Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.
Отcюда же вытекает проблема: «Каковы возможности игровых форм проведения уроков истории?» Данная проблема обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования - выявить возможности игровых форм обучения при проведении повторительно-обобщающих уроков истории.
Oбъект исследования – игровые формы проведения уроков истории.
Предмет исследования – игровые формы уроков истории на этапе повторения и закрепления материала.
Гипотеза исследования: процесс усвоения и закрепления исторического материала в игровой форме будет эффективным, если игра: строится на основе современных педагогических подходов к ее организации, содержанию и технологиям; определяется как важнейший компонент общешкольной воспитательной системы; включает активные игровые, исследовательские, управленческие формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации. обеспечивается комплексным психолого-педагогическим, информационно-познавательным, организационно- управленческим, кадрово-методическим сопровождением на индивидуальном уровне и уровне образовательной системы.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Изучить понятия «игровая
2. Провести анализ литературы, посвященной данной тематике.
3. Выявить наиболее приемлемые
и эффективные игровые
Методологическую основу исследования
составили идеи диалектико-
Методы исследования. Для дoстижения поставленных целей использовался комплекс взаимодополняющих методов: изучение и научно- теоретический анализ литературы и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; беседа; опрос; праксиметрический метод (изучение документов о результатах работы).
Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й. Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов.
Игра
старше культуры, ибо культура предполагает
наличие человеческого
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний [2,С.17].
Ни одно
из приведенных объяснений не отвечает
на вопрос "Но в чем же, все-таки
"соль" игры?". Почему младенец
визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь,
забывает все на свете? Почему публичное
состязание повергает в неистовство
тысячеголовую толпу? Интенсивность
игры не объяснить никаким
В онтогенезе. А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. [1,С.27].
Только
в игровом действии требуемые
операции могут быть заменены другими
операциями, а его предметные условия
– другими предметными
В филогенезе. На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле, как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др. [1,С.29].
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра
дает понятие о чести. Она противостоит
корыстным и узкогрупповым
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.