Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

1. Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.
2. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность говорить об этой категории, касаясь ее классических характеристик.

Оглавление

1) Биопсихические и психосоциальные
особенности человека.............................................................................................3
2) Общение, как психологический процесс....................................................5
3) Список литературы.......................................................................................24

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Барьер темперамента возникает в том случае, когда в отношения вступают люди с различными типами нервной системы. Нервная система у людей различается по двум основным признакам: возбуждению и торможению. По этим признакам разнятся интенсивность и сила протекания процесса общения, по этой причине процесс общения может быть уравновешенным или неуравновешенным. Сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Многие исследователи связывают воедино силу и подвижность, определяя понятием «экстраверсия», то есть обращенность психики к внешнему миру, в отличие от «интроверсии» - обращенности во внутренний мир. В первом случае проявляется активность и подвижность психики, а во втором - слабость и малоподвижность. По этому поводу существуют различные точки зрения. Известный ученый Айзенк, исходя из соотношения двух факторов - экстра - и интроверсии, выводит четыре типа темперамента:

- экстравертированный,  нестабильный - холерик;

- экстравертированный,  стабильный - сангвиник;

- интровертированный, нестабильный - меланхолик;

- интровертированный, стабильный - флегматик.

Другие авторы, например Е. Жариков и Е. Крушельницкий, считают, что в людях чаще встречается  сочетание темпераментов, только один выражен сильнее, другой - слабее. И  в таком случае лучше говорить о темпераментной структуре.

Барьер характера

Характер - это сочетание  наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. Анализ специфических особенностей характера человека приводит к следующей  классификации психологических  типов:

лидер или доминирующий (Д);

логик (Л);

эстет (Э);

боец (Б);

пассивный (П);

надежный (Н);

мечтатель (М);

спринтер (С).

Барьер акцентуации  характера

С точки зрения немецкого  психиатра Карла Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера  настолько заострены (акцентуированы), что приводят к однотипным конфликтам.

Согласно Х. Шмишеку, существуют следующие типы акцентуации:

гипертимический - постоянно  повышенное настроение, «сверхбойкий»  человек;

дистимический - замкнутый, «вечно серьезный»;

циклоидный - циклическая  смена настроения;

возбудимый - гневливость, склонность к неадекватно резкой реакции;

застревающий - человек, помнящий и добро и зло;

педантичный - формалистика, «занудливость»;

тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность;

эмотивный - излишняя чувственность, сердобольность, слезливость;

демонстративный - манерность, эгоцентричность;

экзальтированный - склонность к преувеличенно искреннему выражению  чувств.

Существует несколько  основных манер общения.

Доминантная манера общения  характерна людям, стремящимся оказать внимание на других, они владеют инициативой в общении. С таким людьми необходимо держаться спокойно и независимо, надо дать им выявить свою доминантность.

Недоминантная манера общения - это прямая противоположность первой. В ней человек постоянно чувствует себя зависимым, просителем, боящимся взять на себя коммуникативную инициативу.

Мобильная манера общения  отличается легким переключением внимания, быстрой рефлексивной оценкой. Речь при такой манере сбивчива, тороплива. Активно выражается отношение к разговору партнера.

Ригидная манера общения. При такой манере контакт наступает  не сразу, идет долгая подготовка к  нему. Общение с человеком с  такой манерой общения является изматывающим, особенно для тех, кто  нетерпелив.

Экстравертная манера общения всегда направлена на партнерство, при ней легко входить в коммуникативную ситуацию.

Интровертная манера общения. Обладатель такой манеры не стремится к внешнему диалогу, он больше замкнут на себя.

Барьер отрицательных  эмоций

Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которая проявляется в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха и т.д.

Не всякая эмоция может  вызвать затруднение в общении, однако есть ряд эмоций, вызывающих такой результат.

Барьер страдания (трагические  события, неудовлетворенность социальным статусом, физические боли, сильно заниженная самооценка и т.д.).

Барьер гнева (ответ  на оскорбление, неожиданное препятствие  и т.д.)

Барьер отвращения и  брезгливости (как результат нарушения этических норм, неопрятность партнера, гигиенические неприятные действия, физические недостатки, уродливость и т.д.).

Барьер презрения (аморальные поступки, предрассудки и т.д.).

Барьер страха.

Барьер стыда и вины (критика, неумеренная похвала, боязнь показаться неловким и т.д.).

Барьер плохого настроения.

Барьер речи. Он возникает  при допущении речевых ошибок, когда искажаются слова и смысл  речи. Такой барьер вызывают следующие  условия:

эмоциональная возбужденность;

неправильный выбор  слов;

ошибка в построении сообщения;

слабая аргументация.

Барьер информационно-познавательный включает:

барьер информационного  несоответствия позиций субъектов  общения;

барьер разности социального  опыта партнеров;

барьер уровней образования;

барьер неразвитости абстрактного мышления.

Группа идеологических барьеров включает:

барьер, формирующийся  при наличии у партнеров разных стереотипов;

барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

барьер различия ценностных ориентаций;

барьер несовпадения социальных установок;

барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.

Группа социально-психологических  барьеров классифицируется по особенностям их проявления:

организационно-психологические  барьеры возникают на основе неприятия  формы общения;

когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

писхомоторные барьеры  основаны на разном умении и навыке вести общение в рамках принятой формы;

сенсорно-речевые барьеры - это следствие различия навыков восприятия и высказывания у субъектов общения.

Вывод. Общение - это полифункциональный и полисодержательный социопсихологический феномен. Оно представляет собой достаточно сложный и важный феномен в социокультурном развитии личности и общества в целом. Его многогранность и всесторонность рассматривается многими науками. Общение является специфическим социально-психологическим механизмом, посредством которого осуществляется процесс активного влияния на духовный мир человека, на его психику, на его сознание.

Вступая в общение  как систему взаимосвязи, субъект  сохраняет свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных  действий.

Общение имеет несколько  видов, которые не счерпывают всего  многообразия его существования. В  наших моделях прежде всего акцентируетсявнимание на коммуникативно-ролевых действиях партнеров. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание специфических особенностей психотипов людей. Психотип личности - достаточно сложное явление, обладающее целым комплексом отдельных характеристик, проявляющихся при различных коммуникативных ситуациях. В типологиях психотипов прослеживается прежде всего различие базовых оснований, однако в них есть и некоторое общее. Каждый тип обладает достаточной устойчивостью к изменениям. В конечном итоге психотипы личности как субъекта общения определяют модель общения, способствуют прогнозированию коммуникативного поведения для достижения поставленной цели.

                                          Список литературы:

 

1.   Масляев О. Психология личности. – Донецк, 1997.

 
2.   Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалёва, А. А. Степанова. – М., 1981.

 
3.   Роменець В. А. Психологія творчості. – К., 2001.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"