Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование агрессивного поведения и ее связи самооценкой подростков.
Предмет исследования: поведение подростков.
Объект исследования: учащиеся 6-8 классов МОУ СОШ №12
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, наблюдение, интервью с преподавателями, методика определения уровня агрессивности Басса-Дарки.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение связи самооценки с агрессивным поведением подростков
Рассмотрение самооценки подростков в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………
Теоретическое изучение агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе…………………………………….
Теоретическое обоснование связи самооценки с агрессивным поведением подростков………………………………………………………..
Глава 2 Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков
2.1. Экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков
2.2. Экспериментальное исследование самооценки подростков……………….
2.3. Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Глава 2 Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков
2.1.
Обоснование методов
и методик исследования
Основной задачей нашего исследования является установить взаимосвязь между агрессивным поведением подростков и их самооценкой Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.
Для решения нашей задачи мы использовали личностный опросник, разработанный А.Бассом и А.Дарки в 1957 г., для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [5, с. 78]. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басc и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1.
Физическая агрессия —
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3.
Раздражение — готовность к
проявлению негативных чувств
при малейшем возбуждении (
4.
Негативизм — оппозиционная
5.
Обида — зависть и ненависть
к окружающим за
6.
Подозрительность — в
7.
Вербальная агрессия —
8.
Чувство вины — выражает
Исследователями
была проверена надежность и валидность
шкалы. Модифицированная шкала из 66
вопросов была предложена группе университетских
студентов, после чего факторный
анализ выявил два предсказанных
фактора: «враждебность» (состоящую
из субшкал «негодование» и «
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (см. приложение 1).
При
составлении опросника
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога [18, с. 77-84].
2. Для подтверждения полученных данных по первой методике мы использовали тест А. Ассингера.
Он состоит из 20 вопросов, каждый из которых содержит три утверждения – выбора. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, т.е. выбрать один вариант ответа. Подсчет баллов производится по номерам утверждений (1 утверждение – 1 балл, 2 утверждение – 2 балла, 3 утверждение - 3 балла). В итоге дается описание поведения человека в зависимости от количества набранных баллов от 0 до 45 и более.
3. Социометрия - метод, разработанный Дж. Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в коллективе в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов малой группы.
Данный
метод весьма оперативен, с его
помощью может быть достаточно быстро
выявлена зачастую скрытая от непосредственного
наблюдения система межличностных
отношений в коллективе, для обнаружения
которой путем наблюдения потребовалось
бы более длительное время. С помощью
социометрии можно оценить
Общая схема действий при социометрической процедуре состоит в следующем. Членам группы предлагается ответить на социометрические вопросы-критерии, касающиеся желания взаимодействовать с другими членами группы в определенных условиях (продолжить дальнейшую работу в одном коллективе, выполнять совместно производственные и другие задачи, находиться в одной группе, смене и т. п.). Вопросы предъявляются в письменном виде на классной доске или на отдельных листах-анкетах. Опрашиваемые оценивают каждого члена группы (включая отсутствующих) по степени их приемлемости в совместной деятельности, во взаимоотношениях.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ
социоматрицы по каждому критерию дает
достаточно наглядную картину
Таким образом, для подтверждения гипотезы исследования в нашей работе мы использовали методики на определение социометрического статуса испытуемых в группе сверстников, а также методики на оценку агрессивности в поведении.
Исследование проводилось с 45 подростками в возрасте 13-15 лет мужского и женского пола МОУСОШ №12 города Сургута. К подросткам были применены рассмотренные выше методики. В итоге были выявлены следующие результаты:
1. Опросник «Басса-Дарки»
Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» или «нет» (см. приложение 1). Результаты фиксировались в бланке ответов. Ответы оценивались по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дало нам общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 — индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращалось внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
В результате анализа полученных результатов нами выявлено, что у 12-и испытуемых из различных групп индекс агрессивности превышает норму (31-27 баллов), т.е. превышает величину равную 21 плюс-минус 4. У остальных 33-х испытуемых индекс агрессивности не превышает нормальные показатели.
У тех же 33-х испытуемых показатели индекса враждебности не превышают нормы, у 12-и испытуемых – показатели выше нормы и составляют от 19 до 14 баллов, что в значительной степени превышает показатели нормы.
Результаты представлены нами в виде диаграммы 1.
Диагностика
по данной методике проводилась аналогично
первой. Результаты фиксировались в протоколе
(приложение 2). В результате было выявлено,
что 7-ро испытуемых относятся к числу
чрезмерно агрессивных личностей, нередко
бывают неуравновешенными и чрезмерно
жестокими по отношению к другим людям,
5 (пять) испытуемых относятся к числу умеренно
агрессивных личностей, действия которых
носят разрушительный характер, имеют
склонность к непродуманным поступкам
и ожесточенным дискуссиям. Своим поведением
они провоцируют конфликтные ситуации,
которых можно было бы избежать. Остальные
33-и испытуемых оказались миролюбивыми.
Диаграмма 1
Также
было выявлено, что взрывы агрессивности
у 5–х испытуемых носят скорее разрушительный,
чем конструктивный характер, т.к. по
семи и более вопросам у них
по три очка и менее чем по семи
вопросам – по одному очку.
2.2.
Экспериментальное
исследование самооценки
подростков
Для исследования особенности самооценки был проведен тест «Шкала самооценки».[5;69](Приложение 1)
Тест «Шкала самооценки» проводился для измерения самооценки. Использование этих положений позволяет выявить общую оценку, которую дает себе индивид.
Обработка данных:
1.Перекодирование баллов, которые помечены звездочкой ( * ):
0 = 4
1 = 3
3 = 1
4 = 0
2.Сумирование полученных баллов.
Показатель общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40:
-
Более высокий балл
- Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе ( адекватной ).
- Показатель ниже 20 говорит об общем негативном отношении к себе ( заниженная ).
Анализ полученных результатов:
Полученные данные показали, что:
1.Из
полученных результатов у
2.У испытуемых ( 1 ) ; ( 2 ) ; ( 4 )-адекватная самооценка:
( 1 )-33 балла из 40.
( 2 )-30 баллов из 40.
(
4 )-33 балла из 40.
2.4.
Эмпирическое исследование
связи подростков
с агрессивным
поведением самооценки
Изучение
социометрической структуры группы
испытуемых 7 «в» класса показали, что
в группе 2 эмоциональных лидера
(9,5 %), «звезды», которые в равной
степени собирают вокруг себя членов
группы. Четверо членов группы (19 %) оказались
в числе предпочитаемых, а 8 испытуемых
(38 %) – в числе принимаемых. Очень
огорчает тот факт, что в категорию
учащихся отвергаемых коллективом
входят 7 испытуемых (33,5 %). Связано это,
прежде всего с тем, что данная
категория детей часто болеет,
и редко посещают школу. В категорию
эмоционального лидера попал учащийся
с высоким показателем индекса
враждебности и агрессивности, что
дает основание предполагать, что
данный лидер, прежде всего, собирает вокруг
себя учащихся агрессивных и покорных,
т.е. вероятнее всего – он лидер
какой-либо группировки. Социометрическую
структуру группы мы представили
в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2
Изучив
социометрическую структуру группы
испытуемых 8 «б» класса мы выявили,
что в группе 4 звезды, причем, наглядно
рассмотрев социограмму 2, мы можем видеть,
что только 1 лидер (4%) (Ольга А.) имеет положительные
связи с одноклассниками, остальные 3-е
лидеров (12%) связаны с другими чаще отрицательными
связями. В данной группе также имеются
6 учащихся (26 %), которые причислены в категорию
отвергаемых; 7-ро учащихся (29 %) – предпочитаемые
и 7-ро учащихся (29 %) – принимаемые. На рисунке
мы можем видеть, что наибольшее количество
отрицательных выборов имеет Яна Я., которая
по данным предыдущего исследования имеет
высокий индекс враждебности-агрессивности
в отношениях. Наглядно социометрическую
структуру мы можем представить в виде
диаграммы 3.