Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75
Приложение 2
Протокол № 1
Карта оценки эмоционального состояния ребенка
Уважаемые воспитатели, вам предлагается карта оценки эмоционального состояния ребенка. Необходимо оценить эмоциональное состояние ребенка в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 9 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре признаков выбрать ту характеристику, которая наиболее точно оценивает эмоциональное состояние ребенка.
Ф.И. ребенка |
Степень выраженности позитивного состояния |
Степень выраженности негативного состояния |
||
Веселый |
Грустный |
|||
Хорошее настроение |
Плохое настроение |
|||
Жизнерадостный |
Мрачный |
|||
Расслабленный |
Напряженный |
|||
Бодрый |
Вялый |
|||
Внимательный |
Рассеянный |
|||
Работоспособный |
Разбитый |
|||
Увлеченный |
Безучастный |
|||
Соображает легко |
Соображает трудно |
Приложение 3
Протокол № 2
Результаты
оценки эмоционального состояния детей
экспериментальной и
(Констатирующий эксперимент)
Ф.И. ребенка.
Эксперты. |
Дни наблюдения |
Уровень. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Экспериментальная группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.Н. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
К | ||
В.Я. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Д | ||
Д.Р. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Д | ||
К.А. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н | ||
М.Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О | ||
Н.Б. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Д | ||
П.Д. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
К | ||
П.Т. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Н | ||
С.П. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
К | ||
Т.К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Контрольная группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
А.В. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Д | ||
В.Р. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Г.В. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
К | ||
Д.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О | ||
М.М. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Д | ||
Н.Д. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
К | ||
П.А. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||
П.С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Р.К. |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
К | ||
С.С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
К |
Приложение 4
Протокол № 3
Результаты оценки эмоционального состояния детей экспериментальной и контрольной групп
(Контрольный эксперимент)
Ф.И. ребенка.
Эксперты. |
Дни наблюдения |
Уровень. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Экспериментальная группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Д | ||
В.Я. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Д | ||
Д.Р. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
О | ||
К.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
К | ||
М.Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
О | ||
Н.Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О | ||
П.Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Д | ||
П.Т. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
К | ||
С.П. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Д | ||
Т.К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Контрольная группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
А.В. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О | ||
В.Р. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Г.В. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
К | ||
Д.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О | ||
М.М. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Д | ||
Н.Д. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
К | ||
П.А. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||
П.С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
Р.К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Д | ||
С.С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
К |
Приложение 5
Развивающие игры для детей раннего возраста
Цель: учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу; выделять цвет как отличительный признак предмета; совершенствовать зрительное восприятие; формировать устойчивый образ цветового тона.
Воспитывать точно и старательно выполнять поручения группы.
Развивать чувство ответственности перед другими. Научить получать удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, развивать уверенность в своих возможностях.
Воспитывать интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.
Игровой материал. Для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги, наклеенной на картон. Нужно подготовить четыре комплекта ленточек или полосок основных цветовых тонов. В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например с цветными кружочками, колечками от пирамидок, разноцветными кирпичиками и пр.
Раскладывать на столах игровой материал следует таким образом, чтобы рядом лежали контрастные по окраске предметы, соблюдая небольшое расстояние между ними, чтобы можно было приложить образец.
Правила игры.
Советы воспитателю. Готовясь к игре, тщательно подберите игровой материал и уложите его в красивую коробку. Важным моментом подготовки является также продумывание партнеров, которые будут выполнять поручение одновременно (можно заранее составить список детей). В первую очередь давайте поручения тем воспитанникам, которые могут быть положительным примером для остальных. Застенчивых, неуверенных в себе малышей лучше вызывать позже, когда они поймут правила игры.
Цель: учить устанавливать прочную связь между цветовыми тонами и их названиями. Знакомить с устройством пирамидки.
Развивать целенаправленное внимание, доброжелательные отношения и доброжелательное партнерство.
Игровой материал. Материалом для игры служат игрушки типа пирамидок, но с одинаковыми по цвету и по величине толстыми колечками, которые свободно надеваются на палочку. Нужны по две пирамидки каждого из основных цветов.
Для игры требуется
также большая коробка с
Правила игры.
Советы воспитателю. Если у вас нет пирамидок с колечками одинаковой величины, можно заменить их самодельными игрушками, изготовленными из плотного, многослойного картона. Колечки, вырезанные из картона, склеивают цветной бумагой и прикрепляют к палочке. Это дает возможность разнообразить цвета самодельных пирамидок и знакомить детей с дополнительными цветами спектра.
Старайтесь чаще проводить эту игру с теми детьми, которые медленнее других осваивают новый материал и нуждаются в дополнительном внимании. В дальнейшем, когда воспитанники освоят правила игры, они могут играть самостоятельно (под вашим наблюдением).
Цель: учить детей ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец.
Развивать целенаправленное зрительное восприятие цветовых тонов, но и для развития внимания, а также стремления достигать цель, развивать воображения. Воспитывать интерес детей к игре, поддерживать решение умственной задачи, сочетая с движением, которое приносит детям радость и служит естественной эмоциональной разрядкой. Формировать положительные эмоции.
Игровой материал. Используются все виды разноцветных игровых материалов, знакомых детям по предыдущим играм: флажки кружки (без шнурков), ленточки, пирамидки и пр. Можно взять также любые предметы, имеющиеся в группе и окрашенные в разные цвета.
Правила игры.
Советы воспитателю. Самое главное в организации этой игры – помочь детям войти в предложенную роль. Поэтому, прежде всего, нужно стараться хорошо выполнять роль хозяйки и воздерживаться от замечаний, выходящих за рамки этой роли.
Цель данной игры – выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, одной или двумя руками.
Задача – узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки.
Игровой материал. Небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и г. д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.
Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он приедет.
Правила игры.
Советы воспитателю. При подборе игрушек желательно учитывать возможности изобразительных и подражательных действий с ними. Поэтому лучше отдавать предпочтение образным игрушкам (фигурки животных, транспорт и пр.).
Цель: дать представление о новом качестве предметов – величине. Формировать положительные эмоции, воспитывать интерес.
Учить применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Способствовать познавательной активности в решении новой задачи.
Способствовать формированию доброжелательных отношений, учить детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, тек и по интонации). Учить выполнять просьбы друг друга.
Игровой материал. Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.