Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

Среди понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Оглавление

Смысл понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Стр. 3-4
Характеристика специализации разных зон коры головного мозга. Стр. 4-7
Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого полушария. Стр. 7-12
Структура процесса приема информации. Схема. Стр. 13-24
Отличие характера от темперамента. Акцентуации характера встречающиеся у людей. Стр. 25-27
Индивидуальное психологическое задание: тип и анализ темперамента, психосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценка и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов. Стр.28-29
Используемая литература. Стр.30

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию2.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано  с ними более тесно, чем левое. 

Секс: За секс отвечает правое полушарие 

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. 

Мечты: Правое полушарие  отвечает также и за мечты. 

Контролирует  движения левой половины тела: Когда  вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила  из правого полушария. 
 
 
 
 
 
 
 

4. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ 

Прием информации - восприятие человеком сообщений  внешнего мира.

    Рассмотрим  структуру познавательных процессов,  с помощью которых человек  получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.   Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

CХЕМА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ

Структура приема информации включает следующие этапы: 

Р →ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→ЭП→ОП→М→ОС←ВН.

     Раздражитель (слуховой, зрительный) (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М)  происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. 

 

Познавательные  психические процессы 

Ощущения: классификации и  свойства. 

     Ощущение  – отражение отдельного чувственного  качества или недифференцированное  и неопредмеченное впечатление  от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные. 

     Экстеропцеция  – это всем знакомые пять  видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.

     Интероцептивный  образ – это то внутреннее  чувство, которое мы имеем относительно  исходящих от наших внутренних  органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.

     Проприоцепция  – это неосознаваемое ощущение  в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция  отвечает не только за все  наши движения, но и за последующее  психическое развитие. Не случайно  для новорожденных «тестами на  интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.  

Восприятие: виды и свойства. 

Восприятие –  это психический процесс, отражение  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном воздействии  их на органы чувств.  

     Если  в результате ощущений человек  получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает  целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.  

     Обнаружение  – исходная фаза развития любого  сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.  

     Идентификация  – отождествление непосредственно  воспринимаемого объекта с образом,  хранящимся в памяти, или отождествление  двух одновременно воспринимаемых  объектов. Опознание включает категоризацию  (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

     Таким  образом, восприятие представляет  собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального  обучения и практики.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

     Движение  окружающих нас предметов мы  способны воспринимать благодаря  тому, что перемещение происходит  обычно на каком-либо фоне, что  позволяет сетчатке глаза последовательно  воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.  

Восприятие видимого движения определяется данными о  пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

     Восприятие  пространства основывается на  восприятии величины и формы  предметов с помощью синтеза  зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.  

     Пока  не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий  физические интервалы времени  в соответствующие сенсорные  каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).

Имеются большие  индивидуальные различия и способности  оценивать время. Наша способность  судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.  

Свойства восприятия: 

Ø     Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть. 

Ø     Константность. Благодаря константности  мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров). 

Ø     Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.  

Ø     Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 

Ø     Избирательность восприятия проявляется  в преимущественном выделении одних  объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?». 

Воображение: виды и формы проявления. 

В процессе отражения  окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует  на него в данный момент, или зрительными  представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.  

Воображение –  это психический процесс создания нового в форме образа, представления  или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом  не воспринимал или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.  

Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.  

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной  природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.  

Можно выделить несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное  и активное. Пассивное в свою очередь  делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое  состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. 

Активное воображение  всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. 

Воссоздающее  воображение – один из видов активного  воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.  

Антициптирующее воображение лежит в основе очень  важной и необходимой способности  человека – предвосхищать будущие  события, предвидеть результаты своих  действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.  

Творческое воображение  – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или  общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются  идеальные  образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.  

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"