Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа
1. Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.
2. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность говорить об этой категории, касаясь ее классических характеристик.
1) Биопсихические и психосоциальные
особенности человека.............................................................................................3
2) Общение, как психологический процесс....................................................5
3) Список литературы.......................................................................................24
Общение как коммуникативная
деятельность, основные
характеристики общения
По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
- коммуникативный,
- интерактивный, способствующий
регуляции взаимодействия
- перцептивный, отвечающий
за организацию
В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:
- личностно-ориентированный;
- социально-ориентированный.
А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:
- предмет общения -
это другой человек, партнер,
субъект, с которым
- потребность в общении
- стремление, нужда в познании
оценки других людей
- коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;
- действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
- задачи общения - это
та цель, во благо которой в
коммуникативной ситуации
- средства общения
- совокупность операций, посредством
которых осуществляются
- продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.
Процесс коммуникативной деятельности осуществляется благодаря взаимоотношениям как минимум двух субъектов, наделенных своими особенностям интеллектуального, психологического характера. В этом процессе осуществляется диалог как способ организации «сопряженных актов».
Коммуникативная технология
со стороны деятельностного
- монологическим - преобладанием
высказывания организатора
- диалогическим - взаимообусловленной активностью партнеров общения;
- полилогическим - многосторонним общением, с присутствием «борьбы» за овладение коммуникативной инициативой.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:
- субъектом - инициатором общения;
- субъектом, которому адресована инициатива;
- нормами, по которым организуется общение;
- целями, которые преследуются в ходе общения;
- ситуацией, при которой совершается взаимодействие.
Существует ряд основных коммуникативных действий, которые организуют акт общения:
- вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
- оценка субъекта
- ориентация в коммуникативной ситуации;
- выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
- постановка коммуникативной задачи, на основе изученной ситуации общения;
- подход к субъекту общения;
- адаптация к партнеру по общению;
- привлечение инициатором общения внимания партнера;
- оценка социально-
- настройка инициатора
на социально-психологическое
- формирование общего
эмоционально-психологического
- коммуникативное воздействие
субъекта-инициатора общения
- оценка инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;
- активизация «ответного хода» субъекта-партнера;
- «Ответный ход» партнера по коммуникативному общению.
Всякое общение
Содержание общения выражается в следующих моментах:
- передаче от человека к человеку информации;
- восприятии партнерами по общению друг друга;
- взаимооценка партнерами;
- взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;
- взаимодействии партнеров друг с другом;
- управление групповой или массовой деятельностью.
В литературе выделяются основные функции общения.
- Инструментальная - характеризует
общение как социальный
- Интегративная - раскрывает
общение как средство объединен
- Самовыражения - определяет
общение как форму
- Трансляционная - как
средство передачи способов
- Экспрессивная - способствует
взаимопониманию переживаний,
- Социального контроля
- функция регламентации
- Социализации - определяет
способность формирования
Манера общения определяется следующими факторами:
- тоном общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);
- дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).
Стиль общения. Это индивидуально-типологическ
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер
отношения с конкретными
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнеров по общению.
Фундаментальным основанием стиля общения являются существующие в обществе нравственно-этические установки.
К наиболее распространенным стилям общения относят:
- творческо-продуктивный;
- дружеский;
- дистанционный;
- подавляющий;
- популистский;
- заигрывающий;
- требовательный;
- деловой.
Стиль общения оказывает существенное влияние на эмоциональную атмосферу и выбор средств взаимодействия. Средства взаимодействия имеют следующие виды:
- лингвистические (речевые);
- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
- экстралингвистические (пауза, смех, плач, темп речи);
- пространственно-временные
(дистанция, время, место,
Своеобразием современного стиля общения является простота, ясность, живость построения фраз, стремление к разговорности.
Социальная практика выработала специфический механизм общения, включающий в свою структуру:
- идентификацию как способ понимания другого человека через его сравнения с самим собой;
- стереотипизацию соотнесение
и сопоставление форм
- рефлексию осмысление субъектом того, каким путем и средствами он произвел впечатление на партнера.
- обратную связь получение
адресатом информации о том,
какое воздействие он оказал
на партнера с целью
Как сложный диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству и интеграции, с одной стороны, к борьбе и дифференциации, с другой стороны. Дифференциация способствует разграничению социального воздействия в общении. Согласно Р.Ф. Бейлсу, имеем следующую структуру.
Характер отношений |
Форма проявления отношений |
Эмоционально-положительные отношения
|
|
Модели общения
Исследование основных
моделей общения позволяет
Базовая модель общения представляется как некоторая система (рис. 1).
Рис. 1
В представленной модели выделяются четыре подсистемы:
- личность как субъект
общения в коммуникативной
- личность как субъект
общения в коммуникативной
- коммуникативно-
- психосоциальный контекст
общения, который определяется
характером диспозиций
Индивидуально-психологические характеристики личности как субъекта общения можно представить в виде психограммы субъекта общения, включающей:
- психологические особенности - темперамент;
- психологические процессы: восприятие, представление, память, мышление;
- психологические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т.д.;
- психологические отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные.
Кроме этого, в психограмму
личности как субъекта общения включаются
социально-психологические
- коммуникативные отношения:
установки на общение,
- коммуникативные умения - синтез общепсихологических, социально-психологических и профессиональных качеств личности.
Чрезвычайно важным в
составлении психограммы
В психологической литературе выделяются несколько психологических свойств, на основании которых формируются типы темперамента человека:
1. Сензитивность - возможность и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель наименьшей силы.
2. Реактивность - сила
эмоциональной непроизвольной
3. Активность - степень энергичности человека на пути к цели, в преодолении препятствий, настойчивость и т.д.
4. Соотношение активности
и реактивности - степень зависимости
деятельности человека от
5. Темп реакции - скорость протекания движений, речи, мышления, запоминания.