Концепция развития современного дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Оглавление

Введение……...……………………………………………………………………3

1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5

1.1 История развития дошкольного образования в России…………………….5

1.2 Задачи и специфика дошкольного образования…………………………….8

2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14

2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14

2.2 Программа и методы дошкольного образования….…….…………..……18

Заключение……………………………………………………………………….26

Глоссарий……………………………………………………………...…………29

Список использованной литературы…….……………………………………..30

Приложение А……………………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.84 Кб (Скачать)

- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;11

- автономность образовательных учреждений.

Совершенствование педагогического процесса и повышение  развивающего эффекта в образовательной  работе с детьми в дошкольных учреждениях  можно проводить по следующим направлениям:

- изменение  форм общения с детьми (переход  от авторитарных форм воздействия  к общению, ориентированному на  личностное своеобразие каждого  ребенка, на установление доверительных,  партнерских отношений воспитателя  с детьми);

- отказ от  преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

- изменение  формы и содержания обучающих  занятий, сокращение их числа  (переход от фронтальных занятий  к занятиям с небольшими подгруппами  детей, сокращение числа занятий  за счет отбора наиболее эффективного  для развития детей содержания);

- насыщение  жизни детей классической и  современной музыкой, произведениями  изобразительного искусства, использование  лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие  нравственные ценности, расширяющих  кругозор ребенка;

- изменение  организации предметной среды  и жизненного пространства в  групповой комнате с целью  обеспечения свободной самостоятельной  деятельности и творчества детей  в соответствии с их желаниями  и склонностями, выбора детьми  вида деятельности и ее формы  - совместной со сверстниками  или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое определение

Содержание 

1

Возрастные особенности

качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека

2

Психика

субъективное отражение объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой

3

Дошкольное 

образование

обеспечение интеллектуального, личностного  и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет.

4

Детское дошкольное учреждение

тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные  программы дошкольного образования  различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и  оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

5

Игра

вид непродуктивной деятельности, с  действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса — доставить  участникам ряд переживаний и  эмоций, дать процессы, в которых  можно приобрести новый опыт через  непосредственное практическое участие.

6

Учебная деятельность

вид практической педагогической деятельности, целью которой является формирование человека, владеющего необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами  в форме совокупности знаний и  умений ими пользоваться.

7

Амплификация

техника работы со сновидениями в бодрствующем состоянии, разработанная К. Г. Юнгом.

8

Акселерация

ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного  физиологического развития человека.

9

Репетитор

преподаватель, дающий частные уроки  на дому.

10

Поведение

понимать внешние проявления психической  деятельности человека

11

Возраст

категория, служащая для обозначения  относительно ограниченных временных  характеристик индивидуального  развития


 

Список использованной литературы

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 370с. – ISBN – 4-512-6529-4.
  2. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. - №8. – С.60-64.
  3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN – 5-42365-74-65.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8.
  5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62.
  6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 420с. – ISBN – 2-4135-65-7.
  7. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. – 420с. - ISBN
  9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. – 620с. – ISBN – 5 – 3256-748-1.
  10. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. – СПб.: Питер, 2003. – 260с. – ISBN – 2-6541-85-4.
  11. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. – 264с. - ISBN
  12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456.
  13. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2005. - №6. – С.78 – 84.

 

Приложение А

 

"Модель" выпускника дошкольного учреждения

Качества 

уровень физического развития

степень закаленности

приобретение основных навыков  гигиены

освоение основных видов двигательной активности

работоспособность

развитие интереса к миру, стремления к познанию

интерес к творческой деятельности

развитие воображения

стремление к самостоятельности

приобретение основ культуры общения

освоение основных правил дисциплины

 

 

Приложение Б

 

Принципы дошкольного образования

Принципы 

единство федерального культурного  и образовательного пространства

приоритет общечеловеческих ценностей

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням  и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

свобода и плюрализм в образовании

демократический, государственно-общественный характер управления образованием лет

автономность образовательных  учреждений

 

1 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 370с. – ISBN – 4-512-6529-4.

2 Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. - №8. – С.60-64.

3.Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN – 5-42365-74-65

4.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8.

5.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62.

6.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5.

8. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. – СПб.: Питер, 2003. – 260с. – ISBN – 2-6541-85-4.

9. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456.

10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. – 620с. – ISBN – 5 – 3256-748-1.

 


Информация о работе Концепция развития современного дошкольного образования