Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 06:16, контрольная работа
Среди понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Смысл понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Стр. 3-4
Характеристика специализации разных зон коры головного мозга. Стр. 4-7
Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого полушария. Стр. 7-12
Структура процесса приема информации. Схема. Стр. 13-24
Отличие характера от темперамента. Акцентуации характера встречающиеся у людей. Стр. 25-27
Индивидуальное психологическое задание: тип и анализ темперамента, психосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценка и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов. Стр.28-29
Используемая литература. Стр.30
Эмоции: Хотя эмоции
и не являются продуктом функционирования
правого полушария, оно связано
с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает
правое полушарие
Мистика: За мистику
и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.
Контролирует
движения левой половины тела: Когда
вы поднимаете левую руку, это означает,
что команда поднять ее поступила
из правого полушария.
4.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА
ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Прием информации - восприятие человеком сообщений внешнего мира.
Рассмотрим
структуру познавательных
К познавательным
психическим процессам
CХЕМА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Структура приема
информации включает следующие этапы:
Р →ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→ЭП→ОП→М→ОС←ВН.
Раздражитель
(слуховой, зрительный) (Р) воздействует
на органы чувств (ОЧ),
в результате чего возникают нервные
импульсы (НИ), которые по нервным проводящим
путям поступают в головной мозг (ГМ),
обрабатываются там и формируются в
отдельные ощущения (ОЩ), на основе
которых складывается целостный образ
восприятия (ЦВ)
предмета, который сопоставляется с эталонами
памяти (ЭП), в результате чего происходит
опознание (ОП) предмета, а затем, при
мысленном сопоставлении
текущей информации и прежнего опыта,
посредством мыслительной деятельности
(М) происходит осмысление (ОС),
понимание информации. Внимание (ВН)
должно быть направлено на прием и понимание
информации.
Познавательные
психические процессы
Ощущения:
классификации и
свойства.
Ощущение
– отражение отдельного
Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.
Интероцептивный
образ – это то внутреннее
чувство, которое мы имеем
Проприоцепция
– это неосознаваемое ощущение
в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция
отвечает не только за все
наши движения, но и за последующее
психическое развитие. Не случайно
для новорожденных «тестами на
интеллект» являются показатели
физического развития. Движение полезно
не просто как физическая активность,
а как деятельность, способствующая координации
системы «глаз-рука». Именно эта система
лежит в основе следующего уровня познания
– восприятия.
Восприятие:
виды и свойства.
Восприятие –
это психический процесс, отражение
предметов и явлений
Если
в результате ощущений человек
получает знания об отдельных
свойствах, качествах предмета, то восприятие
дает целостный образ предмета или
явления. Выделяется четыре уровня восприятия:
обнаружение, различение, идентификация
и опознание.
Обнаружение
– исходная фаза развития
Идентификация
– отождествление
Таким
образом, восприятие
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Движение
окружающих нас предметов мы
способны воспринимать
Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.
Восприятие
пространства основывается на
восприятии величины и формы
предметов с помощью синтеза
зрительных, мышечных и осязательных
ощущений, а также на восприятии объема
и удаленности предметов, что обеспечивается
бинокулярным зрением.
Пока
не удалось обнаружить
Имеются большие
индивидуальные различия и способности
оценивать время. Наша способность
судить о длительности времени позволяет
образовать временное измерение – ось
времени, на которой мы более или менее
точно размещаем события. Общее восприятие
отношений настоящего и будущего носит
название временной перспективы.
Свойства восприятия:
Ø
Целостность. Восприятие есть всегда целостный
образ предмета. Способность целостного
зрительного восприятия предметов не
является врожденной. Об этом свидетельствуют
данные о восприятии людей, которые ослепли
в младенчестве и которым возвратили зрение
в зрелые годы: в первые дни после операции
они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые
очертания, пятна различной яркости и
величины (то есть, были одиночные ощущения,
но не было восприятия). Постепенно, через
несколько недель у этих людей формировалось
зрительное восприятие, но оно оставалось
ограничено тем, что они узнали ранее путем
осязания. Таким образом, восприятие формируется
в процессе практики. Восприятие – система
перцептивных действий, которыми надо
овладеть.
Ø
Константность. Благодаря константности
мы воспринимаем окружающие предметы
как относительно постоянные по форме,
цвету, величине и так далее. Источником
константности восприятия являются
активные действия перцептивной системы
(системы анализаторов, обеспечивающих
акт восприятия). Многократное восприятие
одних и тех же объектов при разных условиях
позволяет выделить относительно постоянную
инвариантную структуру воспринимаемого
объекта. Константность восприятия –
не врожденное свойство, а приобретенное.
Нарушение константности восприятия происходит,
когда человек попадает в незнакомую ситуацию
(например, когда люди смотрят с верхних
этажей высотного здания вниз, то автомобили,
пешеходы кажутся им маленькими, в то время
как строители, постоянно работающие на
высоте, сообщают, что они видят объекты,
расположенные внизу, без искажения их
размеров).
Ø
Структурность восприятия. Восприятие
не является простой суммой ощущений.
Мы воспринимаем фактически абстрагированную
из этих ощущений обобщенную структуру.
Так, при слушании музыки воспринимаются
не отдельные звуки, а мелодия, которая
узнается, если ее исполняет оркестр, либо
один рояль, или человеческий голос, хотя
отдельные звуковые ощущения различны.
Ø Осмысленность
восприятия. Восприятие тесно связано
с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Ø
Избирательность восприятия проявляется
в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими.
Учеными было установлено, что даже
бессмысленные чернильные пятна всегда
воспринимаются как что-то осмысленное
(собака, облако, озеро и так далее), и только
некоторые психически больные склонны
воспринимать чернильные пятна как таковые.
То есть, процесс восприятия протекает
как динамический процесс поиска ответа
на вопрос: «Что это такое?».
Воображение:
виды и формы проявления.
В процессе отражения
окружающего мира человек наряду
с восприятием того, что действует
на него в данный момент, или зрительными
представлением того, что воздействовало
на него раньше, создает новые образы.
Воображение –
это психический процесс
Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных
связей, которые уже сформировались в
прошлом опыте. Создание нового предполагает
такое сочетание, которое образуется из
временных связей, ранее не вступавших
в сочетание друг с другом. Воображение
всегда есть определенный отход от действительности,
но в любом случае источник воображения
– объективная реальность.
Ведущим механизмом
воображения служит перенос какого-либо
свойства объекта. Эвристичность переноса
измеряется тем, насколько он способствует
раскрытию специфической
Можно выделить
несколько видов воображения, среди
которых основные – пассивное
и активное. Пассивное в свою очередь
делится на произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, фантазия). Активное воображение
включает в себя артистическое, творческое,
критическое, воссоздающее и антициптирующее.
Близко к этим видам воображения находится
эмпатия – способность понимать другого
человека, проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сопереживать.
Активное воображение
всегда направлено на решение творческой
или личностной задачи, больше вовне.
Человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше
внутренними субъективными
Воссоздающее
воображение – один из видов активного
воображения, при котором происходит
конструирование новых образов,
представлений у людей в
Антициптирующее
воображение лежит в основе очень
важной и необходимой способности
человека – предвосхищать будущие
события, предвидеть результаты своих
действий. Благодаря способности предвидеть,
человек может как бы «мысленным взором»
увидеть, что произойдет с ним, с другими
людьми или окружающими вещами в будущем.
Чем моложе человек, тем больше и ярче
представлена ориентация его воображения
вперед. У пожилых и старых людей воображение
больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
– это такой вид воображения,
в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или
общества в целом и которые воплощаются
в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым
компонентом и основой всех видов творческой
деятельности человека. Образы творческого
воображения создаются посредством различных
приемов интеллектуальных операций. В
структуре творческого воображения различают
два типа таких операций. Первый – операции,
посредством которых формируются идеальные
образы, второй – операции, на основе которых
перерабатывается готовая продукция.