Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75

Файлы: 4 файла

готовая дипломная работа.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

Затем голуби садятся  отдыхать на оставленные для них  места, а воспитатель подзывал к себе следующую четверку (дети снова пересаживались). Игра продолжалась до тех пор, пока все дети не побывали в роли голубей.

Самое трудное было в организации этой игры – помочь детям войти в предложенную роль. Поэтому, прежде всего, педагог старался хорошо исполнять роль хозяйки и воздерживаться от замечаний, выходящих за рамки этой роли, поскольку они могли разрушить созданный у детей образ. Когда во время игры Даша Н. и Руслан Д. нарушали дисциплину и разговаривали между собой, то воспитатель делала им замечание индивидуально (на ушко малышу). Для непоседливых детей (Руслан Д., Никита Б.) был приготовлен корм, чтобы покормить голубей, а так же придумывались поручения (отнести предметы на место, принести корм). Когда воспитатель замечал, что дети устали сидеть, то замечаний по поводу поведения не делалось, а предлагали голубям полетать, поискать корм, пока другие дети выполняли задание. Для создания и поддержания эмоциональной игровой атмосферы, воспитатель использовал похвалу за то, как дети летают, за красивую осанку за правильное выполнение поручений, выражая этим одобрение и любовь хозяйки к своим питомцам.

Цель игры «Что нам привёз мишутка» – выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.

Перед играющим ставилась задача – узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходилось дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состояло воспитательное значение предлагаемой игры.

Игра начиналась следующим образом: Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку в своем мешке, не заглядывая внутрь. Дети должны сначала на ощупь узнать, что за игрушка, а потом показать ее детям. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места. Если ребёнок не мог узнать по форме предмет, он доставал его, показывал детям и хорошо рассматривал свой подарок.

С первого раза детям было очень сложно узнавать игрушку, но после нескольких раз проигрывания детям стало немного проще. Труднее всего было Тимофею П., он никак не мог узнать, какую игрушку он держит в руке.

Когда Ярослава В. и Богдан Н. получившие подарки, начали отвлекаться от общей игры, воспитатель предложила им встать и показать мишке, как они играют. Мишка показывал детям разные движения, а дети их повторяли: например, Богдан Н. катал машинку, Ярослава В. кружилась с куколкой. В конце игры воспитатель попросила детей сложить игрушки в мешок, объясняя, что они еще раз смогут выбрать себе ту игрушку, с которой захотят поиграть.

При подборе  игрушек учитывались возможности изобразительных и подражательных действий с ними. Поэтому отдавались предпочтение образным игрушкам (фигурки животных, транспорт и пр.).

Необходимо  было вовремя освободить руки детей, от предметов, так как длительное держание игрушки вскоре начинает тяготить ребенка и отвлекает его от общей игры. Для этого было специально заранее подобрано место, куда складывались игрушки после выполнения игровых действий. Чтобы игрушки не отвлекали детей, они накрывались тканью.

Игра носила характер забавы, поэтому при её проведении создавалась атмосфера  весёлой приподнятости, сюрпризности.

В игре «Что делают матрёшки» дети открывали для себя новое качество предметов – величину. Им предлагалась русская народная игрушка – матрешка. Устройство матрешки несет в себе элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекло детей, возбудило их интерес и способствовало созданию благоприятного климата в группе.

Правила игры направляют детей на разнообразные  действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, тек и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Во время игры ведущая роль отводится воспитателю. Дети вместе с воспитателем любуются матрёшкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, дети узнают, что в ней есть еще одна. Это очень удивило детей. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что  каждая следующая матрешка меньше предыдущей. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение – отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решал сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяли правильность его действий. Быстрее всех задание понял Андрей К.. Он сразу уверенно и правильно поставил большую матрешку в отведенное место. Полина С. и Карина Т. допустили ошибки, и воспитатель вместе с другими детьми подсказывал им. Когда все матрешки попали в соответствующие группы, воспитатель подвел итог, т. е. подчеркнул: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу.

Дети очень  увлеченно и жизнерадостно играли в эту игру. Матрешки их заинтересовали тем, что из одной матрешки выходит вторая. Детям трудно было справиться с заданиями, но на протяжении эксперимента, проигрывая ее много раз, у детей стало все лучше и лучше получаться. Они приобретали уверенность в себе, становились смелее и активнее.

В дальнейшем игра усложняется. Дети ищут для каждой большой матрешки, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Детям было трудно, справится с этой задачей самостоятельно, поэтому воспитатель помогал им. Всячески подбадривал. Хвалил за правильно сделанное задание.

Роль воспитателя  в данной игре не только организовать игру и обучение, но и стать активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.

Очень важно было поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давались поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Никиту Б.» и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекались все участники игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предлагались разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в группе есть как уверенные в себе, так и пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, то в помощь пассивным детям приглашались более смелые.

Игрушка не давалась детям для свободного пользования, пока не была освоена основная обучающая задача игры и ее правила.

Игра «Разберём и соберём». Дети действовали с одним предметом, их объединяла общая цель – разобрать и собрать пирамидку. Малыши по очереди выполняют одни и те же действия. Общий предмет и общие действия объединяют их и сближают друг с другом. Иногда Ярослава В. и Тимофей П. забывали о том, что нужно передавать пирамидку другим детям, и играли ей сами. Воспитатель же напоминал правила игры детям.

Эта очень простая  игра-забава доставляла радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходилось прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершались легко, без напряжения.

Кратковременность и повторность игровых действий в неизменном виде нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать, и что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознает свою деятельность.

Пригласив детей  сесть за общий стол и заняв  за ним свое место, воспитатель привлекла внимание к новой пирамидке. Он провёл руками по пирамидке сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки. «Это потому, – объясняет педагог, – что колечки наверху совсем маленькие, потом – побольше, а внизу – самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть». Он передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю, и он напоминает детям то, как устроена эта игрушка.

Главное в этой игре – увлечь детей её содержанием  и совместным решением задачи. Воспитатель показывает  детям, что колечки разные. Снимая колечко, воспитатель объясняет детям, что каждое следующее колечко больше предыдущего. Сложность при проведении игры была в том, что от детей требовалось соблюдать очередь, а так же дети не сразу стали проговаривать необходимые слова в игре. Тимофей П. и Полина С. просто передавали пирамидку следующему игроку. Но в дальнейшем упражняясь в игре, дети все, же стали произносить действие которое необходимо совершить товарищу. Так по очереди дети собирали и разбирали пирамидку.

И кода воспитатель увидел, что у Андрея К.  пропал интерес после того, как пирамидка уже собрана, то он предлагал ребёнку заняться чем-нибудь другим, и позвала на его место Дашу П.

Цель игры «Зайчик и Мишка» Обучающая задача заключалась в том, что ребенок должен был обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрировал разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становились друг напротив друга, то расходились, то сходились, то перегоняли друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнали значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Вопросы воспитателя  побуждали детей осмыслить эти положения и передать их словом. Малыши активно и с удовольствием усваивали каждое новое слово, которое произносит взрослый. Отвечая на его вопрос, они использовали на практике приобретенное представление и новое слово. Таким образом, процесс усвоения новых слов опирался на активный интерес детей к содержанию спектакля. Эмоциональная включенность детей в забавное зрелище являлся важным условием приобретения новых знаний.

Игра  имела коллективный характер. Все ее участники дружно отвечали на вопросы взрослого, учились у воспитателя и друг у друга. Даже те дети, которые еще не могли самостоятельно решить поставленную задачу, подражая другим, делали маленький шаг на пути к усвоению пространственных отношений и новых слов. При повторении игры их самостоятельность повышалась. Игра сблизила детей как партнеров, дала им новый социальный опыт.

От  воспитателя требовалось, перед началом всего действия, тщательно отрепетировать роли, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал.

Этот  забавный спектакль был повторён в ближайшее время. При этом дополнив обстановку декорациями: поставлены нарисованные и вырезанные из картона елочки, сделан огород, где растет морковка, поставлен бочонок с медом. Все это помогло разнообразить действия персонажей и соответственно их пространственные отношения.

Эта игра от начала до конца была совместной. От детей не требовалось индивидуальных ответов, задавались вопросы сразу всем участникам игры. Всегда можно было уловить, кто из детей отвечает активно и самостоятельно. Так на протяжении всей игры наиболее активно себя проявляли Полина С., Руслан Д. и Лиза М. Они быстро и правильно отвечали на вопросы воспитателя, увлеченно смотрели весь спектакль. А Тимофей П. и Никита Б. запаздывал при ответе или вовсе молчали. С ними играли отдельно.

Игра «Мамины помощники» Игра носит сюжетный характер. Воспитатель взял на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении с взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.

В процессе игры мама поручала своим детям принести самые разные предметы (один-два вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (куклу, мячик) или посуду, чтобы накрыть стоп (чашку, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок).

Постепенно, при повторении игры, расширялось число запоминаемых слов (до пяти) и обогащалось содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.

Выполнение  всех поручений оценивалось и воспитателем и детьми. Принесенные игрушки, использовались в игровых действиях – дети понарошку варили суп, лакомились фруктами, играли с игрушками, одевались на прогулку и пр.

Необходимо  было соблюдение следующих правил игры:

  1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.
  2. Подсказывать не разрешается.
  3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему, и он отправляется снова за недостающим предметом.

Все игрушки были хорошо знакомы детям и легко узнаваемы. Заранее их расставили на столах рядами, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы облегчить детям их различение и выбор.

При проведении игры все дети по очереди  становятся помощниками. Имея два стола с игровым материалом, одновременно давали поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивали вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений. Наиболее активно в этой игре проявила себя Лиза М., на не только правильно выполняла мамины поручения, но и чаще других ребят замечала ошибки. Дети с радостью проигрывали эту игру несколько раз. Они были в восторге от того, что помогают маме.

Готовая презентация к диплому.ppt

— 1.50 Мб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 238.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.