Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработать возможные игровые технологии в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность.
Предметом исследования являются игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности.
Основные подходы к определению предпринимательская деятельность, ее признаки и функции……………………………………………………7-18
Особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...19-24
Глава 2. Игровые технологии как средство вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
2.1. Особенности игровых технологий в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность………………………………..….25-31
2.2. Разработка комплекса мероприятий с использованием игровых технологий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...32-35
Заключение…………………………………………………………………....36-37
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Ожидаемые результаты:

  • развитие способностей формулировать творческие задачи по созданию нового бизнеса;
  • развитие способностей принимать нестандартные решения, направленные на развитее бизнеса;
  • развитие творческих способностей находить нестандартные решения.

Деловая игра «Я – профессионал»

Цель – развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.

Участники – группа слушателей разбивается на подгруппы. Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм.

Этапы деловой игры «Я – профессионал»:

0 цикл – диагностика  склонности к предпринимательской  деятельности

1 цикл – создание  фирмы (самопрезентация президента, самопрезентация работника «Резюме»).

2 цикл – «Модель  профессионала» (составление обобщенной модели профессионала).

3 цикл – «Креатив». Состоит из нескольких конкурсов: «Есть контакт» (умение понимать  друг друга с полуслова) и  «Вербальное  творчество» (бизнес идеи для  Кировской области)

4 цикл – «Интеллектуал» (вопросы по предпринимательству).

5 цикл – «Юридическая  грамотность» (найти ошибки в  тексте).

Планируемый результат:

  • осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения;
  • формирование установки на активные самостоятельные действия;
  • развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.

Деловая экономическая игра «Инфляция»

Цель – иметь понятие о механизмах и причинах инфляции, показать ее влияние на жизнь различных слоев населения.

Участники – группа слушателей разбивается на подгруппы (корпорации) и выбирается один помощник – директор банка.

Этапы деловой экономической игры «Инфляция»:

  1. «Корпоративный символ» (подгруппам необходимо придумать название, девиз, рекламный плакат, распределить роли в своей фирме).
  2. «Морской бой» (необходимо заработать деньги компании, отвечая на вопросы экономической тематики).
  3. Игра «Инфляция» (игра на продажу благ (шоколад, лимонад, и пр.) и раздача участникам символические денежные знаки).
  4. Анализ игры.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у участников навыки логического  и экономического мышления, творческие способности, активизировать изучение учащимися экономических понятий и явлений;
  • способствование формированию коммуникативных навыков (через игру), развитию психо-эмоциональных состояний участников.

 

Заключение

Перед началом курсовой работы нами были поставлены 3 задачи, которые необходимо было решить  и на основе которых мы можем судить о достижении конечных результатов работы. Задачи решены следующим образом.

В ходе работы было изучены теоретические аспекты предпринимательской деятельности с помощью изучения литературы, изучения авторов, исследовавших понятие «предпринимательская деятельность».  

Таким образом, предпринимательство – это свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской деятельностью.

Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность – это результат усвоения молодыми людьми экономических, социальных, правовых и этических категорий этой деятельности, формирования целостного представления о сущности, роли и функциях предпринимательства в обществе, положительного мотивационно-ценностного отношения личности к этой деятельности, включения в практическую деятельность способствующую развитию предпринимательских умений и качеств личности, значимых для успешного участия в ней.

В структуре готовности молодежи к предпринимательской деятельности мы различаем психологический, интеллектуальный и процессуальный компоненты.

Критериями готовности мы рекомендуем считать: направленность и мотивационно-ценностное отношение к предпринимательской деятельности; социально-экономические знания и знания сущностных основ этой деятельности; овладение предпринимательскими умениями; значимые для успешного участия в этой деятельности личностное качества.

Включение молодежи в многообразные виды деятельности, такие как игровые технологии, являются важным организационно-педагогическим условием и фактором успешного формирования их готовности к предпринимательской деятельности, поскольку включают молодых людей в интегральные отношения, обеспечивавшие постоянную актуализацию социально-экономических званий, регулярный тренаж предпринимательских умений, развитие значимых для этой деятельности личностных качеств.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ /ред. от 15.05.2001.
  2. Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"
  3. Учебная программа по направлению «Практические вопросы разработки и реализации предпринимательских проектов учащейся молодежи»
  4. Аборнева, О.И., Воронин В.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России [Текст]: Статья // Менеджмент в России и за рубежом – 2002 – №2
  5. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие [Текст] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул; СПбГУЭФ. – СПб., 2001.
  6. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.
  7. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник [Текст] / М.Г. Лапуста.  – М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Основы предпринимательской деятельности [Текст]  / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко – М.: «Народное образование», 1998.
  10. Хизрич, Р., Питерс, М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха [Текст]: Статья // Р. Хизрич, М. Питерс. – М.: «Предприниматель и предпринимательство» выпуск первый,1991.
  11. Шапиро, А. Развитие предпринимательства и экономики [Текст]: Статья // А. Шапиро. – М.: «Предприниматель и предпринимательство» выпуск первый,1991.
  12. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков – М., 1994.
  13. Экономика предприятия [Текст] / под ред. И.С. Терентьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  14. Экономика предприятия: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  15. Энциклопедический словарь предпринимателя [Текст] / Сост. СМ. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – СПб: "Алга-фонд", "АЯКС", 1992.

Интернет-источники:

  1. Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность [Электронный ресурс]: Статья // Е. В. Маракулина 

Режим доступа: www.utopiya.spb.ru

  1. Использование игровых технологий в обучении школьников [Электронный ресурс]: Статья // С.Н. Банников. – М.: «Справочник классного руководителя», № 2, 2009 г.

Режим доступа: http://school19.m-sk.ru/Html/method_5.html

  1. Игровые технологии [Электронный ресурс]: Статья.

Режим доступа: http://ic.kemsu.ru/school70/docs/game_technologies.doc

 

Приложение 1

Экономическая игра «Бизнес-клуб»

Цель – формирование творческого мышления в ходе экономической игры, оценка навыков выходов из кризисных экономических ситуаций.

Задачи:

1. Вспомнить значения основных терминов.

2. Развить умение искать  выход из проблемных ситуаций.

3. Воспитать умение «преподносить»  себя.

4. Повышение эмоционального  настроя.

Реквизиты: плакаты с заповедями, столы, стулья по количеству участников, ручки, чистые листы бумаги, карточки с фразами.

Оформление: на одном портале висит плакат с заповедями бизнесмена:

  • Все зависит только от меня самого.
  • Удача сопутствует образованным.
  • Не жалей усилий для налаживания контактов и связей.
  • Умей схватить ценные идеи.
  • Хочешь преуспеть – рискуй.
  • Держи слово.
  • Будь весел.
  • На другом портале, на плакате, написаны советы будущему коммерсанту:
  • Работай равномерно.
  • Засыпая, думай о том, что будет завтра.
  • Береги здоровье.
  • Не терзайся из-за неудач, будь весел.
  • Завтра все будет иначе ... и ты проснешься боссом.

Реквизит: столики для команд, стулья по количеству участников, письменные принадлежности на каждом столике; магнитофон, микрофон; плакат с названиями предприятий:

  • Частное предприятие «Иванов и К».
  • АО закрытого типа «Ломстроймаш».
  • Смешанное товарищество «Кабанск-интур».
  • Потребительское общество «Рога и копыта»,
  • Детективное агентство «Три богатыря».
  • АО открытого типа «Публичная артель».
  • Кредитно-финансовое учреждение «Время – деньги».
  • Малое многопрофильное предприятие «Колумб».

В игре участвуют 4 команды по 5 человек, а также 3 человека - комиссия

Ход игры:

Ведущий: Дамы и господа! Мы рады вас приветствовать на экономической игре «Бизнес-клуб»! И сегодня мы будем учиться делать бизнес. Чем только не одаривает бизнес тех, кто взялся за него с единственной целью – заработать. А вы знаете, что означает слово «бизнес»? (Бизнес – хозяйственная деятельность, дело, приносящее доход или дающая другую выгоду.)

Бизнесмен как бы включается в азартную игру с огромным количеством хитроумнейших комбинаций, неожиданных ходов, тонких расчетов. Он входит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка.

Поиграем в бизнесменов. За нашей игрой будет наблюдать комиссия. Представьте, что вы стоите на пороге создания своего предприятия. Что прежде всего надо сделать? (Подобрать кадры.)

Представление команд.

Ведущий: одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Было время, когда можно было стать Генри Фордом, окончив начальную школу. Но сегодня настоящий коммерсант – это высокообразованный специалист.

Конкурс «Знание экономических терминов»

Каждая команда должна объяснить значение трех терминов.

  1. Что такое инвестиция? (Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности.)
  2. Что означает словосочетание «фондовая биржа»? (Организационный рынок по купле-продаже ценных бумаг.)
  3. Как вы понимаете профессию брокера-посредника? (Человек, содействующий совершению сделок между продавцом и покупателем.)
  4. Что такое вексель? (Ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок.)
  5. Что такое «маркетинг»? (Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей.)
  6. Консорциум. Как вы это себе представляете? (Соглашение нескольких банков или крупных предприятий о совместном осуществлении определенных операций.)
  7. Аукцион. Что это? (Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на основе конкурса покупателей.)
  8. Что такое «трастовая компания»? (Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций.)
  9. Что означает слово «дивиденд»? (Доход, прибыль, получаемые владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.)
  10. Ноу-хау. Что это? (Научно-технические, коммерческие и другие сведения, которые дают определенные преимущества предприятию или лицу, их получившему.)
  11. Как вы понимаете слово «лицензия»? (Официальное разрешение на торговлю, на проведение операций.)
  12. Что такое «эмбарго»? (Запрещение ввоза в страну и вывоза из нее товаров и валюты.)

Информация о работе Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность