Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

1. Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, который рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.
2. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность говорить об этой категории, касаясь ее классических характеристик.

Оглавление

1) Биопсихические и психосоциальные
особенности человека.............................................................................................3
2) Общение, как психологический процесс....................................................5
3) Список литературы.......................................................................................24

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

6. Пластичность и ригидность - легкость или трудность, гибкость  или косность поведения в новых  условиях.

7. Экстраверсия и интроверсия  - направленность человека на  окружающее или на себя в  зависимости от внешних раздражителей.

8. Эмоциональная возбудимость - наименьшая степень воздействия,  вызывающая эмоциональную реакцию  и скорость ее возникновения.

В различных темпераментах  вышеуказанные психологические  и социально-психологический свойства человека проявляются по-разному. На этом основании можно рассмотреть следующую таблицу психологических свойств типов темперамента.

 

В соответствии с представленной моделью можно выбрать и модель поведения в общении. Различают  несколько базовых моделей поведения. Все связано с выбором критерия или основы, посредством которого выделяется та или иная модель общения. В контексте нашего исследования в качестве критерия может быть взят психоэмоциональный статус личности как субъекта общения (ПЭС).

Психоэмоциональный статус личности как субъекта общения зависит от самооценки, которая детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении.

На этом основании  выделяются две группы моделей общения:

- модели комфортно-психологического  общения;

- модели дискомфортно-психологического общения.

К моделям комфортно-психологического общения относятся следующие  виды:

1. Познавательная модель  общения (реализуется цель передачи  информации).

2. Экспрессивная модель  общения (передача чувств, состояния).

3. Суггестивная модель общения (оказывается внушение или внушающее воздействие).

4. Убеждающая модель  общения (взаимовлияние друг на  друга через систему логических  доказательств).

5. Ритуальная модель  общения (формирование системы  психологической поддержки норм  отношений).

К моделям дискомфортно-психологического общения относятся следующие  виды:

1. Заискивающая модель  общения (вести себя так, чтобы  партнер не сердился).

2. Обвиняющая модель  общения (обвинять партнера с  целью выработки у него понимания  Вашей силы).

3. Расчетливая модель общения (рассчитать все, чтобы избежать угрозы).

4. Отстраненная модель  общения (отстраниться на столько,  чтобы игнорировать угрозу, вести  себя так, будто ее нет).

Познавательная модель общения

А. Цель - передать информацию и расширить информационный фонд друг друга.

Б. Условия - учет познавательных возможностей партнеров по общению, интеллектуальные способности и  установки на общение.

В. Формы коммуникативных  процессов воздействия:

- отчет о деятельности;

- сообщение о результате  деятельности;

- лекции о путях  решения проблемы;

- реферат по результатам  изученных первоисточников информации;

- информационно-аналитическое  выступление.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- концентрация внимания  на предмете информирования;

- рациональное изложение  материала;

- логически безупречная  аргументация;

- доказательность всех  выдвигаемых положений;

- подробная характеристика  причинно-следственных и условно-следственных  взаимосвязей

Убеждающая модель общения

А. Цель - вызвать у партнера определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки.

Б. Условия - опора на восприимчивость  партнера, его эмоциональную культуру.

В. Формы коммуникативных  процессов воздействия:

- торжественная речь;

- поздравление;

- напутствие;

- комплимент.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на эмоциональный  настрой партнера;

- учет контраргументации  и критической позиции партнера  по отношению к другому партнеру;

- эмоциональное отношение  к предмету общения.

Экспрессивная модель общения

А. Цель - передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на этой основе побудить к определенным формам социального  действия (чаще массовым).

Б. Условия - опора на эмоциональную  сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоции на волю: широкое использование художественно-эстетических средств и опора на механизм социально-психологического выражения.

В. Формы коммуникативных  процессов воздействия:

- рассказ о собственных  переживаниях и чувствах, которые  связаны с предметом общения;

- мотивированный призыв;

- оценочное суждение;

- анализ возможных  последствий.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- краткость изложения;

- ситуативная обусловленность;

- яркость жестикулирования;

- демонстративный характер  поз;

- интонирование голосом;

- аффектация и акцентация;

- фасциация (очарование) при помощи художественного подкрепления.

Суггестивная модель общения

А. Цель - оказать внушающее  воздействие для изменения мотивации  ценностных ориентаций и установок  личности.

Б. Условия - некритичность  отношений одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии.

В. Формы коммуникативных  процессов воздействия:

- внушение через мотивационную  сферу сознания;

- внушение через идентификацию  (уподобление);

- внушение через ссылки  на авторитет;

- внушение через персонификацию;

- внушение через предупреждение.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на суггестивный  потенциал партнера,

- авторитет субъекта-суггестатора  и его установок,

- формирование аттракции  (привлекательности) как необходимого  компонента в суггестивном общении,

- интонационная стимуляция  внушаемой информации,

- дистанционное управление эмоциональным напряжением.

Ритуальная модель общения

А. Цель - закрепить и  поддерживать нормы отношений.

Б. Условия-художественно-оформленная  среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия.

В. Формы коммуникативных  процессов воздействия:

- ритуальные акты;

- церемонии;

- обряды;

- обрядовые комплексы.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на национальные, территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

- предварительное заключение  конвенции о порядке ритуала;

- концентрация внимания  на самоценности ритуальных действий;

- театрализация коммуникативного  поведения.

О некоторых психологических  характеристиках субъектов общения

Психотип - это модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.

В рамках нормы (а не патологических отклонений) выделяются 11 основных психотипов личности. Надо отметить, что в жизни  в «чистом» виде такие психотипы  встречаются редко, один и тот же человек может соответствовать 2-3 психотипам.

К высокоэнергетичным (агрессивным) психотипам относятся:

Эпилептоид (любовь к  порядку).

Паранойяльный (целеустремленный).

Гипертим (повышенный тон  настроения, жизнь «во вне»).

Истероид (стремление быть в центре внимания).

К низкоэнергетичным (дефензивным-охранительным) психотипам относятся:

Шизоид (интровертированность - жизнь «внутри себя», погруженность  в свой внутренний мир).

Психостеноид (неуверенность  в себе).

Сензитив (повышенная чувствительность).

Гипотип (постоянно пониженный фон настроения).

К непостоянным психотипам относятся:

Циклоид (смена двух противоположных  состояний).

Конформный (зависимость  от окружения).

Неустойчивый (полное непостоянство  проявлений личности).

Автором этой системы является Сьюзен Деллингер. Он же предлагает и другой подход, который находит свое развитие в работах отечественных авторов, например, А.А. Алексеева, Л.А. Громова, и получил название психогеометрический. Рассмотрим некоторые из типов личностей, согласно этому подходу.

Квадрат

- Неутомимый труженик.

- Выносливый, терпеливый.

- Эрудирован в различных  областях знаний.

- Любит порядок и  стабильность.

- Хорошо владеет мыслительным  анализом.

- Логически верно просчитывает  свои ходы в общении.

- Внимателен к деталям.

- Живет по плану.

- Прекрасно организует  себя и других.

- Хороший администратор.

- Не суетлив.

- Эмоционально сух.

- Коммуникативно ригиден. 

- В аморфной ситуации  действует неэффективно.

Треугольник

- Лидирует во всех  ситуациях.

- Способен концентрироваться на главной цели.

- Энергичная, сильная  личность.

- Решителен.

- Способен быстро анализировать  ситуацию.

- Прагматически ориентирован.

- Умеет моментально  вскрыть суть проблемы.

- Очень уверен в  своих силах.

- Часто рискует.

- Несамокритичен.

- Честолюбив.

- Стремится достичь  высокого положения.

- Интриган.

- Сильный эгоцентрик.

- Детонатор межличностных  отношений.

Прямоугольник

- Неудовлетворен своим  образом жизни.

- Тяжело переживает  изменения своего статуса.

- Может впасть в  состояние замешательства.

- Внутренне возбужден.

- Непоследователен и  непредсказуем.

- Имеет низкую самооценку.

- Тяготеет к общению  для получение поддержки.

- Часто становится  объектом манипуляции.

Круг

- Стремится к гармонии  межличностных отношений.

- Доброжелателен.

- Хороший коммуникатор.

- Умеет «читать» состояния  людей по их действиям.

- Очень популярен у  коллег.

- Старается угодить  всем.

- Больше интересуется  контактами с людьми, чем делом.

- Стремится не принимать  непопулярные решения.

- Избегает конфликтов.

- Часто нерешителен.

- Предпочитает демократический  стиль руководства.

Зигзаг

- Не заинтересован  в консенсусе.

- Любит заострять конфликт  идей.

- Остроумен.

- Язвителен.

- Хорошо чувствует  социодинамику в группах, которыми  управляет.

- Стремится к независимости.

- Прекрасный генератор  идей.

- Эмоционально возбудим.

- Мастер самопрезентации.

- Несдержан.

- Экспрессивен.

- Эксцентричен в действиях  и отношениях.

- Не умеет довести  начатое дело до конца.

 

В процессе общения могут  возникнуть всевозможные преграды, обусловленные  темпераментом, характером, эмоциональным  состоянием людей, вступивших во взаимообщение. Такие преграды или барьеры увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают уровень взаимопонимания, взаимодоверия, снижают, в конечном итоге, эффективность процесса общения.

К наиболее распространенным барьерам относят следующие: барьер темперамента, барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер манеры общения, барьер отрицательных эмоций, барьер речи, информационно-познавательный барьер, идеологический барьер, социально-психологические барьеры.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"