Концепция развития современного дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Оглавление

Введение……...……………………………………………………………………3

1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5

1.1 История развития дошкольного образования в России…………………….5

1.2 Задачи и специфика дошкольного образования…………………………….8

2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14

2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14

2.2 Программа и методы дошкольного образования….…….…………..……18

Заключение……………………………………………………………………….26

Глоссарий……………………………………………………………...…………29

Список использованной литературы…….……………………………………..30

Приложение А……………………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……...……………………………………………………………………3

1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5

1.1 История развития дошкольного  образования в России…………………….5

1.2 Задачи и специфика дошкольного  образования…………………………….8

2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14

2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14

2.2 Программа и методы  дошкольного образования….…….…………..……18

Заключение……………………………………………………………………….26

Глоссарий……………………………………………………………...…………29

Список использованной литературы…….……………………………………..30

Приложение А……………………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………………32

 

 

Введение

 

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические  преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным  изменениям в системе образования  в целом и в дошкольном его  звене, в частности.

Эти изменения  коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система  дошкольного образования стала  представлять собой многофункциональную  сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности  общества и предоставляющую разнообразный  спектр образовательных услуг с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились  детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Изменения содержательной стороны дошкольного  образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля  общения с детьми.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

В настоящее  время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Объектом  настоящего исследования выступает  дошкольное образование.

Предметом исследования выступают особенности  и принципы дошкольного образования.

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.

В соответствии с этим были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  историю развития дошкольного  образования в России;

- раскрыть  принципы дошкольного образования;

- исследовать  программы и методы дошкольного  образования;

- проанализировать  психологические основы дошкольного  образования.

 

 

1. Концепция развития современного дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного  образования в России

 

Дошкольное  образование осуществляется, как  правило, в учреждениях дошкольного  образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

В последней  трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые  типы образовательных заведений1. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции  и рождающейся буржуазии, так  и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для  детей – сирот..

В эти  же годы возникла методика дошкольного  воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки  о формах и методах обучения детей  дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское  общество содействия первоначальному  воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в

семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских  курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая  "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские  сады, в 1939 году устанавливаются типовые  штаты для детских садов всех видов и ведомств. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание"2. К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.

В связи  с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла "Концепция дошкольного воспитания" (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены основные принципы, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

- гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий  характер образования;

- ориентация  на личность ребенка, сохранение  и укрепление его здоровья, установка  на овладение способами мышления  и деятельности, развитие речи  дифференциация и индивидуализация  воспитания и обучения;

- развитие  ребенка в соответствии с его  склонностями, интересами, способностями  и возможностями;

- деидеологизация  дошкольного образования3 - приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

 

1.2 Задачи и специфика дошкольного образования

 

Дошкольное  образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет.

Дошкольное  образование предназначено для  обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в  возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей  может служить муниципальный  или частный детский сад, центр  дошкольного образования, центр  раннего развития и прочее. Задачей  дошкольного образования является донесение до ребенка базовых  основ культуры и правил поведения  в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка  с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет  ребенку быстрее осваивать новые  умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации  в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском  саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между  своими желаниями и желаниями  других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Крайне  важен и тот факт, что в детском  саду указанные качества формируются  естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное  воспитание в детском саду удовлетворяет  потребности ребенка в развитии и общении.

Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков  самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к  школе, но оно не в состоянии научить  ребенка жизни в коллективе. В  то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано  на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, "дочки-матери".

Дошкольное  воспитание в детском саду позволяет  ребенку сформировать свое представление  об окружающем мире и своем месте  в нем. Ребенок учится оценивать  свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо  коммуникативного развития ребенка  в цели дошкольного образования  входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти  компоненты являются неразрывными условиями  формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой  и физкультурой – это минимальный  набор, который готов предложить любой детский сад.

Информация о работе Концепция развития современного дошкольного образования