Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа
Краткое описание
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8 Философское понятие игры 8 Причины возникновения игры 9 Что даёт игра детям? 10 Педагогические подходы организации детских игр 26 Диагностика результатов обучения и развития детей 31 Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35 Историческая игра 35 Деловая игра 36 Ретроспективная игра 37 Дидактические игры 45 Заключение 51 Список использованной литературы 54
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач. [19,С.28].
Педагогические
подходы организации детских
игр
Управление
многими играми необходимо для активации
процесса самовоспитания ребенка. К
педагогическим подходам организации
детских игр, с нашей точки
зрения, необходимо отнести ряд следующих
моментов. [2,С.47].
Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо,
какие воспитательные задачи требуют
своего разрешения. Если игра коллективная,
необходимо хорошо знать, каков состав
играющих, их интеллектуальное развитие,
физическая подготовленность, особенности
возраста, интересы, уровни общения и совместимости
и т.п. Выбор игры зависит от времени ее
проведения, природно-климатических условий,
протяженности времени, светового дня
и месяца ее проведения, от наличия игровых
аксессуаров, зависит от конкретной ситуации,
сложившейся в детском коллективе. Цель
игры находится за пределами игровой ситуации,
и результат игры может выражаться в виде
внешних предметов и всевозможных изделий
(модели, макеты, игрушки, конструкторы,
куклы и др.), «продуктов» художественного
творчества, новых знаний и др. В игре подмена
мотивов естественна; дети действуют в
играх из желания получить удовольствие,
а результат может быть конструктивным.
Игра способна выступать средством получения
чего-то, хотя источником ее активности
являются задачи, добровольно взятые на
себя личностью, игровое творчество и
дух соревнования. В играх ребенком осуществляются
цели нескольких уровней, взаимосвязанных
между собой.
Первая
цель – удовольствие от самого процесса
игры. В данной цели отражена установка,
определяющая готовность к любой
активности, если она приносит радость.
Цель
второго уровня – функциональная,
она связана с выполнением
правил игры, разыгрыванием сюжетов,
ролей.
Цель
третьего уровня отражает творческие
задачи игры – разгадать, угадать, распутать,
добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается
в возбуждении интереса к ней, в такой
постановке вопроса, когда совпадают цели
воспитателя и желания ребенка.
Игровые
приемы предложения могут быть устного
и письменного характера. Интерес
вызывают игрушки, или предметы для
игры, возбуждающие желание поиграть,
игровые афиши, игровые радиообъявления
и т.п.
В предложения
игры входит объяснение ее правил, и
техники действий. Объяснение игры
является моментом очень ответственным.
Игру следует объяснять кратко и
точно непосредственно перед
ее началом. В объяснение входит название
игры, рассказ о ее содержании, и
объяснение основных и второстепенных
правил, в том числе различение
играющих, объяснение значения игровых
аксессуаров и т.д. [4,С.78].
Оборудование и оснащение игровой
площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее
сюжету, содержанию, подходить по размеру
для количества играющих; быть безопасным,
гигиенически нормативным, удобным для
детей; не иметь отвлекающих факторов
(не быть проходным местом для посторонних,
местом иных занятий взрослых и детей
и т.п.) Любой микромир игры в квартире,
во дворе, в школе требует своего архитектурного
и смыслового решения.
Под
архитектурной игровой площадью
мы понимаем такую ее разработку, которая
соответствует конструктивным основам
детских игр, имеет игровой эстетический
план, отвечающий требованию возраста
детей, их стремлению к яркому, необъятному,
героическому, романтическому, сказочному.
Разбивка на команды, группы, распределение
ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей,
созданный для проведения игр. Как известно,
существуют игры, не требующие разделения
на группы, и игры командные. Разбивка
на коллектив требует соблюдения этики,
учета привязанностей, симпатий, антипатий.
Игровая практика детей накопила немало
демократических игротехнических примеров
разделения на микроколлективы играющих,
в частности и такие: жеребьевка, считалки
и т.п.
Один
из ответственных моментов в детских
играх – распределение ролей.
Они могут быть активными и
пассивными, главными и второстепенными.
Распределение детей на роли в
игре – дело трудное. И щепетильное.
Распределение не должно зависеть от
пола ребенка, возраста, физических особенностей.
Многие игры построены на равноправии
ролей. Для некоторых игр требуются
капитаны, водящие, т.е. командные роли
по сюжету игры. Учитывая, какая роль
особенно полезна ребенку, воспитатель
использует следующие приемы:
Назначение на роль непосредственно взрослым.
Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).
Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).
Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
Очередность выполнения роли в игре и т.д.
При
распределении командных ролей
следует делать так, чтобы роль помогала
неавторитетным укрепить авторитет, неактивным
– проявить активность, недисциплинированным
– стать организованными, детям,
чем-то себя скомпрометировавшим –
вернуть потерянный авторитет, новичкам,
ребятам, сторонящимся детского коллектива
– проявить себя, сдружиться со всеми. [17,С.82].
В игре
необходимо следить за тем, чтобы
не появлялось зазнайство, не появлялось
превышение власти командных ролей
над второстепенными. Неподчинение в игре
может разрушить игру. Необходимо следить
за тем, чтобы у роли было действие, роль
без действия мертва, ребенок выйдет из
игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать
в игре отрицательные роли, они приемлемы
только в юмористических ситуациях. Например,
наши – белые, красные – фашисты и т.д.
Развитие игровой ситуации. Под таковым
развитием мы понимаем изменение положения
играющих, усложнение правил игры, смену
обстановки, эмоциональное насыщение
игровых действий и т.п. Участники игры
социально активны постольку, поскольку
никто из них не знает до конца всех способов
и действий выполнения своих функциональных
задач в игре. В этом заключен механизм
обеспечения интереса и удовольствия
от игры.
Основные
принципы организации игры:
1) Отсутствие
принуждения любой формы при
вовлечении детей в игру.
2) Принципы
развития игровой динамики.
3) Принципы
поддержания игровой атмосферы
(поддержание реальных чувств
детей).
4) Принципы
взаимосвязи игровой и неигровой
деятельности. Для педагогов важен
перенос основного смысла игровых
действий в реальный жизненный
опыт детей.
Принципы
перехода от простейших игр к сложным
игровым формам. Логика перехода от
простых игр к сложным связана с постепенным
углублением разнообразного содержания
игровых заданий и правил – от игрового
состояния к игровым ситуациям, от подражания
к игровой инициативе, от локальных игр
– к играм-комплексам, от возрастных игр
– к безвозрастным, «вечным».
Безусловно,
одно – воспитательная, образовательная
ценность интеллектуальных игр зависит
от участия в них педагогов, воспитателей,
родителей.
При
соответствующих методах педагогического
руководства в дидактических
целях этот процесс может быть
упорядочен. На первых порах, т.е. в младший
школьный возраст, игровые действия
ребят носят развернутый характер
и требуют материальной опоры (игрушки,
игровые предметы). В дальнейшем,
к периоду повзросления, сокращается
и обобщается, идет их вербализация. В
последствии они могут совершаться частично,
или полностью в умственном плане и плане
воображения. В подростковых классах некоторые
виды игр полностью переносятся в умственный
план, появляется идеальная игра воображения
(творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое
воображение создает у детей
план наглядных представлений о
действительности, формирует способность
ими оперировать. [16,С.68].
Организация
игровых форм обучения проходит в
двух направлениях:
1) Использование
игровых элементов на уроке.
2) Урок
– игра.
Урок,
проводимый в игровой форме, требует
определенных правил:
1. Предварительной
подготовки. Надо обсудить круг
вопросов и форму проведения.
Должны быть заранее распределены
роли. Это стимулирует познавательную
деятельность.
2. Обязательные
атрибуты игры: оформление, карта
города, корона для короля, соответствующая
перестановка мебели, что создает
новизну, эффект неожиданности
и будет способствовать повышению
эмоционального фона урока.
3. Обязательна
констатация результата игры.
4. Компетентное
жюри.
5. Обязательны
игровые моменты не обучающего
характера (спеть серенаду, проскакать
на коне и т.д.) для переключения
внимания и снятия напряжения.
Главное
– уважение к личности ученика, не
убить интереса к работе, а наоборот
стремиться развивать его, не оставляя
чувства тревоги и неуверенности
в своих силах.
Конфуций
писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Игровые формы уроков позволяют
расти как ученикам, так и учителю.
Диагностика
результатов обучения и развития
детей
Диагностика
выявляет отношение к предмету. Учащимся
были предложены анкеты с целью выявления
отношения к истории. Вопрос: какие
предметы тебе нравятся изучать, а какие
не нравится? Положительный ответ в отношении
истории дали 86% учащихся. Анкеты позволяют
сделать вывод о наличии комфортной ситуации
на уроках истории и об интересе к этому
предмету для большинства учащихся. Вторая
анкета была направлена на выявление предпочтительных
форм работы. Вопрос: какие формы работы
на уроке тебе нравятся? Результаты показывают,
что игра является любимой формой работы
учащихся на уроке.
Среди
различных видов методов обучения
в процентном отношении лидирует
– часто играем (53%), отсюда, соответственно,
среди форм работы приоритет игре
(96%). Показательно и то, что детям
нравится отвечать на вопросы учителя,
следовательно, у них сформирован,
по крайней мере, частично-поисковый
уровень познавательной деятельности. [11,С.117].
Диагностика
результатов обучения показала, что
на параллели классов, где регулярно
проводятся уроки с игрой, выше успеваемость
учащихся. По окончании изучения тем
проводились срезовые работы, тестирование
с целью выяснения уровня усвоения основных
понятий. Результаты показали, что дети
значительно лучше усваивали те темы,
в которых использовались игры.
Показатели
по темам, изученным традиционным путем,
оказались значительно ниже:
Учащиеся составляют кроссворды, и мы их разгадываем на уроках, либо проводим конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
Творчески подходят к решению той или иной проблемы.
В процессе
игровой деятельности учащиеся имели
возможность практического применения
умений и навыков, полученных на уроках.
Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Умение слушать оппонента.
Давать рецензию на ответ.
Творческие работы учащихся.
В процессе
подготовки и проведения сюжетно-ролевых
игр учащихся: