Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

Среди понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Оглавление

Смысл понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Стр. 3-4
Характеристика специализации разных зон коры головного мозга. Стр. 4-7
Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого полушария. Стр. 7-12
Структура процесса приема информации. Схема. Стр. 13-24
Отличие характера от темперамента. Акцентуации характера встречающиеся у людей. Стр. 25-27
Индивидуальное психологическое задание: тип и анализ темперамента, психосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценка и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов. Стр.28-29
Используемая литература. Стр.30

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию2.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного  свойства и признака.  

Классификация – мысленное разъединение и последующее  объединение предметов, явлений, событий  в группы или подгруппы по определенным признакам. 

Мыслительные  операции, как правило, протекают  не изолированно, а в различных  сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов. 

Индивидуальные  особенности мышления проявляются  в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.  

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина  ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления. 

Широта ума  характеризуется разносторонностью  знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениями, умением связывать теорию с практикой. 

Глубина ума  – это умение выделить сложный  вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях. 

Последовательность  мышления выражается в умении устанавливать  логический порядок в решении различных вопросов. 

Гибкость мышления – это умение быстро оценивать  ситуацию, быстро обдумывать и принимать  необходимые решения, легко переключаться  с одного способа действия на другой. 

Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию. 

Критичность мышления характеризуется умением не считать  верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против». Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления.  

Мышление является обобщенным отражением действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения. Следовательно, в процесс анализа и синтеза  включена и абстракция. Мышление может  быть образным: на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление – мышление речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Только в речевой – устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим. 
 
 

5. ОТЛИЧИЕ ХАРАКТЕРА ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ЛЮДЕЙ 

ТЕМПЕРАМЕНТ

     В  современной психологии темперамент  означает динамическую сторону  личности, которая проявляется в  импульсивности и психической  деятельности. Для темперамента характерен такой показатель, как сила психических процессов, их постоянство (динамическая устойчивость). Также темперамент проявляется в скорости протекания психических процессов, в личностных качествах человека, а именно его впечатлительности, выражающейся в силе и устойчивости того воздействия, которое оказывается на человека. Исходя из практических действий человека, его речи, его движений, мы так же можем судить о его темпераменте.

     Существует  четыре основных темперамента: «сангвинический», «меланхолический», «холерический» и «флегматический». Темперамент человека сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в выполняемой человеком деятельности, каждый тип темперамента имеет свои достоинства и недостатки. В настоящее время психологи приняли идею о том, что природной, или физиологической основой темперамента человека являются свойства его нервной системы, а именно нейродинамическое состояние коры и подкорки головного мозга. Темперамент человека может определяться как спецификой его деятельности, так и воспитанием. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что темперамент человека может проявлять себя по-разному в условиях разной деятельности. Только надо учитывать, что те особенности, которые внешне проявляются у человека, не есть сам темперамент. Это, как называют психологи, индивидуальный стиль деятельности – результат процесса обучения и воспитания, а также процесс адаптации человека к условиям его жизнедеятельности.  Нужно добавить, что, являясь одной из характеристик проявлений личности, темперамент и его свойства составляют чувственную основу человеческого характера. На основе всего сказанного можно сделать вывод: темперамент – это совокупность психологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его психических процессов, состояний и поведения.

ХАРАКТЕР

     Слово  «характер» в переводе с греческого  означает «чеканка» или «печать». И действительно под этим понятием  мы подразумеваем некие свойства  личности, которые накладывают своего  рода отпечаток на все отношения человека с миром и прежде всего – с людьми. Характер представляет собой внутренние свойства личности, выражающие отношение человека к тому, что для него значимо в мире. Сила характера определяется тем, что именно является существенным, важным для того или иного человека. Характер человека проявляется в предпочтениях общения с определенной группой людей, в выборе деятельности. Манера общения и поведения также относится к отличительным чертам характера; у всех людей они различны. На процесс формирования человеческого характера оказывают влияние и общественные условия, и различные жизненные обстоятельства. Характер не определяется одним-единственным поступком, а, как правило, всем образом жизни человека, который включает в себя образ мыслей, чувств и побуждения. Он занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы. 

ОТЛИЧИЕ ХАРАКТЕРА ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА.

     Иногда  говорят, что темперамент и  характер – это одно и тоже; они относятся к устойчивым характеристикам человеческой натуры и оба проявляются в поступках и действиях человека. Однако это утверждение не верно. Характер отличается от темперамента следующим:

  • Темперамент по большей части является врожденным качеством, тогда как характер – приобретенным. Характер формируется в процессе всей жизни. Многих жизнь «ломает», и они из сильных людей превращаются в слабых; бывает и наоборот: слабохарактерные люди, преодолевая жизненные трудности, становятся сильными.
  • Темперамент полностью зависит от свойств нервной системы, а характер – нет, поскольку не все черты человеческого характера связаны с особенностями психической организации, с темпераментом.
  • Темперамент выявляет динамические особенности как психики, так и поведения человека. Эти особенности не оцениваются ни как хорошие, ни как плохие поступки. О характере же судят по поступкам человека.
  • Среди людей существует много таких, у кого одинаковый тип темперамента, ведь у темперамента мало отличительных свойств: темпераменты различаются только по уровню развития. А вот найти людей с одинаковым характером практически невозможно, так как черты характера отличаются многообразием и индивидуальностью.
 

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

     В  психологии существует типология  человеческих характеров, как ни  странно, благодаря врачам-психиатрам, а не психологам. Психиатры заинтересовались типологией характеров по той причине, что в клиниках не редки случаи, когда у психически больного человека при обострениях душевного расстройства меняется характер. А психологи в это время мало интересовались личностью человека, в основном сконцентрировав свое внимание на наблюдении различных психических процессов.

     Выводы  врачей-психиатров впоследствии  применили не только к душевно  больным, но и к здоровым  людям. Изменения в характере стали называть акцентуацией характера. Акцентуация означает выделение каких-либо черт характера по сравнению с другими чертами характера; это чрезмерное усиление каких-либо черт характера, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, не выходящие за пределы нормы. Немецкий ученый Монгард К. одним из первых вывел свою типологию характеров на основе акцентуированных черт характера, которые выделялись у больных с неврозами. Типология характеров Монгарда представляла собой  оценку стиля общения человека с окружающими людьми; она включает всего 12 типов характера.

    1. Ригидный (застревающий) тип – общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;
    2. Возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи;
    3. Демонстративный или истероидный тип – легко устанавливает контакты с окружающими, жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способен увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;
    4. Педантичный тип -  бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;
    5. Гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики;
    6. Дистимный тип -  немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм;
    7. Циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;
    8. Экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм, яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;
    9. Тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;
    10. Эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;
    11. Эстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;
    12. Интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, принципиальность.

    
 
 
 
 
 

6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ 
 

Темперамент – «сангвиник» - сильная, уравновешенная , подвижная нервная система, быстрая реакция, поступки обдуманны. Жизнерадостна, высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Общительна, легко сходится с новыми людьми, широкий круг знакомств, хотя и не  отличается постоянством в общении и привязанности. Продуктивна, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае становится скучной, вялой, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляется активная реакция, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки. 

Психосоциотип – «рациональный» - решительна, способна принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему такое решение принято, последовательно и настойчиво осуществляет свое решение, не меняя его, склонна четко планировать и контролировать свою жизнь и даже жизнь окружающих. 

Сенсорный тип – ведущая сенсорная система – «кинестетического типа» - хорошо запоминаются ощущения, движения. Вспоминая, как бы сначала воссоздаются, повторяются движения и ощущения тела. В разговоре обычно используются кинестетические слова. 

Характер  – «экстравертированный тип» - высокая контактность, коммуникабельность. Много друзей, знакомых, легко нахожу общий язык с людьми, но роль лидера уступаю другим. Стремление к общению, тяжело переношу вынужденное одиночество. Много энергии и оптимизма, жажда активной деятельности. 

Акцентуации характера – «экзальтированный  тип» - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, влюбчива; «циклоидный тип» - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). 

Самооценка  – «адекватная» - правильно, объективно оцениваю себя.  

Уровень притязаний – «адекватный» - выбираю цели, которые реально могу достичь, которые соответствуют моим способностям, умениям, возможностям.  

Доминирующий  тип инстинктов – «смешанный тип» а) «эгофильный тип» - склонность к повышенной осторожности, боязнь темноты, высоты, воды, нетерпима к боли (боязнь посещения врачей); б) «генофильный тип» - ценности, цели, жизненный замысел подчинены интересам семьи, детей. Семейственность, сверхлюбовь к своему ребенку, забота о его безопасности и здоровья, отрицание своего «Я» в пользу «Мы» (семьи).    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература

  1. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва (1983)
  2. Богачкина Н.А. Конспект лекций. Москва (2008)
  3. Бахарева К.С. Психология за 24 часа Ростов на Дону (2008)
  4. Борисенко З.В. Этика и психология профессиональной деятельности (юристов) Учебно-методические рекомендации. Иркутск 2003
  5. Л.Д. Столяренко Основы психологии Ростов на Дону (2003)
  6. В.Н. Дружинина Психология Учебник для экономический вузов. С.П. (2000)

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"