Игровые технологии на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

понеслась).docx

— 144.11 Кб (Скачать)

Один  из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей сте-реотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает учащихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

 

Отгадай термин

Эта игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает какое-либо понятие, относящееся к заданной теме.

 

Турнир

В этой игре два ученика соревнуются в  своих знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по данной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто-либо из участников даст неверный ответ или не сможет задать вопро.с. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа.

 

Продолжи рассказ

В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт.

Игра  имеет свою историю. Аналогичный  вариант проводился в Царскосельском лицее. В декабре 1811 г. на квартире гувернера Чирико-ва начались так называемые литературные собрания.

Чириков жил тут же в лицее. Квартира помещалась на четвертом этаже, где находились комнаты лицеистов. Сюда-то по вечерам приходили Пушкин, Дельвиг и другие воспитанники на «литературные собрания». Участники собраний располагались в гостиной возле круглого стола, на стоявшем у стены широком диване. Удобно расположившись, участники «литературных собраний» затевали игру, которая всем очень нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные по очереди продолжали. Бывало, что только один рассказывал все от начала до конца.

В связи  с этим А.С.Пушкин оставил в своих  воспоминаниях следующие строки: «Однажды вздумалось (Дельвигу) рассказать нескольким из своих товарищей поход 1807 г., выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе. Слух о том дошел до нашего директора В.Ф.Малиновского, который хотел услышать от самого Дельвига рассказ о его приключениях. Дельвиг постыдился признаться во лжи, столь же невинной, как и замысловатой, и решился ее поддержать, что и сделал с удивительным успехом, так что никто из нас не сомневался в истине его рассказов, покамест он сам не признавался в своем вымысле».

 

Герой, дата, событие

В игре участвует  весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с этим героем, а третий — соответствующее событие.

 

Слово по вертикали

В этой игре потребуется знание названий городов Месопотамии. Слева написаны необычные слова. Это названия городов древней Месопотамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позволит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.

КУВУР ______

АШАГАЛ ______

РЭВУДЕ ______

ИРИАМ ______

ШРУШАЛ ______

ИНЕЯВИНО _______

НУР _______

Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.

 

Заключение

Учебные игры являются хорошим помощником учителя на уроках и во внеурочное время. По мнению В.А. Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется  ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты игры. Достаточно эффективно игры можно использовать на повторительно-обобщающих уроках по истории и обществознанию.

Основная черта обобщающих уроков – это систематизация и обобщение  уже имеющихся знаний и приобретение школьниками на их основе новых; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Важнейшая функция повторения –  это установление связи новых  представлений с ранее уже  известными данными. Уроки повторения приучают рассуждать, анализировать, подводить  конкретный случай под общее правило, делать выводы, выявлять связи между  общественными явлениями и понятиями. В этом помогают приемы сравнения. В  процессе повторения активизируются воображение, память, происходит дальнейшее развитие мышления ученика. Повторение очень  важно для создания полной и цельной  картины всего изучаемого раздела  или исторического периода, для  его осмысления.

На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия  и формы работы, чтобы ученики  сумели соотнести новые полученные знания и старые. Такие уроки позволяют  учителю использовать различные  формы его проведения: от практических занятий до дидактических игр. 
В среднем школьном возрасте задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся помогает успешно решать игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы).

Совместное итоговое обсуждение и  оценка готовых игр приучает выслушивать  критические замечания товарищей, думать над устранением выявленных в игре недостатков. Безусловно, деловая  игра помогает выявить в классе ребят, обладающих лидерскими качествами, с  другой стороны, в игру вовлекаются  и слабые учащиеся, активно проявляющие  себя в игре.

И еще одна важная черта познавательных игр: они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся должны мобилизовывать все свои знания, накопленные за предыдущий период, привлекать материал из разнообразных источников, обогащать себя интеллектуально, развиваться духовно, становиться зрелой личностью.  
Роль учителя на таких уроках: он должен стать не только организатором игры, но и ее участником, он должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру, затем взять на себя роль судьи во время возникающих споров и разногласий по тем или иным вопросам.

Реализация игровых приемов  и ситуаций на уроке происходит по следующим основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится  перед учащимися в форме игровой  задачи; 
2) учебная деятельность подчиняется правилам игры, которые были разработаны и озвучены в начале урока; 
3) учебный материал используется в качестве ее средства; 
4) в учебную деятельность вводится элемент соревнования; 
5) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Результат зачастую превосходит все  ожидания. В игре участвуют все  ученики класса, демонстрируя разный уровень знаний. Учащиеся пытаются анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты  и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; слаженно и четко действовать в игровой группе, продолжая осваивать способы коммуникативной практической деятельности; показывают свои умения пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главный итог игры – это победа интеллекта, радость и удовлетворение от творчества, желание в следующий  раз создать еще более совершенный  проект, чем предыдущий.  В.А.Сухомлинский советует всем учителям: «…берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

 

 

Список  использованной литературы

  1. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.: Педагогика, 1989 г.

  1. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.: Просвещение, 1990г.

  1. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С. Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.

  1. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.: Просвещение, 1992г.

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М.: Просвещение, 1991г.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2001.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001.
  1. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

  1. В.П. Дроздовский, В.И. Спадарщ., Н.И. Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.

  1. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.

  1. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3.

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков учителя истории 9 класс. История России 20в. М., 2001г.
  2. Конаржевский Ю.В. Анализ урока. М., 2000.
  3. Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 в. М., 2000.
  5. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.
  6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. Поурочное планирование. М., 2001.
  7. Ромадина Л.П. Справочник завуча Организационно-методические материалы. М.,2001.

 

 


Информация о работе Игровые технологии на уроках истории