Концепция развития современного дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Оглавление

Введение……...……………………………………………………………………3

1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5

1.1 История развития дошкольного образования в России…………………….5

1.2 Задачи и специфика дошкольного образования…………………………….8

2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14

2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14

2.2 Программа и методы дошкольного образования….…….…………..……18

Заключение……………………………………………………………………….26

Глоссарий……………………………………………………………...…………29

Список использованной литературы…….……………………………………..30

Приложение А……………………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.84 Кб (Скачать)

Как правило, современное дошкольное образование  предоставляет достаточно широкий  ряд занятий, предназначенных для  разностороннего развития детей. Детский  сад или центр дошкольного  образования может предложить детям  дополнительные занятия иностранным  языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.

Сегодня цели дошкольного образования заключаются  в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное  дошкольное образование подразумевает  разработку "модели" выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

"Модель" выпускника может включать в себя так4ие параметры, как:

- уровень  физического развития;

- степень  закаленности;

- приобретение  основных навыков гигиены;

- освоение  основных видов двигательной  активности;

- формирование  интеллектуальных предпосылок для  начала обучения в школе;

- работоспособность;

- развитие  интереса к миру, стремления к  познанию;

- интерес  к творческой деятельности;

- развитие  воображения;

- стремление  к самостоятельности;

- приобретение  основ культуры общения;

- освоение  основных правил дисциплины;

- степень  осознания своих возможностей;

- умение  действовать в коллективных целях  (см. Приложение А)

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду "модель" выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Не секрет, что современное дошкольное образование  имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня  оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко  очередь растягивается на годы. В  некоторой мере улучшает ситуацию наличие  центров дошкольного образования  и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут. Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут 5людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию.6

Нередки также ситуации, когда воспитатель  идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный  уровень заработной платы может  стать причиной халатного отношения  воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня  не редкость.

По-другому  обстоит дело в частных детских  садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования).

В частные  дошкольные учреждения на работу берут  только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность  привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность  выбирать лучшего кандидата. Это  является одной из причин, объясняющих  высокое качество дошкольного образования  в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования  нельзя также не остановиться на вопросе  преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного  образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори  считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник.

Но ребенок  не может в один миг овладеть всеми  требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако  в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка  дополнительные занятия в детском  центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно.

Таким образом, дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход  к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование  включает в себя занятия по подготовке к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Психологические особенности дошкольного образования

2.1 Особенности психического развития в дошкольный период

 

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное  ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в  каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра).

Деятельность  ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире – среда  развития всех специфически детских  видов деятельности. Ни один из них  не может полноценно развиваться  на чисто вербальном уровне, вне  предметной среды. Деятельность 7осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это  – дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время  прямо связывается только с подготовкой  к школе, причем чаще всего в узком  ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных  психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами "тетрадных упражнений". Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

Физическая  готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная  готовность – это развитие образного  мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического  мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Все эти  характеристики готовности к школьному  обучению у ребенка формируются  в течение нескольких лет жизни  в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме.

Важнейшим условием успешного учения в начальной  школе является наличие у ребенка  соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного  детства желание детей поступить  в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности.

Формирование  этих качеств непосредственно связано  с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают  для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов  деятельности, к выполнению заданий  собственно познавательного характера.

Не менее  важное условие успешности учения заключается  в достаточной произвольности, управляемости  поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения  складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребности самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться  определенным правилам. Наряду с этим, он учится выстраивать свои отношения  с партнерами, осваивает принятые в культуре нормы поведения, что  способствует его социализации.8

Начальная школа предъявляет ребенку огромное количество формальных требований. И  если у него не сформированы механизмы  произвольного поведения, выполнение этих требований оказывается настолько  трудным, что может полностью  блокировать учебный процесс, вызвать  у ребенка отвращение к школьному  обучению.

Школа предлагает ребенку систему обобщенных знаний, усвоить которые можно только при условии, что само мышление детей  достигнет соответствующей степени  обобщенности.

В старшем  дошкольном возрасте мышление дошкольника, приобретая некоторые черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и  их заместителями. Высшие формы образного  мышления, формирующиеся в старшем  дошкольном возрасте, являются итогом умственного развития дошкольника, который подводит его к порогу логики.

Все сдвиги, происходящие в старшем дошкольном возрасте, психологические новообразования  являются результатом пути развития, который ребенок проходит в предыдущие годы. Наиболее важные из достижений этого  периода – появление новых  мотивов поведения, формирование иерархии мотивов – складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка  – дошкольника. В недрах игры рождается  учебный мотив. В игре ребенок  познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых  знаний. Потребность в знаниях  является важнейшей составляющей учебной  мотивации.

В игре формируется  также необходимый для успешного  обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать  в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает  в игре, приводит в дальнейшем к  их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. Целью же учебной деятельности, как известно, является усвоение системы  теоретических понятий как формы  общественного опыта. Возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить специализированное обучение началам грамоты и математики в рамках общего режима детского сада. Однако это обучение существенно отличается от школьного как по основной цели, так и по методам его проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, и методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Таким образом, все эти фундаментальные методологические и психологические положения  создают основу для разработки программно-методического  обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых  возможностей детей, приходящих в школу.

Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области  действительности, так и виды детской  деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место  должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

Информация о работе Концепция развития современного дошкольного образования