Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75

Файлы: 4 файла

готовая дипломная работа.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

В аспекте достижения поставленной цели был представлен  опыт составленного комплекса развивающих игр, направленного на формирование положительных эмоций детей раннего возраста. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, данного комплекса развивающих игр, способствовало формированию положительных эмоций детей раннего возраста.

В ходе проведения комплекса игр, удалось подтвердить  выдвинутую гипотезу о том, что развивающие  игры являются эффективным средством формирования положительных эмоций детей раннего возраста.

Цель и гипотеза исследования предопределили необходимость  постановки и решения следующих задач:

1. Теоретически  обосновать проблему формирования  положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр;

2. Выявить уровень  выраженности эмоциональных состояний  детей раннего возраста;

3. Составить  комплекс развивающих игр, направленных  на формирование положительных эмоций детей раннего возраста.

4. Экспериментально проверить и обосновать влияние развивающих игр на формирование положительных эмоций у детей раннего возраста.

Подводя итоги  теоретического и экспериментального исследования можно сделать выводы:

  1. Анализ теоретических работ и образовательной практики свидетельствуют о том, что реальный уровень выраженности эмоциональных состояний близок к критическому;
  2. Реализация в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения комплекса развивающих игр является движущей силой, обеспечивающей формирование положительных эмоций детей раннего возраста;
  3. В ходе работы доказано, что составленный комплекс игр повышает уровень сформированности положительных эмоций детей раннего возраста;
  4. Составленный комплекс игр по формированию положительных эмоций детей раннего возраста дает возможность широкого его применения в практике дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, имеются достаточные основания  утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.

Проведенные исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования положительных эмоций детей раннего возраста, а являются лишь одним из вариантов ее решения. Значительный интерес представляет изучение формирования положительных эмоций посредством подвижных игр, устного народного творчества, подвижных игр и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алямовская, В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова. – М. : Скрипторий, 2002. – 213 с.
  2. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей [Текст] / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев; Под ред. Г. Н. Скобелева. – М.: Линка-Пресс, 2002. – 306 с.
  3. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин // Психология эмоций. – М., 1984. – С. 173-175.
  4. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности [Текст] / Г. И. Батурина // Диалектика познания и сознания. – Иваново: Издательство пед. института, 1973. – С. 157-173.
  5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М., Международный образовательный и Психологический колледж, 1985. – 194 с.
  7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. К. Вилюнас. – М.: Просвещение, 1976. – 283 с.
  8. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас  // Психология эмоций. - 1998. - № 2. - С. 55-61.
  9. Волосова, Е. Б. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни [Текст] / Е.Б. Волосова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. - С. 69-72.
  10. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста [Текст] : Методические рекомендации / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 70 с.
  11. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. – 207 с.
  12. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : Психология ребенка / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. - 143 с.
  13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. - 342 с.
  14. Выготский, Л. С. Проблемы эмоций [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – С. 37-42.
  15. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 1995. - № 2. – С. 12-17.
  16. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М.  Степина. - М.: Айрис Пресс, 2004. – 173 с.
  17. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] : учебник / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - М.: учебная литература, 1997. - 432 с.
  18. Додонов, Б. И. Эмоции как ценность [Текст] : монография / Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  19. Додонов, Б. И. В мире эмоций [Текст] : монография / Б. И. Додонов. – М.: Академия, 1987. – 210 с.
  20. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. Е. Дружинин. – М.: Сфера, 2003. – 268 с.
  21. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. – 371 с.
  22. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии,  - 1974. - № 5. – С.43-48.
  23. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] : монография / К. Э. Изард; пер. с анг. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
  24. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] : монография / К. Э. Изард; пер. с анг. – М .: Просвещение, 1980. – 374 с.
  25. Ильина, М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / М. Н. Ильина. – СПб.:  Академия, 2004. – 285 с.
  26. Каменская, Е. Н. Основы психологии [Текст] : учебник / Е. Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 371 с.
  27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  28. Костерина, Н. В. Психология индивидуальности (эмоции) [Текст] : Текст лекций / Н. В. Костерина. – Ярославль: Сфера, 1999. -178 с.
  29. Кошелева, А. Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст] / А. Д. Кошелева // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2. – С. 31-37.
  30. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учебное пособ. для студ. высш. уч. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Пернуда, О. А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. -176 с.
  31. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 206 с.
  32. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2-х томах.т.1/ А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. – 351 с.
  33. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 7. – С. 42-58.
  34. Лук, А. Н. Эмоции и чувства [Текст] : монография / А. Н. Лук. – М.: Знание, – 1972. – 80 с.
  35. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры [Текст] : пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. - М.: Просвещение, 1998. – 124 с.
  36. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов педвузов: кн. 1. - Основы общей психологии / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
  37. Никитин, Б. П.Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] : 4-е изд. / Б. П. Никитин. – Кемерово: Кемеровское кн. издательство, 1990. - 158 с.
  38. Общая психология [Текст] / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение,1977. – 482 с.
  39. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 442 с.
  40. Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. выс. учеб. заведений / А. В. Петровский, П. Г. Ярошевский. – М.:  Академия, 2006. – 512 с.
  41. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика, 1998. – 440с.
  42. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] : Пер. с польск. / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. – 376 с.
  43. Рощина, Л. М. Развитие эмоционального мира личности [Текст] : учебное пособие для студенто педвузов / Л. М. Рощина. – Минск. – 1999. – 254 с.
  44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  45. Руденко, А. В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / А. В. Руденко. - Донецк: ДИСО, 1998. – 391 с.
  46. Симонов, П. В. Что такое эмоция [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1966. – 270 с.
  47. Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 249 с.
  48. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. сред. учебн. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
  49. Шингаров, Г. X. Место эмоции в структуре личности [Текст] : учебное пособие для студ. педвузов / Г. Х. Шингаров. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  50. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / А. Г. Шмелев. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 544 с.
  51. Якобсон, П. М. Психология чувств [Текст]: учебник для студ. сред. учебн. заведений  / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1958. – 328 с.
  52. Якобсон, П. М. Изучение чувств у детей и подростков [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / П. М. Якобсон. – М.: Академия, 1961. – 295 с.
  53. Я – ты – мы: социально-эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / Под ред. О. Л. Князевой. – М.: Наука, 2000. – 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список детей

  1. А.В.
  2. Б.Н.
  3. В.Р.
  4. В.Я.
  5. Г.В.
  6. Д.Р.
  7. Д.М.
  8. К.А.
  9. М.М.
  10. М.Л.
  11. Н.Д.
  12. Н.Б.
  13. П.А.
  14. П.Д.
  15. П.С.
  16. П.Т.
  17. Р.К.
  18. С.П.
  19. С.С.
  20. Т.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

 

1. Б.Н.

2. В.Я

3. Д.Р.

4. К.А.

5.М.Л.

6. Н.Б.

7. П.Д.

8. П.Т.

9. С.П.

10. Т.К.

 

 

Контрольная группа

 

 

1. А.В.

2. В.Р.

3. Г.В.

4. Д.М.

5. М.М.

 

6. Н.Д.

7. П.А.

8. П.С.

9. Р.К.

10. С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Готовая презентация к диплому.ppt

— 1.50 Мб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 238.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.