Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ.
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические основы становления налоговой системы РФ
2) провести анализ роли региональной налоговой политики в развитии экономики.
3) рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции развития налоговой политики…………………………………..6
1.1 Экономическая сущность налоговой политики и направления реформирования налоговой системы ………………………………………..6
1.2 Становление и развитие налогообложения в РФ………………………….10
2. Исследования изменений налоговой политики и налоговой системы ........19
2.1 Исследование формирования и развития налоговой политики и налоговой системы в РФ………………………………………………………...19
2.2 Сравнительный анализ реформирования налоговой политики и
налоговой системы зарубежных стран и РФ……………………………….36
2.3 Оценка исследований………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………50
Приложение 1
Приложение 2
Когдаи повышаются налоги, ичистые доходы играждан иснижаются. Каждый в иотдельности должен иработать больше, чтобы иполучить прежний уровеньи доходов, которыйи он имел бы до иповышения налогов. Обычнои люди начинаюти искать идополнительное место иработы вместо того, чтобы иповышать продуктивностьи на своем основноми рабочем иместе. Это в исвою очередь испособно привести к иснижению производительности итруда, идополнительным увольнениям, иросту ибезработицы.
Налоговая системаи — «это исовокупность иустановленных в государствеи существенных иусловий ииналогообложения».7
Проведем анализ становленияи налоговой исистемы в РФ. До иначала перестройки в иусловиях жестко ицентрализованной системы иуправления ии преобладания в иэкономике государственного исектора в иСССР фактически иотсутствовала налоговаяи система, хотя и исуществовали отдельныеи ее иэлементы.
Налоги, как итаковые, были иустановлены исключительно идля кооперативного и ичастного секторов, доля икоторых в экономике ибыла исключительнои мала и неи играла ипрактически никакой роли, а итакже для личныхи доходов граждан. иВсе другие иформы платежей игосударственных предприятийи в бюджет, ихотя нередкои и имели иналоговое звучание: иналог с оборота, иплата за фонды, иплата за итрудовые ресурсы и идругие, налогамии по своей иэкономической сути не иявлялись. Это связано с итем, что предприятияи не имели мпрактически никакой ифинансовой самостоятельностии и их взаимоотношенияи с государством иносили исугубо индивидуальныйи характер. Иначе иговоря, государство иопределялои все без иисключения ипотребности предприятия в ифинансовых ресурсахи и изымало на этойи основе все иоставшиеся свободные средства. иВ связи с отсутствиеми основополагающих ипринципов иналогообложения неуместнои говорить о наличии в иСССР налоговой системы. иРечь может идти исключительнои о системе изъятия финансовых ресурсов, политика, икоторой по отношению к иконкретному предприятиюи менялась иежегодно.8
В развитиии налоговой исистемы Российской иФедерации иможно выделитьи несколько основныхи этапов. Преждеи всего - это иэтап становления. и Первые признаки иформирования налоговой исистемы появились только иво второй половине и80-х гг, когда иначали образовыватьсяи предприятия идругих форм исобственности (акционерные, с участием иностранногои капитала, исовместные и другие) и иначалось постепенноеи изменение экономическогои строя общества. Си 1 иянваря 1991 г был ивведен в действие иЗакон СССР «О налогахи с предприятий, объединений и иорганизаций» от и14 06 и1990 г., в исоответствии с икоторым былии установленыи следующие иобщесоюзные налоги: иналог на прибыль, налог с иоборота, налог на иэкспорт и импорт, налог на ифонд оплаты итруда колхозников, иналог на прирост средств, инаправляемых на потребление, иналог на доходыи и некоторыеи другие. Следуети отметить следующиеи характерные иособенности реализации идействовавшего налоговогои законодательства. На итерритории Российской иФедерации была установлена «одноканальность» сбораи налогов, то есть суммы налоговых ипоступлений предварительно ицентрализовывались ив российском бюджете, а изатем часть их ипредусматривалось перечислятьи в союзный бюджет на исогласованные расходы. иОдновременно для налогоплательщиков, иперешедших в российское иподчинение, устанавливались более ильготные условия иналогообложения. В ичастности, российская иставка налога на прибыльи составляла 35%, тогда как исоюзная - 45%.
Основы исуществующей в инастоящее время российской иналоговой системы были изаложены в конце 1991 г. ипринятием иЗакона РФ «Об основах иналоговой системы в иРоссийской Федерации» от и27.12.1991 г. № 2118-1 и исоответствующих законови по конкретными видам иналогов, которыеи вступили в идействие с и1 января 1992 г. С принятиеми этих законов в Россиии впервые за имногие десятилетия ибыла создана иналоговая исистема. иНеобходимость сведения действующихи налогови в единую исистему была ивызвана тем, что ипроводившиеся иэкономические преобразованияи потребовали ивыработки ипринципиально иной современной ифинансовой политики, икоторая должна была стать иодним из действенных иважнейших инструментов ирегулирования иразвивающихся рыночных отношений. иНалоговая система была ипризвана иограничить стихийность ирыночных отношений, иактивно воздействовать ина формирование ипроизводственной и исоциальной инфраструктур, иснизить уровень инфляции.9
Сформированнаяи и вступившаяи в действие с 1 иянваря 1992 г. российская налоговаяи система была ипостроена на отдельных, не иувязанных ви единое целое принципах, иважнейшими из которых иявлялись следующие:
В условиях ивысокой инфляции и иглубоких структурных иизменений в экономике в ипервые годы реформ ироссийская налоговая исистема в определенной истепени выполняла ироль, обеспечивая иминимальные потребностии государства по ипоступлению в ибюджеты всех иуровней финансовых ресурсов. иВместе с тем по имере дальнейшего иуглубления рыночных ипреобразований недостатки идействующей налоговой исистемы становились все иболее и более изаметными, а ее инесоответствие происходящим в иэкономике изменениям все иболее и более иочевидным.
Поэтому иследующий этап иразвития налоговой исистемы иможно характеризовать каки этап неустойчивого налогообложения. иНе случайно на протяжениии последующихи лет экономическихи реформ в законодательствоии о налогах ежегодно, а инередко и по инесколько рази в год вносились имногочисленные поправки. иНо они ирешали илишь отдельныеи узкие вопросы, не изатрагивая основных иположений построения иналоговой системы. К исожалению, вносимые изаконодательные иизменения были не ивсегда обоснованными. иТак, в декабре 1993 г. ипредоставлениеми права региональными и местным иорганам ивводить неограниченноеи число новых налогови был нарушен один из иважнейших принципови построения налоговой исистемы -ипринцип ее иединства. В ирезультате сложившаясяи к концуи 90-х гг. в Российской иФедерации налоговаяи система в большейи степени из-за несовершенства ее иотдельных элементов ипрепятствовала экономическому развитию истраны.10
Огромнаяи иналоговая нагрузкаи на изаконопослушных налогоплательщиков, иналичие большого ичисла налоговых льгот, а итакже многочисленныхи лазеек для исокрытия доходов и инеуплаты налогов создали в истране атмосферу иотсутствия честной иконкуренции законопослушныхи и закононепослушныхи налогоплательщиков, а итакже способствовалии развитию теневой экономики. и Все более четко проявляласьи фискальная функция иналогов при одновременном исокращениии темпов прироста иналоговых поступлений ии росте бюджетного идефицита. Налоги ивсе в меньшей истепени стали ивыполнять функцию ирегулятора производства. иНазрела необходимость исущественного иизменения налоговой иполитики.
Дальнейшее иразвитие налоговой исистемы представлялои собой иэтап подготовки иналоговой реформы. Начинаяи с 1996 года ипоследовательно сокращалось ичисло многочисленныхи налоговых льгот иисключительного характера, и отменялись отдельныеи налоги, икоторые иискажали суть налоговой системы. иБыл восстановлен инарушенный принцип иединства налоговой системы, иликвидировано право ирегиональных и иместных органови по иустановлению инеограниченного числа иновых иналогов. Одновременно иосуществлялись разработкаи НК РФ и подготовкаи к его ипринятию.
Современныйи этап развитияи налоговой исистемы - это иэтап реформирования. В и1998 г. ибыла принята ии с 1 января 1999 г. и вступила в действие ипервая, или итак называемаяи общая, часть иНК РФ, икоторая регламентирует иважнейшие положения иналоговой системы иРоссии, в частности иперечень действующих ив России иналогов и сборов, ипорядок их ивведения ии отмены, а итакже весь комплекс иивзаимоотношений государства с иналогоплательщиками и их иагентами.
С 1 иянваря 2001 г. ивступила в действие испециальная часть иНК РФ, которая ирегламентирует ивопросы конкретногои применения иналогов.
К настоящемуи времени из иустановленных идевятнадцати глав ивторой части НК РФ ипринято уже исемнадцать. По иостальным ивидам налогов пока ипродолжают действовать исоответствующие изаконы, определяющиеи порядок и условия иих исчисления и иуплаты.
Налоговый икодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и икомплексный документ, иучитывающий всю исистему налоговых отношений в иРоссийской Федерации. С его ипринятием в иРоссии будет иокончательно сформирована иединая налоговая исистема.
Налоговаяи система - это исовокупность предусмотренных иналогов, принципов, форми и методов их иустановления, изменения или иотмены, уплаты и иприменения мер по иобеспечению их уплаты, иосуществления налоговогои контроля, а также ипривлечения к ответственностии за нарушение иналогового изаконодательства.11
По своей общейи структуре, ипринципам построения и иперечню налоговыхи платежей российская иналоговая система в иосновном соответствует системам иналогообложения юридических и ифизических лиц, действующим ив странах с ирыночной иэкономикой.
Налоговое иправоотношение — вид ифинансового иправоотношения, то есть общественноеи финансовоеи отношение, иурегулированное инормами иподотрасли (раздела) финансового права и— иналоговым правом, субъекты которогои наделяются иопределенными правамии и обязанностями, ивозникающими в связи с ивзиманием иналогов.
Налоговоеи правоотношение, икак и любое другое иправоотношение, состоит из следующих иэлементов: субъектов, иобъекта и исодержания.
Субъективныйи состав. В иналоговых правоотношенияхи участвуют различные субъекты: и налогоплательщики и (юридические и ифизические лица), органы Федеральной налоговой службы, федеральныеи органы налоговой иполиции, кредитныеи организации. В иналоговых иотношениях в определенных ислучаях иучаствуют и идругие субъекты, инапример, работодатели и (юридические лица ии предприниматели, идействующие без образования июридического лица), при иперечислении налогов, ивзимаемых с заработнойи платы своих исотрудников.
Объектоми налоговогои правоотношенияи является то, по иповоду чего возникаети данное иправоотношение — обязательный ибезвозмездный платеж (взнос), иразмер икоторого иопределяется в исоответствии с установленными иналоговым изаконодательством иправилами.
Содержаниеи налоговогои правоотношения, икак и любого идругого правоотношения, ираскрывается ичерез права и иобязанности субъектов правоотношения.
иОбъекты и исубъекты налоговых иправоотношений исхематично представленыи в Приложении 1.
В налоговоми законодательствеи предусматриваются иопределенные праваи и обязанности исубъектов налоговых иправоотношений.
В первую иочередь исистему налогов иРоссийской Федерации необходимо ихарактеризовать каки совокупность ифедеральных, региональныхи и местных налогов. иПервой частью НК РФ иустановлено в целом ипятнадцать видови налогов и сборов, ив том числе идесять федеральных, итри региональныхи и два местных налогов. иКроме того, иНК РФ предусмотренаи возможность иприменения специальных иналоговых режимов, при икоторых иустанавливаются исоответствующие ифедеральные налоги с иодновременным иосвобождением от иуплаты иотдельных федеральных, ирегиональных и местныхи налогов. В инастоящее время в российской иналоговой системе иустановлены четыреи вида таких иналогов.12
Классификацияи налогов иРоссийской иФедерации пои принадлежности к иуровню власти иприведена в иПриложении 2.
Из всего имногообразия видов иналогов, иустановленных в иналоговой системе России, ифактически ичетыре налога: налог на иприбыль, НДС, акцизыи и налог на идоходы физическихи лиц и таможенная ипошлина с фискальной иточки зрения являются ирешающими.
Вместеи с тем первые итри налога и итаможенная пошлина иявляются определяющими с иточки зрения налоговойи нагрузки на налогоплательщикови - июридических лиц.
Характеризуяи классификацию иналогов иРоссийской Федерации ипо источникуи обложения, иследует, прежде ивсего, подчеркнуть, ичто она относитсяи исключительно к иналогам, уплачиваемым июридическими лицами, ипоскольку источник иуплаты налога у физическихи лиц иможет быть толькои одини - доход.
Всеи источникии обложения иподразделяются на ичетыре вида, ипри этом большинство иналогов платится до ираспределения иорганизацией балансовойи прибыли, то иесть за счет увеличенияи издержек или иснижения прибыли. Тем исамым уменьшаетсяи облагаемая базаи по налогу на иприбыль.
Вместе с итем с точки изрения влияния ина размер иснижения налогооблагаемой иприбыли их ироль невелика. иРешающее изначение идля финансовогои положения иналогоплательщика ииграют налоги, уплачиваемые иза счет выручки иот реализации и иостаточной иприбыли, посколькуи из этих иисточников иуплачиваются наиболее изначимыеи налоги, такие, икак НДС акцизы, иналог на иприбыль.13
Вывод: такими образом, иналоговая системаи Россиии прошла несколькои этапов развития и в инастоящее время по исвоей иобщей структуре, ипринципам иформирования и иперечню иналоговых иплатежей в основноми соответствуети системам налогообложения, идействующим в странахи с рыночной иэкономикой.