Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

1 вопрос: Характеристика ощущений, виды и свойства ощущений
Ощущение – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называется анализатором.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА"

 

КАФЕДРА

"ПСИХОЛОГИИ  УПРАВЛЕНИЯ"

 

 

ДИСЦИПЛИНА  " Психология "

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА   2011

1 вопрос: Характеристика ощущений, виды  и свойства ощущений

Ощущение –  отражение конкретных, отдельных  свойств, качеств, сторон предметов  и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в  данный момент. 
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.  
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называется анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 
1. Рецептор – орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.  
2. Проводящие нервные пути – по ним нервные сигналы передаются в мозг. 
3. Мозговой центр в коре полушарий головного мозга.  
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Английский  физиолог И. Шеррингтон выделил три  основных класса ощущений: 
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Рецепторы находятся на поверхности тела. 
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.  
3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п.  
I группа - дистантные ощущения: 
1. Зрение - электромагнитные колебания, отражение света от предметов. 
2. Слух - звуковые колебания. 
3. Обоняние - пахучие частицы, химический анализ. 
II группа - контактные ощущения: 
4. Тактильные - ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны:  
а) язык,  
б) губы,  
в) кончики пальцев. 
5. Температурные - отдельные рецепторы на холод и тепло. Температура тела принимается за 0. 
6. Вкусовые - рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи. 
7. Вибрационная чувствительность - реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. Самая древняя чувствительность. Прародительница слуха и тактильных ощущений. Нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации. 
8. Болевая чувствительность - стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет. 
III группа - ощущения, относящиеся к самому телу: 
Ощущения на события внутри тела. 
9. Вестибулярные - определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе. 
10. Мышечные – кинестические, динамические, скелетно-мышечные, проприорецепция. Специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря ним мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений. 
11. Интроцепивные ощущения - интерорецепция - совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференциированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне. 
Свойства ощущений: 
1. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям. 
2. Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. 
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений. 
4. Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности. 
Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу. 
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. 
Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5—10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи. 
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2: Формирование и развитие личности.

Теория Эрика Эриксона о генетической предопределенности стадий личностного развития, которые  проходит каждый человек от рождения до смерти.

Эриксон понимал становление  личности как смену этапов (личностных кризисов в каждом из которых проходят качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальные изменения его взаимоотношений с другими людьми)

В результате прохождения  кризиса человек как личность приобретает нечто новое характерное  для данного этапа развития и  сохраняющиеся в виде заметных следов на протяжении всей последующей жизни человека.

Новые черты приобретаются  только на основе предыдущего кризисоразвития.

1 стадия 
Раннее младенчество (от рождения и до 1 года). Основная задача этого этапа – это формирование базового доверия к жизни.

2 стадия 
Позднее младенчество (от года до трех лет) 
Основная стадия это формирование личности автономной от родителей. 
Нормальная линия развития: формируется самостоятельность, уверенность в своих силах. 
Аномальная: сомнения в себе, неуверенность, стыд за некомпетентность, ребенок начинает сомневаться в способностях.

3 стадия 
Раннее детство (от 3 до 5 лет). 
Основная задача этой стадии развитие инициативности. 
Формируется любознательность и активность. Ребенок активно подражает взрослым, формируется полоролевая идентификация. 
Нормальная линия развития: инициативность, нормальная полоориентация, подражание взрослым, активный познавательный интерес. 
Аномальная линия развития: пассивность, отсутствие интересов, отсутствие признаков адекватного полоролевого поведения, чувство зависимости.

4 стадия 
Среднее детство (от 5 до 11 лет) 
Нормальная линия развития – развивается трудолюбие. Начинается активное формирование чувства долга и ответственности. В этом же возрасте идет активное развитие познавательных навыков. Активное развитие коммуникативных навыков. Идет усвоение многих инструментальных навыков. 
Аномальная линия развития: ощущение неуверенности и неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки. Способность подчиняться требованиям группы.

5 стадия 
Период полового созревания, юность (от 11 до 20 лет). 
Нормальная линия развития: половое созревание, телесная конституция человека меняется очень часто и психологические изменения. 
Полностью меняется концепция «Я», происходит процесс активного самоопределения человека. 
Четкая дифференциация кто ты такой (лидер или подчиняемый человек). 
Аномальная линия развития: путаница социальных и половых ролей. 
Идет искажение временных перспектив. 
В этом возрасте идет ярко выраженное желание разобраться в себе самом, оно идет в ущерб общения со сверстниками.

6 стадия 
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45) 
При нормальной линии развития у человека появляется ощущение определенности. Важно научиться поддерживать длительные близкие взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола. Появление семьи, умение переживать семейные трудности, рождение детей, забота о детях и о семье. 
Социальный рост, социальный статус, продвижение в карьере и общая удовлетворенность собой и своей жизнью. 
Аномальная линия развития неспособность поддерживать длительные отношения с людьми. 
Трудности характера, неспособность переживать ограничения и трудности. Начинают появляться расстройства здоровья, проблемы половой сферы. Мощная неудовлетворенность жизнью, карьерой.

7 стадия 
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). 
Нормальная линия развития: возникает удовлетворенность семьей. 
В этом возрасте мужчинам очень важными станут дом, начинает ценить уют, тепло, ласку, любовь (от жены или детей). 
У женщин наоборот из дома ибо дома делать больше нечего, дети то из дома ушли. 
При аномальной линии развития: развитие эгоизма, эгоцентризма, женщины и мужчины наверстать упущенное в молодости (уходят в любовь).

8 стадия 
Поздняя взрослость (от 60 и до последних дней…) 
Нормальная линия развития: человек ощущает, что у него насыщенная интересная жизнь. Человек начинает думать о смерти. 
Аномальная линия развитии: человек анормально прожил жизнь, никому не нужен, ничего не сделал и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Характеристика общения. Место общения в профессиональной деятельности.

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения  рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого  обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической  сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом  подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание  общения может быть различным:

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения  выделяются в соответствии с содержанием  общения.

Имеется несколько  классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому  при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

 

Профессиональное  общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию  организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения  составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная  культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется  личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией данной специальности;
  • умение строить выступление на профессиональную тему;
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"