Игровые технологии на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 8
Философское понятие игры 8
Причины возникновения игры 9
Что даёт игра детям? 10
Педагогические подходы организации детских игр 26
Диагностика результатов обучения и развития детей 31
Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории 35
Историческая игра 35
Деловая игра 36
Ретроспективная игра 37
Дидактические игры 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

понеслась).docx

— 144.11 Кб (Скачать)
  • Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.

  • Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

  • Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

  • Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории.

Технология  игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым  учителям-предметникам. [18,С.70].

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная  сторона, есть большое количество игр  и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных  предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология  универсальна. Любая из рассмотренных  организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

При работе в данном направлении можно  использовать принципиальную схему  функциональной системы игры В.П.Беспалько.

КЗ – ЭКЗ – ТЗ – БУК – ИК – ПНК – ОПИ + ТР

где КЗ – конкретные знания; ЭКЗ – элементы конкретного знания; ТЗ – таблица знаний; ОПИ – основные правила игры; БУК – блок учебных карт; ИК – игровая конструкция; ПНК – полученный набор карт; ТР – таблица результатов.

Эта схема позволяет любому учителю-предметнику  составить учебную игру на любую  из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание – составить  свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей. Любой учитель может  с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

При подведении итогов игры можно использовать таблицу результатов игры, приведенную  Беспалько В.П. в своей книге. [3,С.67].

 

 

Таблица результатов игры Беспалько В.П.

Этапы

Подготовительный

Основной

Дополнительный

Сумма

циклы

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

 

Игроки

                             

Команды

                             

А

                             

В

                             

С

                             

 

С ее помощью определяется победитель-ученик, или команда-победитель.

Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила  подготовки таких уроков, описанные  ранее, учитель способен воспроизвести  и их.

Тем более что творческие сюжетно-ролевые  игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной  фантазией.

 

 

Глава 2. Методика и типология проведения игр на уроках истории

Историческая  игра

Игра  на уроке истории - активная форма  учебного занятия, в ходе которой  моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют»  люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое  состояние - специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа.

Игра  побуждает ребенка перевоплотиться  в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая трудная задача требует  от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

Методисты выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и вообра-

жаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни (с обсуждением прошлого).

Игры  классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности. (см.АхметовН.К., ХайдаровЖ.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.) [14,С.58].

В.Г. Семенов  выделил 1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды) 2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сю-жетно-ролевые игры) 3) неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания). Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации: 1) игры с ролями и сюжетом (импровизированные) 2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические) 3) бессюжетные игры (кроссворды). (Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984.)

Г.К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.)

Возможно, что в приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл: они показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников.

Рассмотрим  подробнее классификацию, разделяющую  игры на деловые и ретроспективные (см. Кучерук И. В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1989. №4.).

Деловая игра

Такая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

Один  из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.

Другая  форма деловой игры - игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. [15,С.83].

Ретроспективная игра (также встречается термин «реконструктивная») Такая игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики - «так могло быть». Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку «удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее», (см. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.)

Школьник  для такой игры, как правило, придумывает  имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При  этом он должен иметь представление  о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. [8,С.97].

Ретроспективные игры можно условно разделить  на ролевые и неролевые.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на ра-зыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.

Театрализованное представление имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как

на сцене  театра, действие. Оно воссоздает различные  образы и картины прошлого. Все  атрибуты театральной постановки, включая  декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в «оживлении картин» прошлых  эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место исторического явления и его участников — представителей определенных социальных слоев по действиям героев представления.

В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является большая доля импровизации участников игры (они же и «очевидцы» событий прошлого). Однако в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

В основе проблемно-дискуссионной  игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы.

Последний подвид приближает нас к промежуточному типу игры, которую методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов. «Очевидцы» исторического события могут в этой игре «принять участие» в современных формах общения людей: судах, съездах, митингах, клубах путешественников и телемостах и др. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована лишь частично (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет воссоздающую и оценивающую роль одновременно. Учитель вынужден ставить перед собой на таких уроках разные задачи обучения, не имея достаточного количества часов на более полную реконструкцию и оценку прошлого.

Информация о работе Игровые технологии на уроках истории