КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Подготовила: Милютина Юлия
ИН-11-1
Содержание:
- Что такое
концепция развития образования?
- Текущее состояние
образования Казахстана.
- Цель и задачи.
- Этапы реализации
Концепции. Первый этап.
- Этапы реализации
Концепции. Второй Этап.
1.Что
такое концепция
развития образования?
- Концепция
развития образования является документом,
определяющим общую стратегию, основные
направления, приоритеты, задачи государственной
политики в области образования
и механизмы их реализации, как
фундаментальной составляющей становления
и укрепления государственной независимости,
прогрессивного развития страны.
- Концепция
определяет образование в качестве общенационального
приоритета, закладывает основу для развития
государством образовательной политики
Республики Казахстан на длительный период
и является основой для внесения изменений
и дополнений в законодательство, систему
финансирования, содержание образования,
структуру системы образования, систему
управления образованием, кадровую и социальную
политику.
2.Текущее
состояние образования
Казахстана.
- Казахстанская
система образования развивается
в условиях устаревшей методологической
базы образования, структуры и содержания,
которые недостаточны для поэтапного
её вхождения в мировое образовательное
пространство.
- Современное
состояние системы образования свидетельствует
о неполном охвате организованными программами
дошкольного воспитания и обучения детей
в возрасте от одного года до пяти лет.
- Содержание
обучения в современной общеобразовательной
школе остается фактологическим, государственные
стандарты, основанные на предметном подходе,
морально устарели. Отсутствует компетентный
подход, ориентированный на индивидуальность
ученика. Обучение в школе не дает ученику
четко выраженной позитивной мотивации
к выбору жизненного пути, интересов и
перспектив. Только 30% старшеклассников
осознанно выбирают профессиональную
деятельность, соответствующую их способностям.
Следовательно, 70% старшеклассников обладают
низкой самооценкой и не подготовлены
к самостоятельности в жизни.
- Кроме того,
исследования ЮНЕСКО и результаты тестирования
выпускников общеобразовательных школ
последних пяти лет свидетельствуют об
устойчивой тенденции снижения качества
образования.
- Начальное
и среднее профессиональное образование
не в полной мере удовлетворяет потребности
личности, общества и не могут решить проблему
подготовки кадров, обусловленного новыми
требованиями к уровню квалификации технических
работников и специалистов среднего звена
технического, обслуживающего и управленческого
труда.
- В условиях
недостаточной профилизации на старшей
ступени среднего образования выпускники
школ остаются невостребованными на рынке
труда.
- В системе
высшего образования также стали
нарастать отдельные негативные
тенденции. Снижение требований к поступлению
в вуз при отсутствии соответствующего
современным требованиям интеллектуального,
кадрового, материально-технического
потенциала отдельных вузов и их многочисленных
филиалов, привело к чрезмерному росту
количества специалистов, что привело
к перенасыщению рынка труда невостребованными
кадрами. Этому способствовала массовая
подготовка по узкопрофильным специальностям,
ориентированным только на стабильные
отрасли и потребителей.
3.
Цель и задачи
- Цель: определение
стратегических приоритетов в развитии
образования для формирования национальной
модели многоуровневого непрерывного
образования, интегрированной в
мировое образовательное пространство
и удовлетворяющей потребности
личности и общества.
- Основные задачи:
совершенствование законодательной и
иной нормативной правовой базы функционирования
казахстанской модели образования на
основе дальнейшей демократизации и участия
общества в управлении образованием;
- развитие образования
с учетом исторических, национальных,
демографических, географических, экономических
и культурных особенностей Казахстана;
- обновление
содержания образования, учебного, учебно-методического
обеспечения и материально-технической
базы;
- создание национальной
системы оценки качества образования;
- интеграция
образования, науки и производства;
- создание механизмов
привлечения сектора реальной экономики
для повышения качества профессионального
образования и обучения;
- интеграция
в мировое образовательное пространство.
4.Этапы
реализации Концепции.
Первый этап.
- На данном
этапе предполагается укрепление материально-технической,
информационной и законодательной
базы организаций образования в
сфере вещных прав, безвозмездная
передача им в собственность земельных
угодий.
- Будет создана
законодательная основа привлечения реального
сектора экономики к организации подготовки
профессиональных кадров.
- В 2015 году повсеместно
начинается переход на 12- летнее обучение.
- Изменение
принципов организации обучения, роли
ученика от пассивного “получателя”
знаний, умений и навыков к активно познающему
субъекту образовательного процесса.
- Созданная
Национальная система оценки качества
образования (НСОКО) позволит оценить
качество знания через комплексные экзамены,
разработать национальную систему мониторинга
качества образования для отслеживания
динамики развития обучающихся и организаций
образования, создать комплексные системы
постоянного отслеживания качества образования,
ключевыми компонентами которых являются
учебные достижения учеников.
- Переход на
подготовку высококвалифицированных
кадров по бакалаврским, магистерским,
докторским программам и кредитную технологию
обучения на всех ступенях послесреднего
образования.
5.Этапы
реализации Концепции.
Второй Этап.
- Завершение
перехода на двенадцатилетнее обучение,
изменение структуры и содержания
профессиональных образовательных
программ и организаций технического
и профессионального образования,
создание достаточной сети организаций
технического и профессионального
образования.
- Осуществлен
полный переход на подготовку высококвалифицированных
кадров по бакалаврским, магистерским,
докторским программам и кредитную технологию
обучения на всех ступенях послесреднего
образования.
- Трансформация
государственных общеобязательных стандартов
образования в национальные курикуллумы,
ориентированные на результат.
- В результате
реализации Концепции будет сформирована
эффективно функционирующая казахстанская
модель образования, достигнут качественно
высокий уровень обучения и подготовки
кадров, позволяющий Казахстану занять
достойное место в современном мире.