Диаграмма
3
Из
беседы с учащимися данного класса
было определено, что в данной группе
не приемлют жестокого и агрессивного
поведения и стараются всячески
избавиться от таких учащихся, которые
являются его носителями. Именно поэтому
Яна Я. и попала в категорию
отвергаемых учащихся. Сводная таблица
результатов исследования по трем методикам
представлена нами в приложении.
Анализ
социометрической структуры в группе
испытуемых показывает, что в обоих
классах разнообразная картина
«социометрических» статусов, при рассмотрении
более наглядно на социограмме 1-2 которых
мы можем сказать, что существует
взаимосвязь агрессивного поведения
подростка с его социометрическим
статусом в группе сверстников, т.е.
гипотеза, поставленная нами в начале
написания работы - подтверждена.
Говоря
о коррекции агрессивного поведения,
можно выделить специфические и
неспецифические способы взаимодействия
с ребенком. К неспецифическим, т.е.
подходящим ко всем детям, способам взаимодействия
относятся известные всем "золотые
правила" педагогики:
-
не фиксировать внимание на
нежелательном поведении ребенка
и не впадать самим в агрессивное
состояние. Запрет и повышение
голоса - самые неэффективные способы
преодоления агрессивности. Выражение
удивления, недоумения, огорчения
учителей по поводу неадекватного
поведения детей формирует у
них сдерживающие начала;
-
реагировать и откликаться на
любые позитивные сдвиги в
поведении ребенка, какими бы
незначительными они ни были.
Это трудное задание. Учителя
признаются, что порой приходится
несколько (!) недель потратить
на поиск позитивного в ребенке,
а ведь реагировать необходимо
сразу, по ситуации. Ребенок хочет
в каждый момент времени чувствовать,
что его принимают и ценят.
К
специфическим методам коррекции
можно отнести:
-
релаксационный тренинг, который
педагог может как вводить
в урок, так и использовать
в специальных коррекционных
занятиях. Наш опыт использования
различных "путешествий" в
воображении на уроках говорит
об уменьшении гиперактивности,
внутренней напряженности как
предпосылок агрессивных актов.
Можно использовать кратковременные
формы расслабления. Например,
"Зигфрид"
1.
Фаза напряжения. Сядьте прямо,
как свеча. Разведите руки, плечи
и предплечья под прямым углом.
Отведите плечи как можно дальше
назад, как будто вы хотите
удержать между лопаток маленький
предмет, например, карандаш.
2.
Фаза расслабления. Как только
вы почувствуете боль, два раза
вдохните и выдохните, затем
расслабьтесь. Плечи и голова
расслабленно падают вперед. Охватите
руками свое колено и потяните
руки и плечи. Для расслабления
плеч и затылка рекомендуется
в заключение сделать упражнение
"Квазимодо".
"Квазимодо"
1.
Фаза напряжения. Разверните руки,
плечи и предплечья под прямым
углом. Плечи свободно свисают.
Закройте глаза и выдохните.
Теперь поднимите плечи высоко,
как будто вы хотите коснуться
ими ушей. Втяните голову в
плечи, не смотрите при этом
вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной
складке, которая возникла на
вашем затылке. Сильно нажмите
этот "валик" между головой
и плечами, дышите при этом
глубоко. Сжимайте его так сильно,
чтобы в голове появилась вибрация.
Не прекращайте сжимать, пока
не почувствуете боль. Не задерживайте
воздух!
2.
Фаза расслабления. Важно, чтобы
ваши плечи были полностью
расслаблены и свободно опущены
вниз. Голова опущена так низко,
что подбородок касается груди.
Делайте это одним плавным
движением. Закройте глаза, дышите
спокойно, равномерно, не отрывайте
подбородок от груди. Попытайтесь
положить правое ухо на правое
плечо, затем левое - на левое
плечо, плечи не поднимаются.
Они напрягаются, и напряжение
отчетливо чувствуется сухожилиями,
расположенными в области между
ушами и плечами. Итак, подбородок
не двигается, только голова
склоняется в сторону. Дышите
спокойно и равномерно, насладитесь
расслаблением, но не затягивайте
его. Фаза расслабления должна
проводиться особенно долго и
основательно. Если вы не выполните
фазу расслабления, то не достигнете
нужного эффекта.
Другой
метод - "беседа с собой" - учит
детей притормаживаться, размышлять
перед тем, как совершить агрессивное
действие. Такого рода беседа будет
выступать буфером между порывом
и слишком поспешным действием.
Опять-таки
учитель может алгоритм такого разговора
предложить всему классу при "обучении"
поведенческому анализу или использовать
его при индивидуальной коррекции.
Более того, если этот метод возьмут
на "вооружение" и родители, то
это будет способствовать изменениям
в поведении детей.
Итак,
метод предполагает следующие шаги:
1.
Ребенок определяет суть самой
проблемы, включая вызванные эмоции:
"Он говорит глупости, а я
злюсь".
2.
Затем обдумывает несколько альтернативных
вариантов реагирования. Педагог
задает вопросы типа "Тебе нравится
то, что ты сделал в этой
ситуации?", "А как можно было
поступить в этой ситуации?".
3.
Разбираются варианты поведения
и их последствия ("А что
будет, если...?").
4.
Затем принимается решение - что
надо делать и как надо поступить.
Очень
важно не только проговорить, но и
записать алгоритм поведения в подобных
ситуациях на языке, понятном ребенку.
Он должен его заучить и порепетировать
[12, с. 78-79].
Итак,
как мы видим, обучать нужно не только
чтению, письму, но и правильному поведению.
Систематичность такого обучения обеспечит
педагогический успех. Данные методы коррекции
могут быть применены на практике школьными
психологами, педагогами общеобразовательных
и дополнительных учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вряд
ли найдется человек, который бы утверждал,
что в обществе, где ломаются привычные
устои в экономике и сознании,
не происходит нарастание агрессивности
этого общества в целом и отдельной
личности в частности. Агрессия "молодеет"
с каждым годом. И педагогам в
таких условиях повседневной жизни
трудно определиться, на что должны
быть направлены их усилия, чтобы социализировать
ребенка в мире, полном насилия
и агрессии.
Очевидно,
что насилие (физическое, сексуальное,
эмоциональное) является самым серьезным
проявлением и нежелательным
следствием агрессивного поведения. Человеческое
насилие принципиально отличается
от такового среди животных. Оно
практически лишено биологической
целесообразности, оно активно эксплуатирует
человеческие чувства, оно паразитирует
на человеческом интеллекте, наконец,
оно многократно усиливается
использованием оружия.
Для
обуздания демона насилия любое
общество вынуждено принимать специальные
меры. Наиболее эффективными из них
следует признать национальные традиции
и групповые ритуалы (игры, праздники,
обряды), позволяющие конкретной личности
интегрировать свой агрессивный
потенциал и выражать его социально-приемлемыми
способами. Огромное значение также
имеет присутствие в обществе
достаточного количества положительных
примеров, например национальных героев
или жизнеутверждающих кумиров.
Характер
агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями человека.
Каждый возрастной этап имеет специфическую
ситуацию развития и выдвигает определенные
требования к личности. Адаптация
к возрастным требованиям нередко
сопровождается различными проявлениями
агрессивного поведения.
Специфической
особенностью агрессивного поведения
в подростковом возрасте является его
зависимость от группы сверстников
на фоне крушения авторитета взрослых.
В данном возрасте быть агрессивным
часто означает «казаться или
быть сильным». Свои отношения с
окружающими его сверстниками подросток
строит по принципу значимости в сообществе,
группе. Подростковые сообщества, которые
являются основной формой взаимодействия
и коммуникаций, могут являться основной
предпосылкой возникновения агрессивного
поведения у подростков.
Следует
признать, что в силу ряда причин
социальное воздействие на личность
с выраженным агрессивным поведением
часто оказывается малоэффективным.
Поскольку агрессия имеет глубокие
биологические и социальные корни,
искоренить агрессивное поведение,
по всей видимости, невозможно. Можно
лишь говорить о необходимости снижения
его проявлений через создание системы
эффективного социального контроля
на нескольких уровнях — общества,
семьи и малых групп, самой
личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверин
В.А. Психология детей и подростков.
Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова
В.А., 1998. – 379 с.
- Бандура А.,
Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение
влияния воспитания и семейных отношений.
– М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс,
1999. – 512 с.
- Башкатов
И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные
// Социс, 2002. - №12.
- Берковиц
Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
- СПб.: Питер, 2001.
- Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник
по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком,
1999. – 528 с.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999.
– 352 с.
- Бютнер К.
Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.
– М.: Педагогика, 1991. – 144 с.
- Годфруа Ж.
Что такое психология. В 2-х т. Т.1. – М.: Мир,
1996. – 496 с.
- Дроздов А.Ю.
Агрессивное поведение молодежи в контексте
социальной ситуации //Социс, 2003. - № 4. –
С. 95-98.
- Зоуир А.Али
Рашид. Кроскультурное изучение агрессивного
поведения у подростков России и Йемена:
Автореф. канд. дисс. – СПб., 1999.
- Ковалев
П.А. Возрастно-половые особенности отражения
в сознании структуры собственной агрессивности
и агрессивного поведения: Автореф. Канд.
Дисс. – СПб., 1996.
- Кузнецова
Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция
детской агрессивности //Начальная школа,
2001. - № 5. – С. 78-79.
- Немировский
Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи
// Социс, 1992. - № 3.
- Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студентов пед.вузов.
В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. –
М.: ВЛАДОС, 1994. – 576 с.
- Овчарова
Р.В. Справочная книга социального педагога.
– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
- Особенности
агрессивного поведения несовершеннолетних
и основы его профилактики: методические
рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной.
- Киев, 1991.
- Поливанова
К.Н. Психологическое содержание подросткового
возраста //Вопросы психологии. – 1996. -
№1. – С. 20-33.
- Психологические
тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.:
Владос, 2001. – Т.1. – 312 с.
- Психология
формирования и развития личности. – М.:
Наука, 1981. – 365с.
- Психология
человека от рождения до смерти. – СПб.:
Прайм – Еврознак, 2002. – 656 с.
- Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста.
– СПб.: Питер, 2000.
- Реан А.А.
Агрессия в структуре поведения возбудимой
и демонстративной личности //Ананьевские
чтения. – СПб., 1997.
- Реан А.А.
Агрессия и агрессивность личности //Психологический
журнал. – 1996. - № 5.
- Реан А.А.
Аутоагрессивный паттерн личности //Ананьевские
чтения-98. – СПб., 1998.
- Ремшмидт
Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности. – М., 1994. – 320 с.
- Семенюк
Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции.
– М., 1996.
- Фельдштейн
Д.И. Психологические особенности развития
личности в подростковом возрасте // Вопросы
психологии. – 1988. - № 6. – С. 12-21.
- Флейк –
Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Развитие ребенка и его отношений с окружающими.
– М.: Центр общечеловеческих ценностей,
1992. – 511 с.
- Фонтана
Д. Ваш ребенок растет. – В 2 книгах. – Пер.
с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. – М.: Новости,
1994. – 400 с.
- Худик В.А.
Психология аномального развития личности
в детском и подростково-юношеском возрасте.
– Киев, 1993. – 144 с.
- Шипунова
Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной
реальности // Социс, 2002. - № 5. – С. 95-98.
- Энциклопедия
психологических тестов. Общение, лидерство,
межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство
АСТ», 1997. – 304 с.
- Eron L. D., Walder
L. O., Toigo R., Lefkowitz M. M. Social class, parental punishment for
aggression and child aggression // Child Development. 1963. - № 34.
- Lefkowitz M. M.,
Eron L. D., Walder L. О., Huesmann L. JR. Growing to be violent: A
longitudinal study of the development of aggression. N. Y., 1977.
- Miller N. Theory
and experiment relating psychoanalytic displacement to stimulus-response
generalization // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1948. V.
43.