Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработать возможные игровые технологии в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность.
Предметом исследования являются игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности.
Основные подходы к определению предпринимательская деятельность, ее признаки и функции……………………………………………………7-18
Особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...19-24
Глава 2. Игровые технологии как средство вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
2.1. Особенности игровых технологий в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность………………………………..….25-31
2.2. Разработка комплекса мероприятий с использованием игровых технологий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...32-35
Заключение…………………………………………………………………....36-37
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3-6

Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности.

    1. Основные подходы к определению предпринимательская деятельность, ее признаки и функции……………………………………………………7-18
    2. Особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность……………………………………………………………...19-24

Глава 2. Игровые технологии как средство вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

2.1. Особенности игровых технологий в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность………………………………..….25-31

2.2. Разработка  комплекса мероприятий с использованием  игровых технологий, направленных  на вовлечение молодежи в предпринимательскую  деятельность……………………………………………………………...32-35

Заключение…………………………………………………………………....36-37

Список литературы…………………………………………………………..38-39

Приложение 1…………………………………………………………………40-46

Приложение 2………………………………………………………………....47-56

Приложение 3…………………………………………………………………57-63

 

Введение

Молодежь – будущее России, особенно если она является частью бизнес-среды. От того, какой сегодня будет молодежная политика столицы, во многом зависит, какой будет бизнес-молодежь, следовательно, как будут развиваться и социальная сфера, и экономика России.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизнеобеспечения  народонаселения в условиях рыночной экономики является интенсивное развитие молодежного предпринимательства. Молодежный бизнес играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала.

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.    

В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Для молодежи среди социальных ориентиров одно из главных мест занимает материальное положение. Работа, активная трудовая установка должны быть средством достижения определенного материального положения и социального статуса.

С 70-х – начала 80-х годов в СССР сложилась ситуация, когда повышение материального благосостояния было весьма ограниченно связано с проявлением высокой трудовой активности, инициативы, увеличения производительности труда; в результате достижение определенного материального уровня мало зависело от самого человека. Эти тенденции сохраняются и по сей день. За последние годы появившаяся возможность увеличить свой доход путем перехода в коммерческую и предпринимательскую деятельность, осуществима с большими трудностями, извращающими ее смысл, методы и формы, и не дает гарантий успеха, стабильности, перспективы. В результате происходит деструкция социальной структуры общества, что оказывает разрушительное воздействие на трудовые установки человека и на его личность вообще. Особенно пагубное влияние это оказывает на молодежь, которая находится на стадии формирования установок трудовой деятельности, поиска социальных ориентиров.

Решение этих проблем методами, направленными только на улучшение положения молодежи (метод перераспределения средств за счет других социальных групп или предоставления возможностей молодежи заработать только в коммерческой среде), становится невозможным.

Вместе с тем существует обратная связь: обострение специфических проблем молодежи – невостребованность, отсутствие возможностей профессионального роста и т.д. – ведет к усугублению народно-хозяйственных проблем в области снижения качества трудовых ресурсов, падения уровня интеллектуального потенциала, производительности труда, снижения объемов производства, утрата позитивных социальных ориентиров в молодости ведет к негативным последствиям в более зрелом возрасте. В результате создается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося «урвать побольше куш», «сделать деньги» сегодня. Поэтому исследование отношения молодежи к экономическим переменам, эффективное решение проблем социально-экономической активности молодежи возможно только в контексте рассмотрения структурных сдвигов и изменений в экономике.

Существенную роль в формировании новых подходов к подготовке молодежи к предпринимательской деятельности сыграли работы ученых, отразивших понимание сущности предпринимательства. Среди них Л.И. Абалкин, А. В. Бусыгин, В.Н. Власова, Г.К. Гинс, В.Я. Горфинкель, С. Жизнин, Т.И. Заславская, В. Крупное, А.Д. Кузьмичев, С.Л. Кротов, Ю.В. Пашкус, И.Н. Шанкин, В.А. Швандар, Маракулина Е. В и др.

Появились новые разновидности организационно-деятельностных игр, в том числе инновационные игры (B.C. Дудченко, В.М. Цлаф), проблемно-деловые игры (Т.П. Фокина, О.В. Шимельфениг), поисково-порождающие игры (С.Н. Железко), проблемно-ситуационные игры (Б.Н. Герасимов, В.В. Морозов).

Таким образом, анализ показывает, что в целом проблема подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, формирования и развития трудового потенциала в условиях социально-экономических преобразований в России требует дальнейшего исследования.

Целью курсовой работы является разработать возможные игровые технологии  в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Объектом исследования  выступает предпринимательская деятельность.

Предметом исследования являются игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности.
  2. Выявить особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
  3. Разработать возможные игровые технологии в процессе вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, социальной, экономической литературы и нормативно-правовых документов.

 

Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности

    1. Основные подходы к определению предпринимательская деятельность, ее признаки и функции

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.

Мы сможем лучше понять сущность предпринимательства, если рассмотрим поведение предпринимателя с разных сторон – с экономической, управленческой и личностной. Исследователи XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях: «Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать».

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. К отличительным чертам предпринимательской деятельности относится то, что она осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя[15].

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

  • деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
  • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
  • действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом [5].

По мнению австрийского политолога и экономиста И. Шумпетера, предпринимательство является своеобразным творчеством, в ходе которого возникают инновации и изменения. Шумпетер считал предпринимательство особым экономическим фактором в добавление к трем общеизвестным — капиталу, труду и земле. Предпринимательский процесс возрождения и обновления ученый назвал «созидающим разрушением», таким разрушением, без которого нельзя создать ничего нового. Американский профессор, занимающийся проблемами предпринимательства, Роберт Хизрич так сформулировал рассматриваемые понятия: «Предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных; источников. Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития, своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

В современных представлениях о предпринимательстве условно можно выделить функционально-ролевой и структурный подходы. В рамках функционально-ролевого подхода предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития. При этом одни авторы ограничивают функции предпринимательства исключительно экономической сферой, другие соотносят его со всеми видами человеческой деятельности.

При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других — основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, дабы отграничить функции изобретателя с одной стороны, и функции традиционного менеджера, с другой.

Одни определения подчеркивают в предпринимательстве функцию инновации, определяя ее как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью (Р.Хизрич, М. Питерс, 1991), другие выделяют в качестве основных функций собственника и менеджера, определяя предпринимателя как организатора экономического предприятия, который его создает, владеет и управляет им и несет ответственность за все виды риска своего бизнеса (Новый словарь Вэбстера). В любом случае в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличено, как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных объектов.

В современной литературе по менеджменту (М.Мескон и др., 1992, П.Друкер, 1992) выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины предпринимательского управления и корпоративного или внутреннего предпринимательства. Владение собственностью и персональная ответственность за риски не рассматриваются как необходимые признаки предпринимательства. При таком подходе формально-статусные различия между менеджерами и предпринимателями фактически стираются.

Информация о работе Игровые технологии вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность