Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20 века.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….…..2
2. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей……………………………………………... 3

3. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии …15

4. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды………………………………………….. 21
5. Заключение……………………………………………………………………24
6. Список литературы………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Психология XXI столетия.docx

— 59.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Укажите, в  чем состоит основной метод  бихевиоризма: 
 
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами; 
 
б)  создание математических моделей психических процессов; 
 
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

 
Бихевиоризм – это наблюдение и  экспериментальное изучение реакций  организма в ответ на воздействие  окружающей среды. 
 
Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.  
 
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям. 
 
Важно отметить заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и тому подобное. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое. 
 
Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и тому подобное. 
 
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях. 
 
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения). 
 
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. 
 
В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса.  
 
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.  
 
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). 
 
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В начале 20-го века в различных  отраслях психологии проводилось огромное количество исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы  этой науки. В результате этого, психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом прежней психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования.

  Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противостоящие друг другу - школы.

Это и создало картину кризиса  психологии. Но если бы за противостоянием  школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы  различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой  прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой  системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.

Заявленные  в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и  поныне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 
                                                                                                                                                                                                                                                   2. Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 
 
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994. 
 
4. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.  
 
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. 
 
6. Психология. Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"