Игровые технологии на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

понеслась).docx

— 144.11 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8

Философское понятие игры 8

Причины возникновения игры 9

Что даёт игра детям? 10

Педагогические подходы организации детских игр 26

Диагностика результатов обучения и развития детей 31

Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35

Историческая игра 35

Деловая игра 36

Ретроспективная игра 37

Дидактические игры 45

Заключение 51

Список использованной литературы 54

 

Введение                                                                                                           Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение  педагогической технологии, как систематичное  воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни  ребенка, имеет то же значение,  какое  у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом  деле она властно требует, чтобы  играющий отдал ей максимум своей  энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют  использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через  преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: «Сначала я открывал истины, известные  многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это  и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных  средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую  роль в технологии играет общественно-государственный  заказ. Воспользуемся схемой В.П. Беспалько.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы  собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений  А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что  доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Отcюда же вытекает проблема: «Каковы возможности игровых форм проведения уроков истории?» Данная проблема обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования - выявить возможности  игровых форм обучения при проведении повторительно-обобщающих уроков истории.

Oбъект исследования – игровые формы проведения уроков истории.

Предмет исследования – игровые  формы уроков истории на этапе  повторения и закрепления материала.

Гипотеза исследования: процесс  усвоения и закрепления исторического  материала в игровой форме  будет эффективным, если игра: строится на основе современных педагогических подходов к ее организации, содержанию и технологиям; определяется как важнейший компонент общешкольной воспитательной системы; включает активные игровые, исследовательские, управленческие формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации. обеспечивается комплексным психолого-педагогическим, информационно-познавательным, организационно- управленческим, кадрово-методическим сопровождением на индивидуальном уровне и уровне образовательной системы.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.

1. Изучить понятия «игровая технология»,  «игра», «повторительно-обобщающий  урок» определить их сущность  и значение.

2. Провести анализ литературы, посвященной  данной тематике.

3. Выявить наиболее приемлемые  и эффективные игровые технологии  для проведения повторительно-обобщающих  уроков истории.

Методологическую основу исследования составили идеи диалектико-материалистического  положения о социальной детерминации личности; понимание деятельности как  специфической формы преобразования окружающего мира, включающей в себя цель, содержание, методы, средства, формы, а также объект и субъект деятельности; философские и психологические  идеи, раскрывающие закономерности развития личности, ее ориентации на собственные  возможности в социальной жизнедеятельности.

Методы исследования. Для дoстижения поставленных целей использовался комплекс взаимодополняющих методов: изучение и научно- теоретический анализ литературы и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; беседа; опрос; праксиметрический метод (изучение документов о результатах работы).

 

 

 

Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий.

Философское понятие игры

Лучше всех исследовал этот вопрос голландский  ученый Й. Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов.

Игра  старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления  человека, чтобы он научил их играть.

Психология  и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту  подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным  делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация  вредных побуждений; восполнение  монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний [2,С.17].

Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все-таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное  состязание повергает в неистовство  тысячеголовую толпу? Интенсивность  игры не объяснить никаким биологическим  анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.

 

 

Причины возникновения игры

В онтогенезе. А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. [1,С.27].

Только  в игровом действии требуемые  операции могут быть заменены другими  операциями, а его предметные условия  – другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.

В филогенезе. На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле, как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием  науки и прогресса возникла необходимость  в серьёзном обучении, появились  сложные социальные отношения между  людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др. [1,С.29].

 

 

Что даёт игра детям?

Игра  дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра  дает перерыв в повседневности, с  ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

Игра  дает выход в другое состояние  души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек  свободен от всяческих сословных, меркантильных  и прочих условностей. Игра снимает  то жесткое напряжение, в котором  пребывает подросток в своей  реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра  дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно  сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном  мире.

Игра  создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию  становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к  разрешению.

Игра  дает увлеченность. В игре нет частичной  выгоды. Она интенсивно вовлекает  всего человека, активизирует его  способности.

Игра  дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон  и глубок, что игровые содружества  обнаруживают способность сохраняться  и после окончания игры, вне  ее рамок.

Игра  дает элемент неопределенности, который  возбуждает, активизирует ум, настраивает  на поиск оптимальных решений.

Игра  дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы  в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и  благородство. Игра дает понятие о  самоограничении и самопожертвовании  в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра  дает компенсацию, нейтрализацию недостатков  действительности. Противопоставляет  жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.

Информация о работе Игровые технологии на уроках истории