Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

1. Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.
2. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность говорить об этой категории, касаясь ее классических характеристик.

Оглавление

1) Биопсихические и психосоциальные
особенности человека.............................................................................................3
2) Общение, как психологический процесс....................................................5
3) Список литературы.......................................................................................24

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

 

Общение как коммуникативная  деятельность, основные  
характеристики общения

По своей природе  коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему  взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:

- коммуникативный, обеспечивающий  передачу информации;

- интерактивный, способствующий  регуляции взаимодействия партнеров  в процессе общения;

- перцептивный, отвечающий  за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.

В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной  деятельности:

- личностно-ориентированный;

- социально-ориентированный.

А.Н. Леонтьев выделяет в  коммуникативной деятельности несколько  составляющих ее компонентов:

- предмет общения - это другой человек, партнер,  субъект, с которым осуществляется  процесс общения;

- потребность в общении  - стремление, нужда в познании  оценки других людей посредством  общения, с конечной целью совершенствования  самопознания, самосознания;

- коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;

- действия общения  - это единицы коммуникативной  деятельности, целостный акт, адресованный  другому человеку (две основные  категории действий общения - инициативные и ответные);

- задачи общения - это  та цель, во благо которой в  коммуникативной ситуации направлены  различные действия, совершаемые  в процессе общения;

- средства общения  - совокупность операций, посредством  которых осуществляются действия  общения;

- продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.

Процесс коммуникативной  деятельности осуществляется благодаря  взаимоотношениям как минимум двух субъектов, наделенных своими особенностям интеллектуального, психологического характера. В этом процессе осуществляется диалог как способ организации «сопряженных актов».

Коммуникативная технология со стороны деятельностного подхода  означает организацию и управление процессами формирования системы социальных взглядов, позиций, оценок, и это достигается следующими путями:

- монологическим - преобладанием  высказывания организатора коммуникативного  общения и действий слушания  у других участников общения;

- диалогическим - взаимообусловленной  активностью партнеров общения;

- полилогическим - многосторонним общением, с присутствием «борьбы» за овладение коммуникативной инициативой.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:

- субъектом - инициатором  общения;

- субъектом, которому адресована инициатива;

- нормами, по которым  организуется общение;

- целями, которые преследуются  в ходе общения;

- ситуацией, при которой  совершается взаимодействие.

Существует ряд основных коммуникативных действий, которые  организуют акт общения:

- вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

- оценка субъекта коммуникативной  ситуации со стороны ее положительных  и негативных характеристик;

- ориентация в коммуникативной  ситуации;

- выбор другого субъекта  для возможного взаимодействия;

- постановка коммуникативной задачи, на основе изученной ситуации общения;

- подход к субъекту  общения;

- адаптация к партнеру  по общению;

- привлечение инициатором  общения внимания партнера;

- оценка социально-психологического  состояния субъекта-партнера и  выявление степени его готовности вступать во взаимоотношение;

- настройка инициатора  на социально-психологическое состояние  партнера;

- формирование общего  эмоционально-психологического фона  общения;

- коммуникативное воздействие  субъекта-инициатора общения на  партнера;

- оценка инициатором  реакции субъекта-партнера на  воздействие;

- активизация «ответного  хода» субъекта-партнера;

- «Ответный ход» партнера  по коммуникативному общению.

Всякое общение характеризуется  содержанием, функцией, манерой и  стилем.

Содержание общения выражается в следующих моментах:

- передаче от человека  к человеку информации;

- восприятии партнерами  по общению друг друга;

- взаимооценка партнерами;

- взаимовлиянии партнеров  по общению друг на друга;

- взаимодействии партнеров  друг с другом;

- управление групповой  или массовой деятельностью.

В литературе выделяются основные функции общения.

- Инструментальная - характеризует  общение как социальный механизм  управления и передачи информации.

- Интегративная - раскрывает  общение как средство объединения людей.

- Самовыражения - определяет  общение как форму взаимопонимания  психологического контекста.

- Трансляционная - как  средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.

- Экспрессивная - способствует  взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.

- Социального контроля - функция регламентации поведения  и деятельности субъектов общения.

- Социализации - определяет  способность формирования навыков  взаимодействия в обществе в  соответствии с установленными  нормами и правилами.

Манера общения определяется следующими факторами:

- тоном общения (спокойный,  властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный  и т.д.);

- дистанцией в общении  (интимная, личная, социальная, публичная  и т.д.).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:

- особенности коммуникативных  возможностей человека;

- сложившийся характер  отношения с конкретными людьми  или группами людей;

- психологическая или  социальная индивидуальность человека;

- особенности партнеров  по общению.

Фундаментальным основанием стиля общения являются существующие в обществе нравственно-этические  установки.

К наиболее распространенным стилям общения относят:

- творческо-продуктивный;

- дружеский;

- дистанционный;

- подавляющий;

- популистский;

- заигрывающий;

- требовательный;

- деловой.

Стиль общения оказывает  существенное влияние на эмоциональную  атмосферу и выбор средств  взаимодействия. Средства взаимодействия имеют следующие виды:

- лингвистические (речевые);

- оптико-кинетические (жесты,  мимика, пантомимика);

- паралингвистические  (качество голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистические  (пауза, смех, плач, темп речи);

- пространственно-временные  (дистанция, время, место, ситуация  общения).

Своеобразием современного стиля общения является простота, ясность, живость построения фраз, стремление к разговорности.

Социальная практика выработала специфический механизм общения, включающий в свою структуру:

- идентификацию как  способ понимания другого человека через его сравнения с самим собой;

- стереотипизацию соотнесение  и сопоставление форм поведения  и их классификация через известные  или кажущиеся известные явления,  категории, социальные стереотипы.

- рефлексию осмысление  субъектом того, каким путем и средствами он произвел впечатление на партнера.

- обратную связь получение  адресатом информации о том,  какое воздействие он оказал  на партнера с целью корректировки  дальнейших своих действий.

Как сложный диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству и интеграции, с одной стороны, к борьбе и дифференциации, с другой стороны. Дифференциация способствует разграничению социального воздействия в общении. Согласно Р.Ф. Бейлсу, имеем следующую структуру.

Характер отношений

Форма проявления отношений

Эмоционально-положительные  отношения 

 
 
Деловые, относящиеся к определенной задаче управления  

 

 
Эмоциональные негативные отношения

  1. Солидарность
  2. Ослабление напряжения
  3. Одобрение
  4. Предложение
  5. Мнение
  6. Информация
  7. Просьба об информации
  8. Просьба о мнении
  9. Просьба об обращении
  10. Отклонение
  11. Напряженность
  12. Антагонизм

 

Модели общения

Исследование основных моделей общения позволяет раскрыть линию поведения людей в тех  или иных коммуникативных ситуациях. При этом под «моделью» понимаем некоторую систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства системы-оригинала.

Базовая модель общения  представляется как некоторая система (рис. 1). 

  
Рис. 1

В представленной модели выделяются четыре подсистемы:

- личность как субъект  общения в коммуникативной роли  воздействующего;

- личность как субъект  общения в коммуникативной роли  воспринимающего;

- коммуникативно-организационная,  в которую входят цели, содержание, процессы и формы общения;

- психосоциальный контекст  общения, который определяется  характером диспозиций субъектов  общения; наличием или отсутствием  аттракции (притяжения) между ними; эмоциональным напряжением; эмоционально-психологическим влиянием среды, ближайшего окружения; социальными статусами общающихся; индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.

Индивидуально-психологические  характеристики личности как субъекта общения можно представить в  виде психограммы субъекта общения, включающей:

- психологические особенности  - темперамент;

- психологические процессы: восприятие, представление, память, мышление;

- психологические состояния:  усталость, апатия, стресс, тревожность,  депрессия и т.д.;

- психологические отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Кроме этого, в психограмму  личности как субъекта общения включаются социально-психологические моменты:

- коммуникативные отношения:  установки на общение, ценностные  ориентации в общении;

- коммуникативные умения - синтез общепсихологических, социально-психологических и профессиональных качеств личности.

Чрезвычайно важным в  составлении психограммы субъекта общения является его темперамент, который представляет собой комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющий его психическую активность и поведение.

В психологической литературе выделяются несколько психологических  свойств, на основании которых формируются  типы темперамента человека:

1. Сензитивность - возможность  и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель наименьшей силы.

2. Реактивность - сила  эмоциональной непроизвольной реакции  на внешний или внутренний  раздражитель.

3. Активность - степень  энергичности человека на пути  к цели, в преодолении препятствий, настойчивость и т.д.

4. Соотношение активности  и реактивности - степень зависимости  деятельности человека от случайных  обстоятельств, настроений, желаний  или от целей, намерений, стремлений  и убеждений.

5. Темп реакции - скорость  протекания движений, речи, мышления, запоминания.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"