Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование агрессивного поведения и ее связи самооценкой подростков.
Предмет исследования: поведение подростков.
Объект исследования: учащиеся 6-8 классов МОУ СОШ №12
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, наблюдение, интервью с преподавателями, методика определения уровня агрессивности Басса-Дарки.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение связи самооценки с агрессивным поведением подростков
Рассмотрение самооценки подростков в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………
Теоретическое изучение агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе…………………………………….
Теоретическое обоснование связи самооценки с агрессивным поведением подростков………………………………………………………..
Глава 2 Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков
2.1. Экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков
2.2. Экспериментальное исследование самооценки подростков……………….
2.3. Экспериментальное исследование связи самооценки с агрессивным поведением подростков……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительные самооценки и т. д. более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.
Степень
расхождения реального и
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
И, наконец, третья точка
1.2.Теоретическое
изучение агрессивного
поведения подростков
в отечественной
и зарубежной
литературе
Несмотря
на значительные разногласия, относительно
определений агрессии, многие специалисты
в области социальных наук склоняются
к принятию определения, близкого ко
второму. В это определение входит
как категория намерения, так
и актуальное причинение оскорбления
или вреда другим. Таким образом,
в настоящее время большинством
принимается следующее
Это
определение предполагает, что агрессию
следует рассматривать как
Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
«Психологический словарь» под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [15].
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Ввиду
того, что проявления агрессии у
людей бесконечны и многообразны,
весьма полезным оказывается ограничить
изучение подобного поведения
Таблица 1. Категории агрессии по Бассу.
Тип агрессии | Примеры |
Физическая
– активная – прямая Физическая
– активная – непрямая Физическая
– пассивная – прямая Физическая
– пассивная – непрямая Вербальная – активная – прямая Вербальная – активная – непрямая Вербальная – пассивная – прямая Вербальная – пассивная – непрямая |
Нанесение другому
человеку ударов холодным оружием, избиение
или ранение при помощи огнестрельного
оружия.
Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
Самое
раннее и, возможно, наиболее известное
теоретическое положение, имеющее
отношение к агрессии, – это
то, согласно которому данное поведение
по своей природе преимущественно
инстинктивное. Агрессия возникает потому,
что человеческие существа генетически
«запрограммированы» на подобные действия.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека [12].
Рассмотрим факторы влияющие на проявления агрессивности в поведении подростков.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Приведём факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Несколько
исследований продемонстрировали зависимость
между негативными
Изучение
зависимости между практикой
семейного руководства и
Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Суровость наказаний, применявшихся к детям, когда им было 8 лет, влияет на агрессивность их поведения в 18- и 30-летнем возрасте.
Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.
Во-вторых,
дети, которых слишком часто
В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не усвоят нормы, которые им пытаются привить. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Наказание
должно быть напрямую связано с поведением
ребенка, с тем, чтобы акт наказания
регулярно и с высокой
И, наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком.
Агрессия
также может быть обусловлена
типичными для детей и
Имитации
подростками не только могут включаться
в процесс образования
А.
Е. Личко считает, что в данном
возрастном периоде агрессивное
поведение, как правило, представляет
собой результат действия совокупности
условий, предъявляющих повышенные
требования к психофизиологическим
и личностным возможностям подростков,
т. к. механизмы регуляции поведения
еще не достигли своего совершенства
в силу продолжающегося процесса
созревания и развития психофизиологических
структур организма индивида и его
недостаточного жизненного опыта. Поэтому,
применительно к подростково-