Саламона) Перлса (1893-

          1970),

  •  клиентоцентрированная терапия Карла Ренса Роджерса (1902-

          1987),

характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании  и отреагировании эмоций.

К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер.

Экзистенциальная  психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos – учение) - психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Исходит из первичности бытия  человека, с которым органически  связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями  являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд психологических направлений.

Основными представителями  трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896).

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания, спиритический опыт, "ключевые переживания", сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида.

С. Гроф использовал различные практики и техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и воскресением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к "энергиям", происходит достижение человеком психологической целостности.

Р. Ассаджоли разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г. Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития является устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим.

К. Дюркгейм исходил из понимания  того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития - интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник - глубинной и гуманистической психологии, гештальттерапия, психодрама, биоэнергетический анализ, айкидо, упражнений с луком и пр.

А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные ("океанические") ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как "самоиндуцированную кататонию". Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается, прежде всего, в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Многие положения этого направления получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это - относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это - сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проанализируйте  ведущие положения гуманистической  психологии 
Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. ХХ в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций. 
 
Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса, А. Маслоу и В. Франкл. 
 
Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» - это наиболее важная психическая система личности». 
 
«Я» как центральное понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, представлено в двух формах (рисунок 1). 
 
«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. 
 
«Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. 
 
 
 
Рисунок. 1 Формирование образа «Я» (по К. Роджерсу) 
 
К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения. 
 
Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда – как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие.  
 
В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» представлены его итоги познания людей, ознакомление с которыми поможет существенно улучшить отношения между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие: 
 
1. не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, то есть снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое; 
 
2. человек добивается большего успеха в отношениях с другими людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким, каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отношениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными и они обычно развиваются; 
 
3. исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит  в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника; 
 
4.  в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, то есть, чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации; 
 
5. нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненной опыт по-своему, как бесценные возможности жизни. 
 
Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.  
 
Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения: 
 
1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься. 
 
2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.  
 
3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми. 
 
4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными.  
 
Автономность самоактуализирующихся личностей – это не только независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений, стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то, что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой.  
 
5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек – это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками. 
 
А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации: 
 
- постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже большой талант – это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого; 
 
- прикаждом выборе – решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском; 
 
- становится реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность; 
 
- обнаружение психологических защит и разрушение их.  
 
С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей. 
 
По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.  
 
Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир. 
 
Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. 
 
В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.  
 
В соответствии с этими представлениями В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления. 
 
Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума. 
 
Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.  

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"