Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75
Формирование положительных
эмоций детей раннего возраста
посредством развивающих игр
Дипломная работа
Выполнила: студентка 5 курса Н – ДПП 051
Берснева О.С.
Научный руководитель: к. пед. н., ст. преподаватель
Гриднева Л.В.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не используя речь, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельности и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния.
В процессе развития ребёнка происходят изменения и в эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоциональные проявления возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно изменяться не будет. Из этого следует, что её необходимо целенаправленно и системно развивать.
Цель исследования: выявить эффективность развивающих игр в формировании положительных эмоций у детей раннего возраста.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи
Экспериментальное
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 73- ЦРР», с 16 ноября 2009 г. по 30 апреля 2010 г. Для исследования были взяты дети раннего возраста. В эксперименте участвовало 20 детей, условно разделённых на 2 подгруппы по 10 человек (экспериментальную и контрольную).
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Исследование уровня
(констатирующий эксперимент)
1. Выбрать диагностический материал для выявления уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.
2. Провести исследование оценки эмоционального состояния детей раннего возраста.
3. Проанализировать результаты исследования.
Для достижения поставленных задач на данном этапе исследования было использовано наблюдение и экспертные оценки. В качестве экспертов выступали: воспитатели группы, младшие воспитатели группы и экспериментатор.
В качестве экспертов выступали воспитатели, младшие воспитатели группы и экспериментатор. Экспертная оценка проводилась 3 раза в неделю в течении 4 недель. Две недели на констатирующем этапе и две недели на контрольном этапе эксперимента. Процедура экспертной оценки заключалась в том, что экспертам в частном порядке предлагалась карта оценки эмоционального состояния ребенка, где необходимо было выбрать из 9 пар полярных признаков, те которые присущи ребенку в данный момент. Эксперты дают ответы, не аргументируя их. Затем результаты обрабатываются.
Для оценки эмоционального
состояния детей раннего
Степень выраженности позитивного состояния
Степень выраженности негативного состояния
Веселый
Грустный
Хорошее настроение
Плохое настроение
Жизнерадостный
Мрачный
Расслабленный
Напряженный
Бодрый
Вялый
Внимательный
Рассеянный
Работоспособный
Разбитый
Увлеченный
Безучастный
Соображает легко
Соображает трудно
Уровни выраженности
Формирование положительных
(формирующий эксперимент)
1. Выбрать развивающие игры.
2. Создать положительный
3. Сформировать больше
Игра «Разноцветные колечки»
Игра «Лети, голубок»
Игра «Что делают матрешки»
Анализ результатов
(контрольный эксперимент)
1. Провести повторное исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.
2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
3. Провести количественную и качественную обработку данных.
Уровни выраженности
Сравнение результатов констати
Обобщив результаты теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы, можно утверждать, что развивающие игры являются эффективным средством формирования положительных эмоций детей раннего возраста.
Спасибо за внимание!