Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 15:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработать возможные игровые технологии в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность.
Предметом исследования являются игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Введение …………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности.
Основные подходы к определению предпринимательская деятельность, ее признаки и функции……………………………………………………7-18
Особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...19-24
Глава 2. Игровые технологии как средство вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
2.1. Особенности игровых технологий в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность………………………………..….25-31
2.2. Разработка комплекса мероприятий с использованием игровых технологий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...32-35
Заключение…………………………………………………………………....36-37
Список литературы……………………………………………………
Социальная функция — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.
Личностная функция — самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы. Так, вследствие опрашивания мелких компаний Великобритании выяснилось, что подавляющее большинство их (свыше 80%) главным стимулом своей предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы.
Конечно, эти данные нуждаются в уточнении, поскольку ощутить себя независимым в предпринимательской деятельности можно при условиях успешной работы компании, получении соответствующих прибылей. На основе всесторонней характеристики главных функций предпринимательства можно дать комплексное определение его современной сущности.
В заключение можно привести определение предпринимательства, которое дает авторитетный специалист в области предпринимательства, основатель Гарвардского исследовательского центра по истории предпринимательства А. Коул – целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными (институтами, обычаями) условиями того периода развития общества, который позволяет значительную степень свободы принятия решении.
В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.
Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода, имеющий определенные признаки и функции.
1.2. Особенности вовлечения
Важной особенностью российского предпринимательства является молодость его участников (средний возраст до 35 лет), которым свойственно стремление к самостоятельности, самореализации, осознанному риску.
Предпринимательство — новаторство особого рода. Связано оно как с новыми идеями о потребностях и новых путях их удовлетворения, новых товарах и услугах, новых способах использования ресурсов, так и с коммерческой реализацией новых идей.
Немаловажную роль в развитии предпринимательства играет вовлечение молодежи, как наиболее активной и творческой категории лиц, в предпринимательскую деятельность. Именно молодежь, с ее свежим взглядом, энергией, творческим подходом способна изменить сложившийся порядок вещей, способствовать инновационному обновлению экономики.
Предпринимательство имеет большое значение для формирования конкурентной среды, без которой замедляется экономический рост, технический и социальный прогресс, создаёт новые рабочие места, способствует снижению уровня безработицы, росту доходов населения и, следовательно, повышению социальной стабильности в обществе. Таким образом, предпринимательство формирует средний класс общества, что характеризует успешность и процветание государства.
В наше время, для многих молодых людей эта деятельность является более привлекательной, чем работа по найму. Я считаю, что это, в первую очередь, связано с тем, что человек работает на себя, у него более широкий масштаб деятельности и прибыль, которую он получает, принадлежит только ему.
Развитие предпринимательства просто невозможно без привлечения молодёжи в эту сферу деятельности. Ведь именно в молодёжи есть та искра, на которой держится этот вид деятельности. Предрасположенность к риску, выдержка, стойкость, постоянное совершенствование знаний, высокая инновационная активность, высокая мобильность по освоению новых рынков – всё это характерно для современного молодого человека [16].
В целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность органы исполнительной власти осуществляют следующие меры поддержки:
1) содействие
инновациям в сфере
2) разработка
и реализация программ, направленных
на популяризацию и пропаганду
идей предпринимательства, формирование
в молодежной среде
3) подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем дистанционных методов обучения;
4) содействие
обучению молодежи основам
5) содействие
социально-трудовой адаптации
6) предоставление
субсидий на покрытие части
расходов молодежных
7) проведение конкурсов среди студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на лучший бизнес-план в сфере предпринимательства.
Практически любой гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, может работать не только на государственном предприятии или в акционерном обществе, но и заниматься предпринимательской деятельностью.
Вообще, российское законодательство предусматривает право с 14 лет в содействии с родителями и с шестнадцати лет – самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. Но на самом деле, в реальности это довольно сложно. Не разработано программ привлечения молодёжи в бизнес, не прописаны квоты рабочих мест для молодых людей. Отсюда следует, что государству просто необходимо поддерживать молодых предпринимателей. Ведь благодаря его целенаправленной и продуктивной поддержке зависит во многом успешное открытие собственного дела.
Предпринимательство молодых должно соответствовать не только собственным меркантильным интересам, но и учитывать интересы и потребности общества. Предпринимательская деятельность стимулирует активность молодежи, причем не только экономическую, но и политическую, побуждая участвовать в управлении обществом, в законотворчестве. Такие перспективы, в свою очередь, подталкивают молодых людей к повышению своего образовательного уровня.
Предпринимательская деятельность базируется на новых ценностях и стереотипах поведения, требует от молодежи специфичных знаний, умений и мировоззрения.
Готовность молодежи к предпринимательской деятельности – сложное интегральное качество, в ее структуре мы различаем психологический, интеллектуальный и процессуальный компоненты. К числу психологических компонентов мы относим мотивацию, способности, положительное отношение к этой деятельности, направленность личности, как совокупность различного рода установок, определяющих интерес, склонности личности; оценка и прогнозирование своих возможностей, адекватные требованиям деятельности личностные качества,
Интеллектуальный компонент готовности к предпринимательской деятельности предполагает познание основ теории, условий и путей, средств ее выполнения.
Процессуальный компонент включает в себя способность к действию, ведущую к развитию необходимых умений.
В условиях формирующейся рыночной экономики России предпринимательская сфера привлекает людей предприимчивых, но часто не имеющих предпринимательской подготовки и опыта практической деятельности. Поэтому формирование и развитие системы подготовки кадров для предпринимательства должно вестись с учетом российских условий, традиций, исторических предпосылок, состояния переходной экономики и общества в целом, стратегии социально-экономического развития страны, региональных условий.
Опыт развитых стран показывает, что подготовка к предпринимательской деятельности начинается еще в рамках школьной программы.
Сложившаяся в прошлом и существовавшая в России до начала 90-х годов XX столетия система образования отличалась направленностью на профессионально-техническое обучение и подготовку специалистов для отраслей материального производства. Система не уделяла необходимого внимания экономической подготовке молодежи и, тем более, ее подготовке к предпринимательской деятельности. К сожалению, и по прошествии десятилетия реформ она изменилась в недостаточной мере, то есть налицо «эффект запаздывания». Значительного опыта комплексной подготовки молодежи в стране практически еще нет.
Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. И дело здесь не только в актуальности предмета или его прикладной направленности, но и в его значимости. Результат такой подготовки – постепенное формирование рационального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации в информационных потоках, в принятии решений, как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.
Профессиональное обучение молодежи основам предпринимательской деятельности призвано решать экономические и социальные задачи. В области экономики — это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности; в социальной области – повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда, что должно рассматриваться как средство защиты от безработицы. Степень развития предпринимательства зависит от формирования предпринимательского потенциала, предпринимательских способностей у населения, в частности, у молодежи, что и обусловливает необходимость развития системы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности. Стремление к получению необходимых знаний и профессиональных навыков существенно усиливается, если обучаемый четко понимает необходимость соответствующей подготовки для реализации поставленных целей – возможности иметь доходное занятие, устойчивую занятость.
Выделяют основные принципы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность [3]:
Таким образом, открывая перед молодежью возможности заниматься предпринимательской деятельностью, взрослые создают стимулы для интенсивной социализации молодежи и формирования у нее множество позитивных качеств.
Проблема повышения предпринимательского потенциала в России выдвигается на первый план, что и требует соответствующего обучения и построения новой системы подготовки молодежи и предпринимательской деятельности.
Поэтому в силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.
Глава 2. Игровые технологии как средство вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность
2.1. Особенности игровых технологий в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность молодежи. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов» [6].
Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра – своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.
Информация о работе Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность