Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

1. Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.
2. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность говорить об этой категории, касаясь ее классических характеристик.

Оглавление

1) Биопсихические и психосоциальные
особенности человека.............................................................................................3
2) Общение, как психологический процесс....................................................5
3) Список литературы.......................................................................................24

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ПЛАН

 

  1. Биопсихические и психосоциальные

особенности человека.............................................................................................3

 

  1. Общение, как психологический процесс....................................................5

 

  1. Список литературы.......................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Биопсихические и  психосоциальные особенности человека.

 

Биопсихични и психосоциальные  свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с  определенным набором биологических  свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.

Причем именно эта  основа такова, что обеспечивает при соответствующих условиях именно специфически человеческие формы поведения. Мозг человека со всеми его деталями в молекулярных процессов включая адаптированный к языковым операций и мышления.

Когда человек рождается, то он уже обладает достаточно богатым системой свойств и механизмов, позволяющая овладеть прямохождением, координацией рук и ног, языком, мышлением и т.д.. В первые дни и недели созревают генетически обусловленные механизмы адаптации сенсорных систем к внешним условиям и выполнения ими своих функций.

Вся система свойств  и механизмов является естественной предпосылкой развития (психосоциальных  свойств) личности, необходимым условием ее формирования.

Особенности индивида имеют  значение не только в начале психического развития личности. На протяжении всей жизни эти особенности играют роль общей предпосылки психического развития биологическая детерминанта действия в течение всей жизни человека, хотя в разные периоды эта роль различна.

Функционирование нервной  системы составляет необходимую предпосылку развития личности в течение всей жизни. Нарушения в нервной системе приводит к сбоям психической деятельности.

Но с другой стороны  сила и слабость нервных процессов, их устойчивость, подвижность проявляют  себя на уровне механизма, формы (а не сущности), с помощью которых реализуется психическая и социальная активность личности.

Роль индивидных характеристик  в формировании личности неоднозначная.

Например, ребенок с  нарушением опорно-двигательного аппарата. Значение этой анатомической исключительности для развития личности огромно. Ребенок видит свое отличие, которое влияет на отношение к ней детей и выступает определенным ограничениям в поведении. Ребенок исключена из очень многих игр, хореографических упражнений. Как сложится в этих условиях личность? Окончательного ответа не существует. Сама по себе разница, без влияния семьи, отношения социального окружения не родит комплекс неполноценности, замкнутость, пассивность, враждебность и зависть к окружают-щих или уверенность в себе, активность, коммуникабельность, открытость, внимательность к другим людям.

Не каждый индивид  является носителем личности.

Новорожденный ребенок  еще не является личностью, она будет  развиваться в процессе взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь с семьей.

Дети «маугли». Это  дети, выросшие вне человеческого  общества. Известен случай с двумя  индийскими девочками, Амаль и Камалом (2 и 8 лет), которые росли в стае волков. Впервые столкнувшись с людьми, они не обнаружили никаких личностных каче-тей, возникновение которых всегда носит социальный характер. В то же время у них проявлялись биопсихические свойства, нейродинамических особенности мозга, органические потребности, простые эмоциональные реакции, психофизиологические функции и т.д.. Эти характеристики индивида могут быть предпосылкой появления качеств личности, если окружающим людям повезет втянуть девушек во взаимодействие, в общение. Опыт изучения таких детей говорит об исключительной сложности данной проблемы.

Люди, страдающие определенными  органическими поражениями мозга. Например, идиоты. Идиотизм - наиболее темная форма умственного недоразвития. Отсутствует речь, психические реакции, не формируются элементарные навыки.

Основу личности составляет ее структура - система свойств личности в их целостности и взаимосвязи. Существует несколько взглядов на то, что представляет собой внутренний склад личности (Б. Г. Ананьев, В. А. Казаков, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд и др.).

Б.Г.Ананьев до признаков, определяющих личностный уровень проявления человека, относит :

Социальный статус - положение  личности в системе межличностных  отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Общественная роль - соответствующий  принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса  или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Выполнение человеком роли зависит от его знаний и умений находиться в данной роли, от значимости этой роли для человека, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Социальная установка - готовность, предрасположенность  человека к определенному восприятию и отношение к социальной действительности.

Потребности и мотивы - взаимосвязанная система потребностей и мотивов, побуждающих социальную активность человека.

Когнитивная организация - психологическая система, которая характеризует познавательную сферу человека. Индивидуальные особенности познавательных психических процессов, развивающихся в течение жизни (внимание, ощущение, восприятие, мышление, память, воображение).

Эмоции и чувства - переживание человеком своего отношения  к предметам, явлениям действительности, к другим людям, к самому себе, характеризующиеся  относительной устойчивостью.

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических  особенностей человека, которое обусловливает типичный для нее способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Способности - индивидуальные особенности, которые обеспечивают успех в деятельности и легкость овладения ею.

Воля - способность к  выбору действий, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Направленность - это  совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  поведение и деятельность личности, относительно независимо от конкретных условий. (Потребности, интересы, стремления, убеждения, идеалы, мировоззрение).

Основной формой развития этих качеств является житевий путь личности в обществе, ее биография.

К важнейшим психологическим  параметрам личности относятся:

устойчивость личности (относительное постоянство его  психологического склада, что дает возможность прогнозирования поведения личным занятости, хотя может наблюдаться и некоторое пластичность и изменение ее проявлений);

единство личности (тесная связь и взаимосвязь психических  процессов, состояний, свойств. Личность развивается и формируется в целом, и каждая черта имеет смысл в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, при сочетании смелости с чувством долга есть одна личность, а при сочетании с тщеславием, высокомерием - другая);

активность личности (направленность на изменения, преобразования окружающего мира, на развитие себя);

способность к саморегуляции (целенаправленное планирование, построение и преобразование личностью собственных  действий и поступков в соответствии с лично значимыми целями. В процессе саморегуляции лицо выходит за пределы поставленных извне целей и задач, проявляет независимость от ситуативных воздействий среды, отвечает на внешние воздействия активно, а не реактивно, опирается не на непосредственное побуждение, а на побуждение, которое опосредовано целью, имеет иерархизированную мотивационную сферу).

Изучение и понимание  психосоциальных свойств является очень важным моментом в составлении  мозаики постижение того, что есть человек.

Разводя понятия индивид  и личность, мы понимаем, что это условное разделение, необходимое для анализа и глубины понимания сущности человека. На самом деле, человек - это понятие целостное и она всегда выступает в единстве биологического, психического и социального.

 

2) Общение, как психологический  процесс.

Категория «общение»  является базовой для социально-психологической  теории. Существует множество подходов к определению ее природы и  сущности. Однако в науке выработан  наиболее общий подход, дающий возможность  говорить об этой категории, касаясь  ее классических характеристик.

Общение как форма  деятельности. Это такая специфическая  социальная деятельность, которая возникает  между равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. В ходе этой деятельности осуществляется обмен информацией, возможно взаимовлияние, взаимопереживание и, как результат, происходит взаимопонимание.

Психический контакт  основывается на сопереживании, на взаимном обмене эмоциями. Со стороны психического контакта общение выступает как  двусторонняя деятельность людей.

Общение является достаточно сложным феноменом, который выступает  в разных ипостасях: с одной стороны, это процесс взаимодействия, с  другой стороны, это информационный процесс, с третьей стороны, это  отношение между людьми, с четвертой  стороны, это процесс взаимовлияния людей друг на друга, с пятой стороны, это процесс взаимопереживания, взаимопонимания друг друга.

В современной литературе выделяются несколько основополагающих аспектов изучения общения:

- информационно-коммуникативный  (общение исследуется как вид личностной коммуникации, при которой осуществляется обмен информацией);

- интеракционный (общение  рассматривается как взаимодействие  субъектов в процессе кооперации);

- гносеологический (человек  выступает одновременно субъектом  и объектом процесса познания);

- аксиологический (изучение  общения как процесса обмена  ценностями);

- нормативный (выявление  места и роли общения в процессе  регулирования поведения индивидов,  процесс передачи и закрепления  норм в обыденном сознании, реального  функционирования стереотипов поведения);

- семиотический (рассмотрение  общения как специфической знаковой  системы и как посредника в  функционировании знаковых систем);

- праксиологический или  (социально-практический) (исследование  общения в качестве обмена  деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Понятие «общение» имеет  несколько определений в литературе. Рассмотрим некоторые из них.

А.А. Бодалев рассматривает  общение как «взаимодействие  людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью  различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Многие психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недерминированное деятельностью  свободное общение».

Нельзя сводить общение  к межиндивидуальному взаимодействию, оно значительно шире. Общение может быть межгрупповое, внутригрупповое, в коллективе, межколлективное и т.д.

А.А. Леонтьев рассматривает  общение не как интерыиндивидуальный, а как социальный феномен, как  необходимое условие любой социальной деятельности человека.

М.С. Каган рассматривает  общение как «коммуникативный вид  деятельности», который выражает «практическую  активность субъекта».

В.М. Соковин считает, что с философской точки зрения, общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма  передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания.

Таким образом, общефилософская  концепция рассматривает процесс  общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений.

Способ общения является способом реализации актуальных отношений  в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.

Общефилософская концепция  обусловила и другие научные концепции  и особенно социологическую.

В рамках социологической  концепции общение рассматривается  как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества.

Социологическая концепция  общения формирует методологию  понимания места и роли социальных институтов общества и организации общения как важного механизма социального управления.

Психологической подход изучает общение как специфическую  форму деятельности и как самостоятельный  процесс взаимодействия, необходимый  для реализации других видов деятельности человека. Общение рассматривается как важная социальная потребность, вне которой не может нормально протекать социальное бытие личности, ее взаимодействие с обществом. Психология понимает потребность в общении как важнейший фактор взаимодействия личности с социокультурной средой общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"