Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Введение……...……………………………………………………………………3
1. Концепция развития современного дошкольного образования…………….5
1.1 История развития дошкольного образования в России…………………….5
1.2 Задачи и специфика дошкольного образования…………………………….8
2. Психологические особенности дошкольного образования…….…….……14
2.1 Особенности психического развития в дошкольный период……….……14
2.2 Программа и методы дошкольного образования….…….…………..……18
Заключение……………………………………………………………………….26
Глоссарий……………………………………………………………...…………29
Список использованной литературы…….……………………………………..30
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………32
Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.
Сегодня
цели дошкольного образования
"Модель" выпускника может включать в себя так4ие параметры, как:
- уровень физического развития;
- степень закаленности;
- приобретение основных навыков гигиены;
- освоение основных видов двигательной активности;
- формирование
интеллектуальных предпосылок
- работоспособность;
- развитие интереса к миру, стремления к познанию;
- интерес к творческой деятельности;
- развитие воображения;
- стремление к самостоятельности;
- приобретение основ культуры общения;
- освоение основных правил дисциплины;
- степень осознания своих возможностей;
- умение
действовать в коллективных
В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду "модель" выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.
Не секрет,
что современное дошкольное образование
имеет ряд серьезных проблем.
Пожалуй, главной проблемой сегодня
оказалась нехватка мест в существующих
муниципальных детских садах. Нередко
очередь растягивается на годы. В
некоторой мере улучшает ситуацию наличие
центров дошкольного
Нередки
также ситуации, когда воспитатель
идет работать по профессии в силу
сложившихся обстоятельств (например,
чтобы пристроить в детсад собственного
ребенка), и тогда недостаточный
уровень заработной платы может
стать причиной халатного отношения
воспитателя к своим
По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования).
В частные
дошкольные учреждения на работу берут
только квалифицированных
Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов.
Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник.
Но ребенок
не может в один миг овладеть всеми
требуемыми качествами. К тому же многие
начальные образовательные
Однако
в программу детского сада обучение
чтению и счету попросту не входит.
Чтобы избежать подобных проблем, родители
должны ознакомиться не только с программой
детского сада (например, выложенной на
сайте дошкольного образования)
Таким образом,
дополнительно осложнить
2. Психологические особенности дошкольного образования
2.1 Особенности психического развития в дошкольный период
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра).
Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире – среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность 7осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это – дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами "тетрадных упражнений". Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная
готовность – это развитие образного
мышления, воображения и творчества,
а также основ словесно-
Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме.
Важнейшим
условием успешного учения в начальной
школе является наличие у ребенка
соответствующих мотивов
Формирование
этих качеств непосредственно
Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребности самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться определенным правилам. Наряду с этим, он учится выстраивать свои отношения с партнерами, осваивает принятые в культуре нормы поведения, что способствует его социализации.8
Начальная
школа предъявляет ребенку
Школа предлагает
ребенку систему обобщенных знаний,
усвоить которые можно только
при условии, что само мышление детей
достигнет соответствующей
В старшем дошкольном возрасте мышление дошкольника, приобретая некоторые черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы образного мышления, формирующиеся в старшем дошкольном возрасте, являются итогом умственного развития дошкольника, который подводит его к порогу логики.
Все сдвиги,
происходящие в старшем дошкольном
возрасте, психологические
В игре формируется
также необходимый для
Таким образом,
все эти фундаментальные
Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.
Информация о работе Концепция развития современного дошкольного образования