Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75
Введение
Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
В настоящее время, когда внимание общества направление на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребёнка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе эмоциональных эталонов (радость, гнев, злость, ненависть, удивление, печаль) и нравственного развития детей.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не используя речь, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельности и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния [36].
В процессе развития ребёнка происходят изменения и в эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоциональные проявления возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно изменяться не будет. Из этого следует, что её необходимо целенаправленно и системно развивать [22].
Проблемой изучения эмоций занимались отечественные и зарубежные учёные: П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К. Изард,
А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Н.В. Минаева, С.Л. Рубинштейн и другие.
Цель данного исследования: выявить эффективность развивающих игр в формировании положительных эмоций у детей раннего возраста.
Объектом исследования выступают положительные эмоции у детей раннего возраста.
Предметом исследования является процесс формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.
Гипотеза исследования заключается в том, что развивающие игры являются эффективным средством формирования положительных эмоций детей раннего возраста.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
Методы исследования:
Практическая значимость:
Составлен и внедрен комплекс развивающих игр, который позволит педагогам дошкольного образовательного учреждения успешно вести работу по формированию положительных эмоций детей раннего возраста.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийской конференции «Наука об образовании: проблем и перспектив» (Бийск, 2010), на заседании кафедры дошкольных методик и педагогики ГОУ ВПО «БПГУ».
Структура дипломного исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении описана актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр» освящены основные теоретические вопросы, касающиеся содержания понятия «эмоции», механизмы их формирования и развития в детском возрасте, раскрыта роль развивающих игр в формировании положительных эмоций, а так же включены выводы по первой главе.
Во второй главе «Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр» определены и обоснованы содержание и методы исследования, осуществлен анализ опытно-экспериментальной работы.
В заключении сделаны основные выводы о проделанной работе.
Список литературы, состоит из 53 источников.
Приложения включают в себя: списки детей экспериментальной и контрольной групп, карта оценки эмоционального состояния, сводные таблицы и комплекс развивающих игр на формирование положительных эмоций детей раннего возраста.
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр
Существует несколько определений эмоций. И.П.Павлов рассматривал эмоции как психологическое состояние, связанное с инстинктивной или безусловной рефлективной деятельностью. А.Н. Леонтьев утверждал, что эмоции – это реакция на ситуацию. Он связывает эмоции с деятельностью, определял их регуляторами деятельности [33]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что единство аффективного и интеллектуального является характерной важнейшей эмоцией [42].
Л.С. Выготский рассматривал эмоции как особый класс психологических процессов, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами (переживание радости, страха, удовольствия) [14].
Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека.
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуации, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний [38].
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.
Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны [4].
Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуации, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий в первую очередь – с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения [17].
Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов происходящих в самом организме. Эмоциональные реакции человека в новых или сложных ситуациях зависят или от того как оценивается эта ситуация или какое значение ей придается. Выделяют два основных типа оценки ситуаций: оценка ее как угрожающей или благоприятствующей. Так отрицательные эмоции возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными на его взгляд способами ее разрешения. Тогда ситуация угрозы вызывает эмоцию, которая может проявиться в трех основных формах: страх, гнев, печаль (чувства подавленности). Эмоциональная реакция на благоприятную ситуацию принимает форму радости, чувства удовлетворения, надежды [7].
Эмоции выражаются в нескольких различных формах: в форме выразительных движений, эмоциональных действий, в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме определенного отношения к окружающему. Эмоции выражаются голосом, что имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретенные – социально обусловленные и формирующиеся в процессе ее индивидуального развития. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса или дрожание голоса [41].
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.
Под настроением
понимают эмоциональное самочувствие
человека, влияющие на его поведение,
помыслы и переживания в
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями [41]. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Во время аффекта человек нередко теряет самообладание и совершает действия, в которых потом горько раскаивается. Аффекты редко приводят к достижению желаемой цели, потому что они совершаются необдуманно. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию [49]. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях [34].
Изучая проблему эмоций, учёные предлагали различные классификации эмоций.
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные [47].
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает
4.Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции: