Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование агрессивного поведения и ее связи самооценкой подростков.

Предмет исследования: поведение подростков.

Объект исследования: учащиеся 6-8 классов МОУ СОШ №12

Методы исследования: изучение научно-методической литературы, наблюдение, интервью с преподавателями, методика определения уровня агрессивности Басса-Дарки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое изучение связи самооценки с агрессивным поведением подростков

Рассмотрение самооценки подростков в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………
Теоретическое изучение агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе…………………………………….
Теоретическое обоснование связи самооценки с агрессивным поведением подростков………………………………………………………..
Глава 2 Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков

2.1. Экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков

2.2. Экспериментальное исследование самооценки подростков……………….

2.3. Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Связь самооценки сагрессивнм поведением подростков.docx

— 102.62 Кб (Скачать)

     Логическим  следствием такого неблагополучия в  жизни подростка и юноши является поведение, направленное на то, чтобы  доказать другим и почувствовать  самому свою полноценность. Цель таких  реакций может состоять и в  том, чтобы возвратить утраченное внимание, ранее проявляемое со стороны  родителей и других взрослых. Нередко, при обсуждении проблемы труднообъяснимых агрессивных эксцессов несовершеннолетних употребляется термин, «немотивированная  агрессия», выступая как вынужденное  поведенческое отношение.

     Процесс превращения немотивированной агрессии в мотивированное агрессивное поведение  начинается с того, что подросток  или юноша хочет соответствовать  требованиям общества, однако не может  этого реализовать в силу причин конституционного порядка, социальных условий, неумения правильно определить свою социальную идентичность и роли, противоречивых ожиданий значимых других, недостаточного овладения приемлемыми  способами социальной адаптации  и преодолении трудностей.

     Агрессивные способы действия проявляются тогда, когда другие формы поведения  не дают желаемых результатов. Внутри подросткового возраста, как у  мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким  и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [14].

     Сравнение степени выраженности различных  компонентов агрессивного поведения  у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и  прямой вербальной агрессии, а у  девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек – косвенной вербальной, очевидно, является характерной для всех подростков [19].

     В другом исследовании было показано, что  если у 10-11летних подростков преобладают  проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет  на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как  физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста  физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии, хотя и увеличиваются, но не значительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно  более быстрыми темпами.16

     Можно отметить также, что в младшем  возрасте (10-11 лет) между разными  формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они  и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости  невелики. В возрасте же 14-15 лет между  различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

     Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В  раннем подростковом возрасте у мальчиков  доминирует физическая агрессия, а  у девочек она выражена незначительно  – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже  в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм. Под негативизмом в концепции агрессии Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев [16].

     Второе  место по частоте встречаемости  в указанный возрастной период у  мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек – вербальная. В  старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек  – вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует  отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у  девочек.

     Исследования  связи агрессивного поведения с  социальным статусом подростка в  группе сверстников показали, что  среди подростков с наиболее высоким  социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем  агрессии выше среднего. Вместе с тем, установлено также, что среди  «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% –  низкие уровень агрессии.

     Относительно  выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто  встречается прямая физическая агрессия. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим  способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а еще  у 27% – косвенная вербальная [17].

     Иногда  понятие «агрессивность» употребляется  как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью. Однако, наличие таких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает оснований для отождествления понятий.

     С содержательно-психологической точки  зрения понятия «агрессивность»  и «конфликтность» обозначают различные  психологические феномены, что находит  отражение как на уровне современных  теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может от популярности, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает  такой взаимосвязи, и, при определенных условиях, зависит от социометрического  статуса, эмоциональной предпочитаемости личности.

     Уровень выраженности агрессивных реакций  зависит от самооценки подростка. Общая  тенденция здесь заключается  в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь  характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы  агрессии – враждебности. В одном  исследовании было показано, что уровень  физической агрессии подростков 14-17 лет  зависит от уровня общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось самооценка способности  к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой  формой агрессии как негативизм. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные  самооценки «сходятся» в одной личности [20].

     Также как уровень проявления вербальной агрессии выше и у тех, для кого характерна высокая самооценка способности  к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с  уровнем самооценки собственной  самостоятельности, автономности и  с самооценкой интеллекта [12].

     Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии возможна если для этого подростка характерны представления о себе как о  высоко автономной, самостоятельной  личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

     Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях, состоит в том, что более агрессивные подростки  чаще имеют крайнюю, экстремальную  самооценку – либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не агрессивных  подростков более характерной тенденцией является распространенность средней  по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую  самооценку имеют 31% испытуемых, то в  группе не агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков – 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе не агрессивных –  только 15% [14].

     Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры  во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми  лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. И как любой фрустратор эта  ситуация может провоцировать проявление агрессии [10].

     Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка (либо максимально  положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

     Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее  поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным, и, конечно, не должен сводиться лишь к клинической  мазохистской интерпретации. Понятно, что аутоагрессия, также как и  агрессии вообще, представляет значительный интерес именно для «нормальной» психологии личности.

     Аутоагрессия  – это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для появления  трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением  контактов и осуществлением продуктивного  общения. Что собственно и фиксируется  на поведенческом уровне в высоких  показателях застенчивости и  низких показателях общительности [13].

     Вероятно, наибольшую озабоченность и у  родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем  около девяти актов физической и  восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем  свыше 17 актов агрессии.

     В связи с тем, что дети так часто  сталкиваются с насилием на телевидении, многие люди выражают озабоченность  в связи с тем, что подобная ситуация может повысить у детей  склонность к агрессивному поведению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Теоретическое  обоснование связи  самооценки с агрессивным  поведением подростков 
 

     Уровень выраженности агрессивных реакций  коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается  в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь  характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. 
           В одном исследовании было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической  агрессии. 
        Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной  личности. 
       В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким  интеллектом. 
          Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только  15%. 
             Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к  агрессии. 
       Специальные исследования, проведенные по этому поводу показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков