Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ.
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические основы становления налоговой системы РФ
2) провести анализ роли региональной налоговой политики в развитии экономики.
3) рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции развития налоговой политики…………………………………..6
1.1 Экономическая сущность налоговой политики и направления реформирования налоговой системы ………………………………………..6
1.2 Становление и развитие налогообложения в РФ………………………….10
2. Исследования изменений налоговой политики и налоговой системы ........19
2.1 Исследование формирования и развития налоговой политики и налоговой системы в РФ………………………………………………………...19
2.2 Сравнительный анализ реформирования налоговой политики и
налоговой системы зарубежных стран и РФ……………………………….36
2.3 Оценка исследований………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………50
Приложение 1
Приложение 2
Главными и основными ее недостаткоми являются иустойчивые тенденциии увеличения идоли косвенного иналогообложения. иОдновременно исистема классификациии налогов в Российской иФедерации отражает иособенности национальной иэкономики.
2. Исследования изменений налоговой политики и налоговой системы
Налоговая политикаи формируется и иреализуется на ифедеральном, региональноми и местноми уровнях в ипределах исоответствующей компетенции. На ирегиональном уровне исистема ирегулирующего воздействия можети осуществляться ипо тем налогам, икоторые законодательно закреплены иза субъектами РФ, иили в ипределах установленныхи ставок пои регулирующим идоходными источникам (налогам).
Налоговаяи политика в ирегионе представляети собой исовокупность экономическихи и правовых имер на уровне ирегиона по исовершенствованиюи налоговой исистемы в целях иобеспечения финансовыхи потребностей регионаи и государства в ицелом, иреализации запланированныхи исоциально-экономических ипрограмм ипутем перераспределенияи финансовых иресурсов и изменения инаправления финансовых потоков. иРегиональная налоговаяи политика ивырабатывается на уровне региональногои управления в соответствиии с ипринятой стратегией (программой) исоциально-экономического развитияи на среднесрочный и идолгосрочный периоды в изависимости от исостояния экономикии и других факторов, а итакже целей, которые на иданном этапе развитияи приняты каки приоритетные.14
Основными изадачами ирегиональной иналоговой политики иявляются:
Налоговуюи политику подразделяюти на налоговуюи тактикуи и налоговуюи стратегию. иНалоговая стратегияи определяет политикуи региона в иотношении исуществующей налоговой исистемы в идолгосрочном периоде. Понятие налоговая тактика предусматривает решение задач икраткосрочного периода, как иправило, меньшего имасштаба, но ине менее иважных, поскольку иони являются иусловием реализациии налоговой стратегии. иСтратегия развития иналогового потенциалаи регионаи прямо и икосвенно зависит от иналичия иразличных видов ресурсов, икоторымии он располагает, инезависимо от того, используютсяи они или нет. И эти иресурсы, прежде всего, идолжны быть оценены. Стоимостнаяи оценка ресурсов ирегиона может иколебаться во времени; точно также иможет изменяться и их испособность иприносить доходыи (степеньи «ликвидности»).
Налоговыйи механизм ирассматривается ви работе как исовокупность отношений, средств, иприемов, испособов, иметодов, с помощью икоторых устанавливаются и иисчисляются налоги, а иналогоплательщик иисполняет предусмотренную иКонституцией РФ иобязанность по уплате изаконно установленных налогов. иВ целом иналоговый механизм состоити из идвух основных иэлементов: отношений по иисчислению налогов и иотношений по их уплате. В икачестве дополнительногои элемента выделяют иотношения, связанные с иинформационным иобеспечением и идокументированием исполнения иналоговых иобязательств.
Сегодня на ирегиональном уровне ивсе более актуализируетсяи проблема исовершенствования налоговогои механизма и иналогового контроляи не только иотносительнои федеральных иналогов (НДС, иплатежи за пользованиеи природными ресурсами, иналог на добычу иполезных ископаемых, налоги на прибыльи организаций, и др.), но, ипрежде всего, основных иналогов субъектови РФ (налог на иимущество ипредприятий, транспортныйи налог, налог на иигорный бизнес) и иместных налогов ии сборов, ипоследовательного их ираспространения на итакие ивиды экономической идеятельности, икоторые по тем иили иным ипричинам оказалисьи в «тени».
Одними из направлений исовершенствования налоговойи системы РФ являетсяи улучшение ипланирования и ипрогнозирования иналогового потенциалаи региона. иЦелью налогового ипланирования, как ина федеральном, итак и наи региональном уровнях, по имнению иавтора, являетсяи оценка исоотношения налоговых ипотенциалов территорийи и фактических ипоступлений налогов, а иналогового ипрогнозирования – определение ивозможных объемов иналоговых платежей в иплановом и прогнозноми периодах.
Налоговоеи иадминистрирование - иосновная функция исистемы государственногои регулирования финансовыхи потоков. Цель иего заключается в иполучении, обработке и иинтеграции иразнообразной информации о ираспорядительных и иисполнительных действиях в ипроцессе ипланирования и иосуществления налоговых иопераций (и их результатов), иинициировании иизменений налогового изаконодательства. Налоговоеи администрированиеи является частью ирегулирования ипроцессов инаполнения иналоговыми доходами ибюджетов всех иуровней. Главнаяи его задача – иобеспечение постепенного инаращивания иналогового потенциалаи Федерации и ирегионов.
Системаи налогового иадминистрирования ивключает четыре ибазовых элементаи (планирование, ирегулирование, контрольи и иотчетность), развивающихсяи в условиях именяющихся ипричинно-следственных зависимостейи налоговой среды оти внешних факторов. иХарактерной чертой иповышения значенияи налогового ипланирования в иналоговой деятельности игосударственных иорганов является иболее тесная иувязка плановой идеятельности иФедеральной налоговойи службы России ии территориальныхи налоговыхи инспекций на иместах.
Налоговоеи регулирование является ивторым иважным функциональными блоком системы иналогового иадминистрирования.
Третьими элементом системы иналогового иадминистрирования является налоговый контроль. иВ работе подчеркивается, что иналоговый контроль неи только иимеет функциональные связи с иналоговым планированиеми и регулированием. Он исопровождает все истадии и налогового ипланирования, и иналогового регулирования, иявляясь ядром системы налоговогои администрирования.
Государственный иналоговый контрольи реализуется в иразличных сферах налоговыхи отношений от иимени и в интересах игосударства. Контрольнаяи деятельность как игосударственно-властныхи органов, итак и субъектов икорпоративной среды итребует весьма исущественных финансовыхи затрат, а результатыи контроля ихарактеризуются фискальными ипоследствиями: для иналоговых администраторов - иэто совокупность иналоговых доходов, а идля налогоплательщикови - это налоговые расходы. В работе подчеркивается, что контроль – это специализированнаяи сфера информационнойи поддержки исовокупности процедур по ипринятию и реализациии решений в сфере иналогообложения, обеспечивающаяи информацией иналоговых администраторов о иразличного рода отклоненияхи от установочных ииндикаторов (заранее изаданных параметрови налоговых баз). При этом ирамки государственного иналогового иконтроля иограничиваются итакими ипринципами икак законность, иэкономическая иобоснованность, ицелесообразность, соответствие иформы содержанию, и ирациональность, ирезультативность.16
Государственныйи налоговый иконтроль (во ивзаимосвязи с иналоговым учетоми и анализом налоговойи отчетности) являетсяи основой формированияи и ифункционирования игосударственной иинформационной системы ои доходной базе иконсолидированного ибюджета страныи и регионов.
Такая информационнаяи система позволяет, в ичастности, установить степеньи достаточностии налоговыхи ресурсови бюджетной системыи для удовлетворенияи общественнои значимых ипотребностей, для ивыполнения финансовыхи обязательств истраны перед икредиторами. иНалоговый контрольи посредством иобратной связи исоздает ивозможность регулирования иналоговых потоков ина всех уровнях ихозяйствования, обеспечиваяи тем самым иэффективность иналогового иадминистрирования.17
Такими образом, региональнаяи налоговая политика иобладает иособым статусом, ифункциональнои дополняя право на ирегулирующую роль иобщегосударственной ифедеральной политики, имобилизацией налоговых ипоступлений, обеспечением исобираемости налогови и пополнением ибюджетного потенциала. иРегиональная налоговаяи система функционируети в условияхи ограниченнойи самостоятельности, икоторая формирует особыеи принципы веденияи налоговой политики. иНаиболее важными из иних являются: икомпетентное налогообложение; исбор всех налогов и иконтроль за ним; испециальная, дополненная ирегиональной компонентой, инормативно-законодательная база, иобеспечивающая действенное ифункционирование региональнойи налоговой исистемы; инициативы по иповышению стимулирующейи функции иналогообложения; инновации в сфере имотивации активностии налоговых иорганов.
Исследование ипроцессов поступления иналогов и исборов в бюджетную исистему страныи с 2002 года по и2011 год позволило исделать следующие выводы.
Объеми налоговых ипоступлений в ибюджетную систему иРоссийской Федерациии увеличивался, ипричем превышениеи темпов роста ипоступления иналогов иотносительно роста индекса ипотребительских ицен свидетельствует иоб увеличениии налоговых доходови бюджетной системыи в реальном выражении. иТак, увеличение ипоступлений в иреальном отношениии в 2005 г. исоставило 108,5%, а в 2006 г. и – и113,9% (без дополнительных ипоступлений в ирезультате реализации иобеспечительных мер к отдельным иналогоплательщикам ив 2005 г.).
В 2002–2006 год в Россиии наблюдаласьи тенденция к истабилизации налоговых ипоступлений ви бюджетную систему в ипроцентном ивыражении к произведенному ив стране ВВП, ичто свидетельствует о исокращении налоговой инагрузки на иэкономику, являющемся иследствием целенаправленной иналоговой иполитики (таблица 1)
Таблица 1
Поступление иналогов и сборов в ибюджетную системуи Российской Федерации в и2000–2006 гг.
Показателии |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г |
2006 г. |
Фактически ипоступило, млрд руб. |
и1716,3 |
и2509,6 |
и3094,2 |
и3566,2 |
и4426,4 |
и5701,7 |
и6763,4 |
% к ВВПи |
23,5 |
28,1 |
28,6 |
26,9 |
26,0 |
26,4 |
25,3 |
% к ипредыдущему периодуи |
и163,0 |
и146,2 |
и123,3 |
и115,3 |
и124,1 |
и128,8 |
и118,6 |
Справочно: иИПЦ (среднее за год по иотношению к среднемуи предыдущего года) и |
и120,2 |
и118,6 |
и119,7 |
и113,7 |
и110,9 |
и112,7 |
и109,7 |
иТенденция поступленияи налогов и налоговойи нагрузки ианалогична и по консолидированномуи бюджету, по которомуи необходимо иотметить рост превалирующейи доли поступленийи в федеральный ибюджет в исумме поступлений налогов и исборов в консолидированныйи бюджет истраны рисунок 1.
Рисунок 1 Поступленияи налогов и сборов в иконсолидированный бюджети по уровнями бюджетнойи системыи в 2002–2006 гг.
Почти 90%и всех налоговых ипоступлений иконсолидированного бюджетаи иформируется за счет 5 иосновных налогов (налоги на прибыль организаций, иНДС, налог на идоходы физических лиц, и акцизы и иналог на добычу иполезных ископаемых), ипричем доля этихи налогов в исуммарном объеме ипоступлений постояннои увеличивается. иНачиная с 2004 г. иболее 60% исуммарного роста ипоступлений обеспечиваетсяи только за исчет увеличения ипоступлений налога на иприбыль организаций и иналога на добычу полезныхи ископаемых (рисунок 2).
Рисунок 2 иПоступления иналогов и сборов в иконсолидированный бюджет РФ ипо основным видами налогов в и2002–2006 гги.
Почти иполовина всехи поступленийи формируется за исчет налогаи на прибыльи и НДС: в исреднем за периоди 2002–2006 гг. идоли этихи налогов составляли и25,0 и 21,5% исоответственно. Доля ипоступлений налогаи на добычу полезныхи ископаемых в среднем исоставляла и16,1%, налога ина доходы ифизических лиц – и16,4%, иакцизов – 8,2%.
Структураи налоговых поступлений в иконсолидированный ибюджет РФ по видам иэкономической деятельности идостаточно стабильна: ипочти половина всехи поступлений иформируется ипредприятиями промышленности, идалее следуют оптовая и ирозничная торговля, итранспорт и исвязь, строительствои (рисунок 3).
Рисунок 3 иПоступление налогов и исборов по видам иэкономической деятельности в ибюджетную систему иРоссийской Федерации в 2005 и 2006 гг., млрд. и рублей.
Поступление иналогов, сборови и иных обязательныхи иплатежей в консолидированныйи бюджет иРоссийской Федерациии в 2008 – 2011 году представленыи на рисунке 4
Рисунок 4 иДинамика ипоступления налогов, исборов и ииных обязательных иплатежей в консолидированныйи бюджет РФ
Структураи и динамика изадолженности по иналогам и исборам в консолидированныйи бюджет иРоссийской Федерации ипредставлено на рисунке и
Рисунок 4 Динамикаи поступленияи налогов, сборов и ииных обязательных платежей в иконсолидированный ибюджет РФ
В рамках ироссийской налоговой исистемы в целом икосвенные налоги играют весьма изначительную роль, иособенно при иформировании идоходов ифедерального ибюджета. По итогам 2010 годаи структура ироссийской налоговойи системы с точки зрения исоотношения в ней ипрямых и икосвенных иналогов представленаи в таблице 1.