Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей сте-реотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает учащихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.
Отгадай термин
Эта игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает какое-либо понятие, относящееся к заданной теме.
Турнир
В этой игре два ученика соревнуются в своих знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по данной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто-либо из участников даст неверный ответ или не сможет задать вопро.с. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа.
Продолжи рассказ
В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.
В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт.
Игра имеет свою историю. Аналогичный вариант проводился в Царскосельском лицее. В декабре 1811 г. на квартире гувернера Чирико-ва начались так называемые литературные собрания.
Чириков жил тут же в лицее. Квартира помещалась на четвертом этаже, где находились комнаты лицеистов. Сюда-то по вечерам приходили Пушкин, Дельвиг и другие воспитанники на «литературные собрания». Участники собраний располагались в гостиной возле круглого стола, на стоявшем у стены широком диване. Удобно расположившись, участники «литературных собраний» затевали игру, которая всем очень нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные по очереди продолжали. Бывало, что только один рассказывал все от начала до конца.
В связи
с этим А.С.Пушкин оставил в своих
воспоминаниях следующие
Герой, дата, событие
В игре участвует весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с этим героем, а третий — соответствующее событие.
Слово по вертикали
В этой игре потребуется знание названий городов Месопотамии. Слева написаны необычные слова. Это названия городов древней Месопотамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позволит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.
КУВУР ______
АШАГАЛ ______
РЭВУДЕ ______
ИРИАМ ______
ШРУШАЛ ______
ИНЕЯВИНО _______
НУР _______
Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.
Учебные игры являются хорошим помощником
учителя на уроках и во внеурочное
время. По мнению В.А. Сухомлинского, учение
может стать для детей
Основная черта обобщающих уроков – это систематизация и обобщение уже имеющихся знаний и приобретение школьниками на их основе новых; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Важнейшая функция повторения –
это установление связи новых
представлений с ранее уже
известными данными. Уроки повторения
приучают рассуждать, анализировать, подводить
конкретный случай под общее правило,
делать выводы, выявлять связи между
общественными явлениями и
На уроках повторения используются
новые варианты преподнесения прежнего
материала, создаются другие условия
и формы работы, чтобы ученики
сумели соотнести новые полученные
знания и старые. Такие уроки позволяют
учителю использовать различные
формы его проведения: от практических
занятий до дидактических игр.
В среднем школьном возрасте задачи обобщения
и систематизации материала, ликвидации
пробелов в знаниях учащихся помогает
успешно решать игровая деятельность
(викторины, разнообразные игры, конкурсы).
Совместное итоговое обсуждение и
оценка готовых игр приучает выслушивать
критические замечания
И еще одна важная черта познавательных
игр: они всегда ведутся по определенным
правилам, в игре учащиеся должны мобилизовывать
все свои знания, накопленные за предыдущий
период, привлекать материал из разнообразных
источников, обогащать себя интеллектуально,
развиваться духовно, становиться зрелой
личностью.
Роль учителя на таких уроках: он должен
стать не только организатором игры, но
и ее участником, он должен положить начало
творческой работе учащихся, умело ввести
ребят в игру, затем взять на себя роль
судьи во время возникающих споров и разногласий
по тем или иным вопросам.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим основным направлениям:
1) дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме
2) учебная деятельность подчиняется правилам
игры, которые были разработаны и озвучены
в начале урока;
3) учебный материал используется в качестве
ее средства;
4) в учебную деятельность вводится элемент
соревнования;
5) успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Результат зачастую превосходит все ожидания. В игре участвуют все ученики класса, демонстрируя разный уровень знаний. Учащиеся пытаются анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; слаженно и четко действовать в игровой группе, продолжая осваивать способы коммуникативной практической деятельности; показывают свои умения пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Главный итог игры – это победа
интеллекта, радость и удовлетворение
от творчества, желание в следующий
раз создать еще более