Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование агрессивного поведения и ее связи самооценкой подростков.

Предмет исследования: поведение подростков.

Объект исследования: учащиеся 6-8 классов МОУ СОШ №12

Методы исследования: изучение научно-методической литературы, наблюдение, интервью с преподавателями, методика определения уровня агрессивности Басса-Дарки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое изучение связи самооценки с агрессивным поведением подростков

Рассмотрение самооценки подростков в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………
Теоретическое изучение агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе…………………………………….
Теоретическое обоснование связи самооценки с агрессивным поведением подростков………………………………………………………..
Глава 2 Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков

2.1. Экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков

2.2. Экспериментальное исследование самооценки подростков……………….

2.3. Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Связь самооценки сагрессивнм поведением подростков.docx

— 102.62 Кб (Скачать)

     Принятие  и одобрение себя, уважение к своей  личности и поступкам, положительные  самооценки и т. д. более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают»  окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще  переживают неуспехи, в них сильнее  развит мотив достижения, соревновательности.

     Степень расхождения реального и идеального «я», определяющая уровень самоуважения, зависит от многих условий. В юношеском  возрасте это расхождение может  привести к нервозам и дисфориям, депрессиям, так как заниженная самооценка в этом случае связана с «агрессией на самого себя». Но расхождение между  идеальным и реальным «я» - в принципе нормальная ситуация для данного  возраста , поскольку свидетельствует  о росте самосознания. [5;65-67]

     Согласно  одному из определений, предложенному  Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

     Второе  определение, предложенное, несколькими  известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или  иные действия были квалифицированы  как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

       И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает  употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.Теоретическое   изучение агрессивного  поведения подростков  в отечественной  и зарубежной  литературе 

     Несмотря  на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты  в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так  и актуальное причинение оскорбления  или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [6].

     Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив  или установку. Это важное утверждение  породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с  негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или  навредить; и даже с негативными  установками, – такими как расовые  или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом  которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым  условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается  как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно  чтобы агрессоры ненавидели или  даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют  страдания людям, к которым относятся  скорее положительно, чем отрицательно.

     Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют  или имеют намерение причинить  ущерб другому человеку, группе людей  или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

     Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением  причинить им неприятности, нанести  вред.

     «Психологический  словарь» под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям  или вызывающее у них психологический  дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [15].

     Проявление  агрессии весьма разнообразно.

     Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия
  • Инструментальная агрессия

     Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного  акта, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту. Вторая совершается  как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

     Ввиду того, что проявления агрессии у  людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными  рамками, предложенными Бассом. По его  мнению, агрессивные действия можно  описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая [4]. Их комбинация дает восемь возможных  категорий, под которые подпадает  большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием  или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие  над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.  
 

     Таблица 1. Категории агрессии по Бассу.

Тип агрессии Примеры
Физическая  – активная – прямая 

Физическая  – активная – непрямая  

Физическая  – пассивная – прямая 
 

Физическая  – пассивная – непрямая 

Вербальная  – активная – прямая

Вербальная  – активная – непрямая

Вербальная  – пассивная – прямая

Вербальная  – пассивная – непрямая

Нанесение другому  человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Закладка  мини-ловушек; сговор с наемным убийцей  с целью уничтожения врага.

Стремление  физически не позволить другому  человеку достичь желаемой цели или  заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время  сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого  человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен  о другом человеке.

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Отказ дать определенные словесные пояснения  или объяснения (например, отказ  высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

     Самое раннее и, возможно, наиболее известное  теоретическое положение, имеющее  отношение к агрессии, – это  то, согласно которому данное поведение  по своей природе преимущественно  инстинктивное. Агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия. 

     В числе разнообразных, взаимосвязанных  факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:

  1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

     Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают  изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих  с разным негативным вкладом в  развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием  многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного  воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека [12].

     Рассмотрим  факторы влияющие на проявления агрессивности  в поведении подростков.

     Именно  в лоне семьи ребенок  проходит первичную  социализацию. На примере  взаимоотношений  между членами  семьи он учится взаимодействовать  с другими людьми, обучается поведению  и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в  зрелые годы. Приведём факторы, которые  могут предопределять агрессивное поведение  ребенка в семье  и вне неё, а  также влиять на его  отношения с окружающими  в зрелые годы.

     Несколько исследований продемонстрировали зависимость  между негативными взаимоотношениями  в паре «родители – ребенок» и  агрессивными реакциями со стороны  ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения  с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают  никуда не годными, или не ощущают  родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут  вести себя агрессивно по отношению  к своим родителям.

     Изучение  зависимости между практикой  семейного руководства и агрессивным  поведением у детей сосредоточилось  на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей  поведения детей. В общем и  целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

     Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Суровость наказаний, применявшихся  к детям, когда им было 8 лет, влияет на агрессивность их поведения в 18- и 30-летнем возрасте.

     Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических  «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.

     Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей  или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами  «карающих мечей», вряд ли потом  они усвоят другие, не такие горькие  уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок агрессивное обращение  может в конце концов привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих  и одобряющих чрезвычайно рискованное  поведение, которое действительно  должно быть наказано».

     В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут  забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после  сурового наказания ребенок расстроен  или рассержен, он из-за боли может  забыть, за что его наказали.

     И, наконец, дети, изменившие свое поведение  в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не усвоят нормы, которые им пытаются привить. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

     Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем, чтобы акт наказания  регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения проступка. Временной разрыв между  неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален, так как наказание  непосредственно после проступка  предполагает большую важность запрета  определенной модели поведения является более действенным, чем отсроченное.

     И, наконец, любое наказание требует  разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных  отношений между родителями и  ребенком.

     Агрессия  также может быть обусловлена  типичными для детей и подростков формами поведения, основанными  на реакциях имитации, подражания, заражения. Эти реакции принадлежат к  наиболее ранним уровням регуляции  поведенческой активности и характеризуются  тем, что мышление и сознание человека обнаруживают в них выраженную зависимость  от чувств, эмоций и страстей. К этому  присоединяется недостаточная сформированность ценностных ориентаций (или их отсутствие и искаженность).

     Имитации  подростками не только могут включаться в процесс образования механизма  агрессивного поведения, но и прямым образом объяснять его, как это  бывает, например в некоторых групповых  правонарушениях несовершеннолетних. Как правило указанные реакции  наиболее выражены у подростков с  признаками инфантилизма (недостаточной  психофизиологической и личностной зрелости) и чертами эмоционально-волевой  неустойчивости. Эти же подростки  склонны к подражанию так называемым асоциальным «героям» из кино- и  телепередач, агрессия которых, как  правило, вознаграждается и представляется в выигрышном свете.

     А. Е. Личко считает, что в данном возрастном периоде агрессивное  поведение, как правило, представляет собой результат действия совокупности условий, предъявляющих повышенные требования к психофизиологическим и личностным возможностям подростков, т. к. механизмы регуляции поведения  еще не достигли своего совершенства в силу продолжающегося процесса созревания и развития психофизиологических структур организма индивида и его  недостаточного жизненного опыта. Поэтому, применительно к подростково-юношескому возрасту можно говорить о ситуационно  обусловленном агрессивном поведении, которое всегда имеет четкую психологическую  направленность, проявляется в строго определенных ситуациях и является своеобразным защитным психологическим  механизмом. Разнообразны и формы  его проявления: грубое, вызывающее поведение, драки, ложь, пропуски занятий, уходы из дома, суицидальные действия, бравада, нарушения дисциплины [12].

Информация о работе Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков