Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.
1. Введение………………………………………………………………….…..2
2. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей……………………………………………... 3
3. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии …15
4. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды………………………………………….. 21
5. Заключение……………………………………………………………………24
6. Список литературы………………………………………………………….. 25
3. Укажите, в
чем состоит основной метод
бихевиоризма:
а) интроспекция,
то есть целенаправленное самонаблюдение
за психическими процессами;
б) создание математических
моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное
изучение реакций организма в ответ на
воздействие окружающей среды.
Бихевиоризм – это наблюдение и
экспериментальное изучение реакций
организма в ответ на воздействие
окружающей среды.
Бихевиоризм возник в США, основоположником
которого является Дж. Уотсон (1878—1958),
статья которого «Психология с точки зрения
бихевиориста» (1913) положила начало направлению.
Предметом бихевиоризма он провозгласил
изучение поведения объективным путем
и с целью служить практике.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ
на внешний стимул (S), посредством которой
индивид приспосабливается. В результате
поведение трактуется механистически,
поскольку сводится лишь к его внешним
проявлениям.
Важно отметить заслуги бихевиоризма,
во-первых, благодаря ему психология была
повернута на естественнонаучный путь
развития, во-вторых, он ввел объективный
метод, основанный на регистрации и анализе
внешне наблюдаемых фактов, процессов,
событий. Благодаря этому нововведению
в психологии получили бурное развитие
инструментальные приемы исследования
психических процессов. Далее, чрезвычайно
расширился класс исследуемых объектов:
стало интенсивно изучаться поведение
животных, доречевых младенцев и тому
подобное. Наконец, в работах бихевиористского
направления получили значительное развитие
отдельные разделы психологии, в частности
проблемы научения, образования навыков
и другое.
Но основной недостаток бихевиоризма
состоял в недоучете сложности психической
деятельности человека, сближении психики
животных и человека, игнорировании процессов
сознания, высших форм научения, творчества,
самоопределения личности и тому подобное.
Бихевиоризм положил начало возникновению
и развитию различных психологических
и психотерапевтических школ, таких, как
необихевиоризм, когнитивная психология,
поведенческая терапия. Существует множество
практических приложений бихевиористской
психологической теории, в том числе и
в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает
наука о поведении животных и человека
— этология, использующая другие методы
(например, этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе
«классического» бихевиоризма, неспособного
объяснить целостность и целесообразность
поведения, его регулируемость информацией
об окружающем мире и зависимость от потребностей
организма. Используя идеи гештальтпсихологии
и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского
учения о высшей нервной деятельности
(К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность
исходной бихевиористской доктрины, сохранив,
однако, ее основную установку на биологизацию
человеческой психики.
В социологии схема необихевиоризма созвучна
принципам коррелятивного анализа в функционализме
(независимая, латентная и зависимая переменные)
как позволяющего описать реальную сеть
социальных взаимодействий и взаимоотношений.
То же можно сказать о различных вариантах
теорий «социальных ролей». Наибольшее
же влияние бихевиористские идеи оказали
на теорию социального обмена Блау и, особенно,
Хоманса.
Когнитивная психология — раздел психологии,
изучающий когнитивные, то есть познавательные
процессы человеческого сознания. Исследования
в этой области обычно связаны с вопросами
памяти, внимания, чувств, представления
информации, логического мышления, воображения,
способности к принятию решений.
Многие положения когнитивной психологии
лежат в основе современной психолингвистики.
Это направление возникло под влиянием
информационного подхода. Когнитивная
психология во многом основывается на
аналогии между преобразованием информации
в вычислительном устройстве и осуществлением
познавательных процессов у человека.
Так были выделены многочисленные структурные
составляющие (блоки) познавательных и
исполнительных процессов, прежде всего
памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный
вариант, где психика представляется в
виде устройства с фиксированной способностью
к преобразованию сигналов. В этом случае
когнитивная система человека рассматривается
как система, имеющая устройства ввода,
хранения, вывода информации с учетом
ее пропускной способности.
Заключение
В начале 20-го века в различных отраслях психологии проводилось огромное количество исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы этой науки. В результате этого, психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом прежней психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования.
Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противостоящие друг другу - школы.
Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.
Заявленные в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.
Список литературы
1. Психологический словарь
/ Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
– М.: Педагогика-Пресс, 1999.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов
высших педагогических заведений. В 2-х
кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
4. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология
и педагогика: Учебное пособие / Под ред.
Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник,
2009.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология:
Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
6. Психология. Учебник для экономических
вузов /Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.:
Питер, 2000.