Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75

Файлы: 4 файла

готовая дипломная работа.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

Вторым видом игр, в которых также преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробышков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения поставленной задачи.

В играх-забавах и играх  с ролью обучающая задача является лишь условием реализации игрового замысла. В следующем виде игр – играх-задачах она составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игры-задачи помещены в последних разделах книги, посвященных развитию восприятия и других познавательных процессов. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), и детское лото (цветовое, геометрическое), и загадывание и разгадывание загадок, и т.д.

Игры-задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное, решение.

Четвертый вид  игр – это соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, как показывают психолого-педагогические исследования, этот мотив еще недостаточно развит у детей двух-трех лет. Игры-соревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого, пассивного ребенка. Поэтому детям раннего возраста можно использовать только элементы соревнования, которые не травмируют малышей («Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Пальчик»). Элементы соревнования используются во многих играх. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы детей, но и развивают их. Веселые игры-забавы сменяются ролевыми играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к участию в играх-задачах, что является подготовкой к будущей учебной деятельности. Но развивающей игра становится лишь в том случае, если она интересна детям. А интересной ее сделать может только воспитатель.

Прежде всего, педагогу нужно правильно выбрать игру для своей группы с учетом уровня развития большинства детей. Необходимо придерживаться последовательности игр, развивающих те или иные способности и качества. Сначала необходимо использовать игру как психологическое вступление и подготовку детей к более сложным играм.

Поиграв с малышами в две-три игры, можно перейти  к сенсорным играм. Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях, но и в свободное время; на прогулке, во второй половине дня. Но, если игра совсем незнакома детям и требует от них довольно высокого умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Главный методический принцип в использовании развивающих игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Воспитателю необходимо продумать, как проводить игру повторно и как, учитывая затруднения детей, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. В дальнейшем воспитатель может широко использовать свой педагогический опыт и варьировать приемы проведения игры.

Очень важно  не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации к играм, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

Таким образом, первым решающим условием нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. И хотя тип отношения к другим людям к трем годам уже складывается, в этом возрасте еще возможна его коррекция. Поэтому в раннем возрасте при поступлении ребенка в детский сад очень важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное отношение ко взрослому. Трехлетний ребенок испытывает потребность и в общений со сверстниками. Ввести малыша в детский коллектив, научить его общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, наличие положительных эмоций, а также успехи в познавательном и личностном развити и.


Развивающие игры направлены на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя. Следовательно, развивающие игры создают необходимый эмоционально-нравственный и волевой фон.

 

 

 

Вывод по первой главе

 

Эмоции – функциональные состояния организма, сигнализирующие о переживании им значимых моментов, касающихся жизнедеятельности. Эмоция – качественное состояние, переживаемое организмом, результат работы нервной и эндокринной систем. Основная функция – регулирование поведения. У человека огромное множество различных эмоций, но условно мы можем их разделить на две большие группы, хотя часто встречаются исключения, которые не попадают ни в одну из категорий, либо могут быть в двух сразу.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Эмоции охватывают широкий круг явлений.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

- эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

- более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

- особое условно-эмоциональное  значение приобретает слово, которое  становится средством оценивания  тех или иных качеств и поступков.

Первым решающим условием нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте при поступлении ребенка в детский сад очень важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное отношение к взрослому. Трехлетний ребенок испытывает потребность и в общений со сверстниками. Ввести малыша в детский коллектив, научить его общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, наличие положительных эмоций, а также успехи в познавательном и личностном развити и.


Развивающие игры направлены на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя. Следовательно, развивающие игры создают необходимый эмоционально-нравственный и волевой фон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр

 

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 73- ЦРР», с 16 ноября 2009 г. по 30 апреля 2010 г. Для исследования были взяты дети раннего возраста. В эксперименте участвовало 20 детей, условно разделённых на 2 подгруппы по 10 человек (экспериментальную и контрольную). Список детей в приложении 1.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент.
  3. Контрольный эксперимент.

 

Цель экспериментального исследования: сформировать положительные эмоции детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

  1. Выявить уровень выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.
  2. Составить и внедрить комплекс игр, направленных на развитие положительных эмоций детей раннего возраста.
  3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.

Целенаправленная работа проводилась по разработанному комплексу игр для развития положительных эмоций детей раннего возраста, которая представлена в описании формирующего этапа эксперимента. Эксперимент с детьми проводился в течение 5 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю.

 

 

2.1. Исследование  уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)

 

Целью констатирующего  этапа является выявление уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.

Для реализации цели констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

  1. Выбрать диагностический материал для выявления уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.
  2. Провести исследование оценки эмоционального состояния детей раннего возраста.
  3. Проанализировать результаты исследования.

Для достижения поставленных задач на данном этапе  исследования было использовано наблюдение и экспертные оценки. В качестве экспертов выступали: воспитатели группы, младшие воспитатели группы и экспериментатор.

Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений. Методы экспертной оценки предполагают получение общего мнения. Основное преимущество этого метода заключается в возможности разностороннего анализа проблем.

В качестве экспертов  выступали воспитатели, младшие  воспитатели группы и экспериментатор. Экспертная оценка проводилась 3 раза в неделю в течении 4 недель. Две недели на констатирующем этапе и две недели на контрольном этапе эксперимента. Процедура экспертной оценки заключалась в том, что экспертам в частном порядке предлагалась карта оценки эмоционального состояния ребенка, где необходимо было выбрать из 9 пар полярных признаков, те которые присущи ребенку в данный момент (Приложение 2).  Эксперты дают ответы, не аргументируя их. Затем результаты обрабатываются.

Для оценки эмоционального состояния детей раннего возраста были выделены следующие критерии: веселый – грустный, хорошее настроение – плохое настроение, жизнерадостный – мрачный, напряженный – расслабленный, бодрый – вялый, рассеянный – внимательный, работоспособный – разбитый, безучастный – увлеченный, соображает легко – соображает трудно.

На основании выделенных критериев были определены  уровни эмоционального состояния детей раннего возраста:

Оптимальный – у ребенка преобладает хорошее настроение. На протяжении дня он жизнерадостный и бодрый. Его внимательность и работоспособность сохраняется на весь день. В деятельности очень активен, увлечен происходящим, быстро реагирует на изменяющиеся обстоятельства.

Допустимый – у ребенка преобладает хорошее настроение. На протяжении дня наблюдаются колебания настроения и работоспособности. Эмоциональное состояние в основном жизнерадостное, ребенок активен, увлечен. Внимателен, однако проявляется неустойчивость самочувствия, активности, настроения.

Критический – ребенок чаще находится в напряженном состоянии, реже проявляет интерес к деятельности. Часто рассеян, безучастен к происходящему. Работоспособность снижена.

Недопустимый  – ребенок почти всегда грустный, у него плохое настроение, он напряжен и разбит. В деятельности он вялый, рассеянный и не проявляет к ней никакого интереса. Медленно реагирует на происходящее вокруг.

При обработке  данных учитывалось количество позитивных проявлений, отмеченных экспертами, по каждому ребенку. Затем данные вносились в сводную таблицу (Приложение 3).

Готовая презентация к диплому.ppt

— 1.50 Мб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 238.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.