Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Введение……...……………………………………………………………………3
1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5
1.1 История развития дошкольного образования в России…………………….5
1.2 Задачи и специфика дошкольного образования…………………………….8
2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14
2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14
2.2 Программа и методы дошкольного образования….…….…………..……18
Заключение……………………………………………………………………….26
Глоссарий……………………………………………………………...…………29
Список использованной литературы…….……………………………………..30
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………32
2.2. Программа и методы дошкольного образования
Программы
дошкольного образования
Как правило,
с образовательной программой учреждения
можно ознакомиться на сайте дошкольного
образования. Каждое образовательное
учреждение имеет право выбирать
существующие методики и технологии
дошкольного образования или
разрабатывать собственные. Если программа
дошкольного образования
Технологии
дошкольного образования
Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада. Все существующие методики дошкольного образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество разнообразных методик можно также найти на сайтах дошкольного образования.
Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.
Современное
дошкольное образование немыслимо
без методик формирования математических
представлений. Целью данных методик
является ознакомление дошкольников с
геометрическими фигурами, обучение
их обследованию величины и формы
предметов, формирование представлений
о счете. Согласно данным методикам
производится обучение детей сопоставлять
формы окружающих предметов с
определенными геометрическими
фигурами, определять количество и
величину предметов. Основным способом
познания величины, формы и определения
количества является сравнение. Предметы
или совокупности предметов сравниваются
по геометрической форме, величине, числу
элементов и прочему. Дошкольное
образование детей старших
Детское
дошкольное образование обязательно
включает в себя творческие занятия.
Теоретическая часть методик
руководства изобразительной
Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование в детском саду подразумевает обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.
Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов экологического воспитания, поэтому данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются уголки живой природы, цветники, огороды.
Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях являются музыкальные занятия. Любая методика музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.
Последним,
и, пожалуй, наиболее интересным направлением,
которое включает в себя музыкальное
дошкольное образование, является организация
детских праздников. Подготовка к
проведению утренников включает в себя
разучивание детских песен, постановку
танцев, репетиции основной сюжетно-игровой
составляющей. Участие в праздничных
концертах позволяет детям
Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того, методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.
Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую роль, поэтому на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены многие книги и сайты дошкольного образования. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.
Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложе10ний. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают основные правила языка и используют их в своей речи.
Однако
развитие речи в дошкольном образовании
заключается не только в умении грамотно
строить предложения, но и в существенном
увеличении словарного запаса. Так, если
в среднем словарный запас
ребенка 3-х лет составляет 1000 слов,
то в возрасте 6-ти запас слов переваливает
за 4000. При этом ребенок должен усваивать
не только звучание новых слов, но и
понимать их значение. Значения слов, являющихся
названиями или характеристиками каких-либо
предметов, дети понимают легко, зато с
определениями отвлеченных
Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.
В дошкольном
образовании развитие речи-монолога
очень важно, еще и потому, что
самостоятельный рассказ
Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.
Заключение
В заключение
можно сделать следующие
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение
интеллектуального и
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие
с семьей для обеспечения
Следует подчеркнуть,
что задачи и функции дошкольного
учреждения, основаны на отношении
к дошкольному возрасту как к
уникальному периоду развития личности.
В отличие от всех последующих
возрастных этапов именно в этот период
формируются представления
Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Информация о работе Концепция развития современного дошкольного образования