Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75

Файлы: 4 файла

готовая дипломная работа.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

 

В таблице 1 представлены сравнительные характеристики уровней выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.

 

Таблица 1

Сравнение показателей  экспериментальной и контрольной  групп:

Группы

Уровни выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста, %

Оптимальный

Допустимый

Критический

Недопустимый

      ЭГ

10

40

30

20

      КГ

10

40

40

10


 

Рис.1. Сравнительная гистограмма уровней выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста

(констатирующий этап)

 

Результаты  исследования уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста были следующими: в экспериментальной, и в контрольной группе, детей с оптимальным уровнем выраженности эмоциональных состояний поровну, а именно – 10 %

По 40% детей в обеих группах находятся на допустимом уровне выраженности эмоциональных состояний. 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы находятся на критическом уровне выраженности эмоциональных состояний. 20 % детей в экспериментальной группе и 10% детей в контрольной группе имеют недопустимый уровень выраженности эмоциональных состояний.

По одному ребенку  в обеих группах находятся на оптимальном уровне, т. е.   у них преобладает хорошее настроение. На протяжении дня они жизнерадостные и бодрые. Их внимательность и работоспособность сохраняется на весь день. В деятельности очень активны, увлечены происходящим, быстро реагируют на изменяющиеся обстоятельства.

По 4 ребенка  в каждой группе относятся к допустимому  уровню выраженности эмоциональных состояний, т. к. у них преобладает хорошее настроение. На протяжении дня наблюдаются колебания настроения и работоспособности. Эмоциональное состояние в основном жизнерадостное, ребенок активен, увлечен, внимателен, однако проявляется неустойчивость самочувствия, активности, настроения.

3 ребенка в  экспериментальной группе и 4 ребенка в контрольной группе относятся к критическому уровню выраженности эмоциональных состояний, т. к. дети чаще находятся в напряженном состоянии, реже проявляют интерес к деятельности. Часто рассеяны, безучастны к происходящему. Работоспособность снижена.

2 ребенка в  экспериментальной группе и 1 ребенок в контрольной группе  находятся на недопустимом уровне выраженности эмоциональных состояний, т. к. дети почти всегда грустят, у них плохое настроение, они напряжены и разбиты. В деятельности чаще вялые, рассеянные, а так же не проявляют к ней никакого интереса. Медленно реагируют на происходящее вокруг.

Таким образом, степень выраженности негативных состояний достаточно велика (по  5 детей в каждой группе), т. е. в поведении детей чаще проявляются отрицательные эмоции. Низкие показатели диагностического исследования свидетельствуют о том, что необходимо организовать системную работу, направленную на формирование положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

 

2.2. Формирование  положительных эмоций у детей  раннего возраста в процессе использования развивающих игр

(формирующий  эксперимент)

 

Цель: развитие положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

  1. Выбрать развивающие игры.
  2. Создать положительный эмоциональный фон в группе для проведения развивающих игр.
  3. Сформировать больше положительных эмоций у детей раннего возраста.

Для достижения поставленных задач формирующего эксперимента были подобраны развивающие игры, которые, как предполагает гипотеза, будут способствовать формированию положительных эмоций. Для этого были использованы развивающие игры, предложенные З.М. Богуславской [5] и Б.П. Никитиным [37].

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Тематический  план проведения игр на формирование положительных эмоций детей раннего возраста

Дата проведения

Название игры

Цель игры

1

декабрь

«Разноцветные ленточки»

Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу; выделять цвет как отличительный признак предмета; совершенствовать зрительное восприятие: формировать устойчивый образ цветового тона.

2

декабрь

«Разноцветные колечки»

Учить устанавливать прочную связь между цветовыми тонами и их названиями. Знакомить с устройством пирамидки.

3

январь

«Лети, голубок»

Учить детей ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец.

4

январь

«Что нам привёз мишутка»

Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, одной или двумя руками.

5

февраль

«Что делают матрёшки»

Дать представление о новом качестве предметов – величине.

6

февраль

«Разберём и  соберём»

Учить малышей различать и сравнивать предметы по величине, осваивать приемы различения и сравнения предметов по величине с помощью приёмов приложения или наложения. Формировать положительные эмоции.

7

март

«Зайчик и Мишка»

Приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Обогащать словарь развивать пространственное воображение и мышление.

8

март

«Мамины помощники»

Развитие словесной памяти детей. Формирование положительных эмоций.

  9

апрель

«Отгадай-ка»

Развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. Формирование положительных эмоций.


 

Данные игры проводились в экспериментальной  группе индивидуально,  по парам  и со всей группой.

В игре «Разноцветные ленточки» дети учились различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. С помощью этого приема дети выделяли цвет, как отличительный признак предмета. У детей формируется устойчивый образ цветового тона.

Воспитатель садился поближе к детям, доставал из заранее приготовленной коробки разноцветные ленточки: «Посмотрите, ребята, какие они блестящие и красивые». Дети с восторгом смотрели на воспитателя. Педагог называет цвет каждой ленточки, обращая особое внимание на те цвета, которые вводятся впервые. Затем воспитатель предлагает детям поиграть с ленточками и сам показывает, как нужно играть. Дети с радостью согласились на его предложение.

Педагог дает каждому  ребенку по ленточке одинакового  цвета в качестве образца, называет цвет: «Андрей найдет красную ленточку на своем столе, а Карина поищет красную на своем...»

Воспитатель выбрал трех детей, сказав при этом, что они лучше всех слушали и поэтому хорошо выполняют поручение. Каждому из них указывает на стол, на котором он будет искать ленточку, и напоминает, что тот, кто найдет ленточку нужного цвета, должен показать ее всем детям.

Лиза  М. и Богдан Н. внимательно слушали указания воспитателя, поэтому правильно и точно выполняли поручения воспитателя. Дарья П. постоянно обращалась за помощью к ребятам и воспитателю.

Выполняя задания игры, ребята испытывали радость, чувство гордости. Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывали интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу. На протяжении всей игры воспитатель была доброжелательна и внимательна к детям. Что способствовало формированию положительных эмоций.

При подготовке к игре воспитателем был тщательно подобран игровой материал и уложено в красивую коробку. Важным моментом подготовки являлось продумывание партнеров, которые будут выполнять поручение одновременно (заранее был составлен список детей). В первую очередь давались поручения тем воспитанникам, которые были положительным примером для остальных (Карина Т., Лиза М.). Застенчивых, неуверенных в себе малышей вызывали позже, когда они уже понимали правила игры. Это давало возможность избежать проявления отрицательных эмоций и способствовало формированию положительных эмоций.

При повторном  проведении игры усложнялись задания: не давали ленточку-образец детям, а только показывали ее. Поиск полоски или ленточки в этом случае происходил только по представлению (по зрительному образцу), а не через действенное сравнение путем прикладывания.

Для Андрея К. и Руслана Д. приходилось давать различные поручения, требующие двигательной активности (закрыть дверь, отнести что-либо, узнать у няни, который час, и пр.), чтобы избежать нарушения порядка и облегчить им ожидание своей очереди.

В игре «Разноцветные колечки» малыши учатся устанавливать прочную связь между цветовыми тонами и их названиями. Игра была построена таким образом, что запомнить называние цвета просто необходимо, поскольку только так можно вернуть себе утраченные, но привлекательные предметы (детали пирамидки). Этот прием способствует развитию целенаправленного внимания, ведь, чтобы вернуть свой предмет, нужно своевременно назвать его цвет. Кроме того, в игре дети знакомятся с устройством пирамидки.

Дети сами выбирали себе пирамидку и называли ее цвет. Если ребенок затруднялся в назывании цвета, то воспитатель подсказывала ему правильный ответ. Одна пирамидка была у воспитателя. Воспитатель объяснял детям устройство пирамидки, показывал колпачок, колечки, палочку и подставку, (на такого же цвета, как все колечки и колпачок). Затем начиналась игра. Воспитатель говорит: «Мой зеленый колпачок поедет за твоим Богдан, колпачком (передвигает к нему тележку). Какого цвета твой колпачок?» Ребенок называет цвет своей пирамидки, снимает колпачок и кладет его в тележку. Детям очень понравился прием. Затем передвигает ее своему соседу и спрашивает: «Какого цвета твой колпачок?» Когда Полина С. затруднялась в назывании цвета, воспитатель ее подбадривала, не торопила с ответом. А Карина Т. на протяжении всей игры стремилась помочь ребятам, если они испытывали трудности. Так игра продолжается пока все детали пирамидки (кроме подставок) не окажутся в тележке. Затем воспитатель предупреждает детей, что колечки будут возвращаться не все сразу, а по очереди. Нужно внимательно слушать, какой цвет будет назван, чтобы вовремя сказать, чье это колечко (при этом само колечко не показывают, а только называют его цвет), иначе колечко может и не вернуться на свое место. Как во всех играх, так и в этой есть свои правила, которые следует соблюдать. Тот, к кому подъехала тележка, должен снять названную деталь и назвать ее цвет, затем положить в тележку, подвинуть ее своему соседу и спросить у него цвет его колечка (или колпачка). Внимательно слушать воспитателя, называющего цвета, чтобы не пропустить свое колечко или колпачок. Играть дружно, не ссориться.

Так постепенно все детали игрушки возвращаются ребятам. Игра очень понравилась детям. Они были в восторге от того что называли правильный цвет и получали кольцо своей пирамидки. Поэтому они с удовольствием приняли предложение воспитателя продолжить игру, но только поменявшись друг с другом пирамидками.

Воспитатель старался создать положительную атмосферу  в группе детей, чтоб дети чувствовали себя уютно и расслабленно. На протяжении всей игры воспитатель вовлекала детей в игру, показываю свою заинтересованность и увлеченность этой игрой.

Эту игру проводили чаще с теми детьми, которые медленнее других осваивают новый материал и нуждаются в дополнительном внимании. В дальнейшем, когда воспитанники освоили правила игры, они играли самостоятельно (под наблюдением воспитателя).

В игре дети пользовались одними и теми же игрушками, обменивались ими и постепенно привыкали к тому, что игрушки общие. Все это приводило к прекращению конфликтов между детьми из-за игрушек и налаживанию хороших отношений, доброжелательного партнерства, способствовало формированию положительные эмоций.

Игра «Лети, голубок» учит детей ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец. Она важна не только для развития целенаправленного зрительного восприятия цветовых тонов, но и для развития внимания, а также стремления достигать цель. Интерес детей к игре поддерживается тем, что игра построена на движении, которое приносит детям радостные эмоции и служит естественной эмоциональной разрядкой. Сюжетный характер игры способствует развитию воображения у детей, что готовит их к самостоятельным ролевым играм.

Согласно правилам игры, детям необходимо действовать по очереди, что довольно сложно для малышей. С первых моментов проведения игры дети не выполняли ее правил (дождаться своей очереди) и воспитатель позволяла им всем вместе играть, но постепенно из раза в раз детям объяснялось, что действовать нужно по очереди. И после многократного проведения этой игры дети стали играть по правилам. Тут требовалась такая организация игры, при которой дети, ожидающие своего выхода, не скучали, а были бы активными болельщиками и судьями. Предложенный прием облегчал ожидание тем, что позволял ребенку видеть, как приближалась его очередь действовать.

Игра сблизила детей, создавая общность их интересов, а радостные переживания, связанные с ролью, развивали их положительные эмоции.

В ходе игры дети-голуби выполняли разные поручения хозяйки (принести предметы красного, синего, желтого цвета). Дети должны были внимательно слушать команды хозяйки и спокойно дожидаться своей очереди. После слов хозяйки: «Летите!», дети разбегаются по комнате и ищут предметы названного цвета. Найдя нужные предметы, они возвращались на место и показывали, что они выбрали. Остальные участники игры вместе с воспитателем проверяли правильность решения задачи.

Готовая презентация к диплому.ppt

— 1.50 Мб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 238.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.