Концепции развития налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ.
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические основы становления налоговой системы РФ
2) провести анализ роли региональной налоговой политики в развитии экономики.
3) рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции развития налоговой политики…………………………………..6
1.1 Экономическая сущность налоговой политики и направления реформирования налоговой системы ………………………………………..6
1.2 Становление и развитие налогообложения в РФ………………………….10
2. Исследования изменений налоговой политики и налоговой системы ........19
2.1 Исследование формирования и развития налоговой политики и налоговой системы в РФ………………………………………………………...19
2.2 Сравнительный анализ реформирования налоговой политики и
налоговой системы зарубежных стран и РФ……………………………….36
2.3 Оценка исследований………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………50
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Концепции развития налоговой политики…………………………………..6

    1. Экономическая сущность налоговой политики и направления реформирования налоговой системы ………………………………………..6
    2. Становление и развитие налогообложения в РФ………………………….10

2. Исследования изменений налоговой политики и налоговой системы ........19

2.1 Исследование формирования и развития налоговой политики и налоговой системы в РФ………………………………………………………...19

    1. Сравнительный анализ реформирования налоговой политики и

налоговой системы зарубежных стран и РФ……………………………….36

2.3 Оценка исследований………………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………50

Приложение 1

Приложение 2

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система  России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

К созданию налоговой  системы РФ был широко привлечен  опыт развития зарубежных стран.

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.1

Налоговые органы являются единственными законными  сборщиками налогов и сборов, которые  и формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение  ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных  связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Обзор литературы по теме работы свидетельствует о том, что действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается.

Однако, оценивая прошедшие годы, следует  помнить, что налоговая система  России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.2

Таким образом, актуальность изучения налогообложения  в принципе, в теоретическом аспекте  и на практике, в действующей в  России системе обуславливается  важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.

Цель работы заключается в изучении современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ.

Объект исследования – налоговая система РФ.

Предмет исследования – процесс совершенствования  налоговой системы РФ.

Задачи  работы:

1) рассмотреть теоретические основы становления налоговой системы РФ

2) провести анализ роли региональной налоговой политики в развитии экономики.

3) рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.

В числе работ, посвященных проблеме формирования налоговой системы современной России, следует отметить исследования А.В. Брызгалина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, И.Н. Куксина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, М.П. Павловича, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, С.Г. Синельникова-Мурылева, К.В. Сомика, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной  и других авторов.

При проведении исследования были изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Минфина России и ФНС России. Источниками информации явились данные Минфина России, ФНС России, Росстата, а также экономическая и правовая литература и материалы периодической печати, в том числе и зарубежной.

В исследовании использованы методы статистического, системного и сравнительного анализа, а также математического и логического моделирования.

Научная новизна  работы: доказана необходимость одновременного реформирования налоговой систем как одного их основных условий достижения сбалансированности в распределении доходных налоговых и бюджетных расходных полномочий между уровнями власти, обоснована необходимость четкой регламентации важнейших понятий налогового законодательства, введения специальной терминологии.

 

1. Теоретическое основы развития налоговой политики

1.1 Экономическая сущность налоговой политики

Налоговая политикаи представляет собой икомплекс мер в  иобласти налоговогои регулирования,  направленныхи на установление иоптимального уровняи налогового бремении в зависимости от характераи поставленныхи в данныйи моменти макроэкономическихи задач.

Налоговаяи политика каки специфическаяи область ичеловеческой   деятельности иотносится  к  икатегории  надстройки.  иМежду нею и экономическими базисом обществаи существует теснаяи  взаимосвязь. С однойи стороны, налоговаяи политика порождаетсяи экономическими отношениями; обществои не свободнои в выработке и проведениии  политики, последняяи обусловленаи экономикой. С идругой стороны, возникаяи и развиваясь на иоснове экономическогои базиса, иналоговая политика,  икак составная часть ифинансовой политики, иобладает определеннойи самостоятельностью:  у нее испецифические законы и  илогика иразвития.  В силуи этого она может иоказывать обратное ивлияние на экономику,  исостояние финансов.  иПо мнению иКипермана Г.Я.: иэто влияниеи может быть  различно:  ив  одних случаяхи посредством проведения иполитических мероприятий исоздаются благоприятные  иусловия  идля развития иэкономики, в других –и оно итормозится.3

Научныйи подход к ивыработке иналоговой политике ипредполагает ее   соответствиеи   закономерностям иобщественного  развития, ипостоянный учет выводови  финансовой  теории.  иНарушение  этого иважнейшего требования и приводит  к ибольшим потерям в инародном ихозяйстве.

Вся историяи нашего государства иподтверждает это. иФормирование налоговой  иполитики  и  исоздание   иналоговой системы  ипроисходит одновременно с иразвитием параллельныхи блоков реформы – иизменениями в системе исобственности,  иценообразования,  иреформированием банковской сферы,  иденежно-кредитной политики Поэтому в илюбой конкретный ивременной промежутоки  каждый иследующий шаг на ипути создания исистемы налогообложенияи во многом иопределяется ипринятием конкретных  решений и по другим направлениями реформы.

Вопросами налогообложения, иналоговой политики и инаправления реформированияи налоговой системы  изанимались такиеи ученые как: А.В. Брызгалин, В.И. иВолковский, А.З. иДадашев. Отдельныеи проблемы ибыли предметом детальногои анализа ученых ипрошлых веков, они инашли отражениеи в работах такихи ученых каки А. Смит, К. иМаркс.

На выбор иконкретного вариантаи решения в области иналоговой политики влияюти следующие факторы: иобщая экономическая иситуация в стране,  ихарактеризующаяся темпами ростаи (падения) ипроизводства; уровень инфляции; икредитно-денежная иполитика государства; соответствиеи между исферой производства, инаходящейся ипод государственными контролем, и иприватизированным исектором.

Разрабатывая иналоговую  политику,  ивидимо  полезно  иобратиться к опыту стран с иразвитой рыночной иэкономикой.  В теории и  ипрактике  налогового  ирегулирования и развитых стран Запада  иналоговая политикаи в послевоенные игоды строилась в исоответствии с икейнсианской  концепцией  ифункциональных  финансов. иСогласно  этой иконцепции величина ирасходов и норма иналогообложения иподчинены ипотребностям регулированияи совокупного иобщественного спроса, икоторый должен удерживаться на уровне, иобеспечивающем полное использование итрудовых ресурсов и  икапитала при сохранениии стабильности цени (при этом бюджетное иравновесие приноситсяи в жертву иравновесию экономическому).4

Начинаяи же с 80-х годов, в связии со иснижением идоли государственного исектора в экономике иразвитых стран и  иуменьшением  экономическойи роли государстваи (сокращениеми его ипрямого вмешательства в иэкономику в основноми через снижение  игосударственных  ирасходов) налоговаяи  политика  нарядуи  с выполнением ирегулирующих ифункций стала исредством иобеспечения бездефицитности  бюджета. В условияхи развитой  экономики иэта цель достигается ипосредством не усиленияи налогового бремени,  иложащегося на производителейи  и физических  лиц,  а ирасширения налоговойи базы и сокращения игосударственных расходов ина фоне иширокомасштабного и  целенаправленного иснижения иналогов.

Переходи российской экономикии на рыночные основыи предполагает формированиеи принципиально ииной, нежели это ибыло в иусловиях административно —и командной системы,  иналоговой политики. иЭто,  однако, иотнюдь не означаети необходимости имеханического заимствованияи ее западных имоделей, эффективных итолько в иусловиях развитого рынка.  иВ своей работеи Ильин А.В. ивысказывал такоеи мнение, что итеоретическая база и изначительный практическийи опыт страни Запада в иобласти ипостроения и  использования иналоговых  исистем должны быть ипереосмыслены и адаптированыи  к нашим условиям. иПричем с учетом икак исегодняшнего иуровня развития и икризисного состояния иэкономики, так и тех изадач, которые предстоити решать,  и в немалойи степени с помощьюи налоговой иполитики.5

Следуети также иметь в ивиду,  что  иустановление  высокого иуровня   налогового и изъятия с целью ирешения,  прежде  ивсего фискальных изадач и инаполнения бюджетаи не может иявляться  основой  иналоговой  стратегии и на сколько – инибудь продолжительный период.  иИспользование ипринципа формированияи налогов от доходной ичасти бюджета с ицелью достижения его ибездефицитности неизбежнои ведет к установлению  изавышенных  норм  иналогообложения. Прии  этом игнорируется иобъективная зависимость имежду величиной иналоговой ставки и ростоми  поступлений  в  ибюджет.  иСовокупный иуровень  налогообложенияи не должен выходить иза допустимые пределы, ииначе он будет иносить угнетающий и изапретительный характер. иЧрезмерный налоговый пресси провоцирует ирезкое сокращение ибазы иналогообложения,  ипоскольку ипрепятствует  исозданию  иновых предпринимательскихи  структур  и иобрекает  на  имассовые ибанкротства уже существующие.  иВ результате ипродолжается спад ипроизводства,  а значит,  резко исокращаются ипоступления в бюджет, что иставит под сомнение осуществимость иантиинфляционной  стратегии:  иного выхода,  кроме дополнительнойи эмиссии денег,  в этих иусловиях не ипредвидится.  Таким образом, иоптимальный уровень иналогового изъятия ипредполагает такое совокупноеи бремя на июридических и физическихи лиц,  при икотором налогии не оказывают иугнетающего воздействияи на предпринимательскуюи и иинвестиционную деятельность,  а итакже на жизненныйи уровень населения, иодновременно  иобеспечивая в необходимоми объеме поступленияи в бюджет. Бюджетные иограничения должныи быть, с одной истороны достаточнои жесткими и иуниверсальными, чтобы не допустить поддержки, посредством излишней дифференциации инеконкурентно  испособных предприятий  и  иотраслей,  закрепляющей исуществующую инерациональную структуру ипроизводства.  С другой стороны,  инеобходимо использоватьи налоговые иметоды в качестве рычага,  ивлияющего на экономическоеи поведение ихозяйственных субъектов и  истимулирующего их ипроизводственную и иинвестиционную деятельность.

Качури В., Николаеваи И.В. в своих итрудах говорят, что в иоснове формированияи налоговой политике илежат, такими  образом, две ивзаимно увязанныеи методологическиеи посылки: использованиеи налоговых платежей  для иформирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задачи  государства; ииспользование  налоговогои  инструментаи   в   икачестве косвенного методаи регулирования экономическойи деятельности.6

И еслии до инедавнего времени исчиталось,  что высокий  иуровень  налогов  и  истепень прогрессивностии налоговых ишкал соответствуют,  икак правило,  ивысоким иуровням иразвития иэкономики и исоциальной защищенности инаселения,  то исейчас общей итенденцией в иобласти налогообложенияи в странах Запада  иявляется  снижение ифактического налогового ибремени на прибыль икорпорации и доходы ифизических лиц.

Информация о работе Концепции развития налоговой политики