Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л.С. Выготский [12]. А вот следующий этап – психологическое отделения от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретические основы формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр…………….…………...........6
1.1. Характеристика содержания понятия «эмоции»………………….………..6
1.2. Физиологические механизмы формирования эмоций……………………14
1.3. Онтогенез эмоций в детском возрасте…………………………….……….22
1.4. Развивающая игра как средство формирования положительных эмоций………………………………………………………………..…………..28
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Экспериментальное исследование формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр………………………………………………………..……………………….40
2.1. Исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)………………...………….41
2.2. Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста посредством использования развивающих игр (формирующий эксперимент)…………………………………………………………….….……45
2.3. Анализ результатов формирования положительных эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)……………….………………..61
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение…………………………………………….…………………………67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение………………………………………………………………………75

Файлы: 4 файла

готовая дипломная работа.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

С детьми, которые часто забывают слова (Руслан Д., Никита Б), поиграли отдельно, варьируя различные поручения и поощряя их выполнение.

Таким образом, наблюдая в процессе игры за эмоциональным состоянием детей, можно утверждать, что дети всегда проявляли только положительные эмоции. Даже при неудачном выборе предмета воспитатель находил слова подбадривания и одобрения, которые не огорчали детей, а мотивировали на активную деятельность.

Игра «Отгадай-ка» направлена на развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. Активность ребенка, его настроенность на решение предложенной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-первых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает детей и создаёт положительный эмоциональный фон. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается разгадывание загадки, в случаях успеха приносят ребенку признание остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетворение.

Кроме того, сам  игровой материал (красивые игрушки) привлекает детей, вызывает желание играть с ним. В случае правильного решения задачи игрушка дается ребенку в качестве приза и служит доказательством его личных достижений.

Педагог объяснила  детям, что он будет выбирать себе помощника, который вместе с воспитателем будут рассказывать об игрушке, а остальным необходимо отгадать, что это за игрушка. Тот, кто отгадывает, получает ее себе.

Помощник внимательно рассматривал игрушку (так чтобы ее не видели остальные дети) и вместе с воспитателем рассказывали детям о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. В начале дети не могли сами придумать характеристики предметов, и воспитатель постоянно подсказывала помощникам разные характеристики игрушек. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета были названы, воспитатель и его помощник произнесли следующий текст, выполняющий роль сигнала: «Кто загадку отгадает и игрушку назовет, тот ее себе возьмет».

Ребенок, который  первым (после текста) отгадал загадку, получает игрушку, если два малыша отгадали одновременно, оба получают по игрушке.

Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель  подсказывал ему на ушко разные признаки предмета. Поскольку роль помощника являлась самой привлекательной, давалась она только тем детям, которые старались выполнять это правило. Малыш загадывал загадку, а остальные дети отгадывали ее. Победители получали отгаданные игрушки.

Нужно было внимательно выслушать загадку всю до конца и не торопиться говорить разгадку. Ответ нужно было дать только после стихотворного текста. Многие дети нарушали это правило, т. к. для них это было новым условием. Когда Даша П., Полина С., Карина Т. и Никитиа Б. нарушали это правило, воспитатель повторяла его еще раз, но игрушку никто не получал, даже если правильно отгадали. Но постепенно проигрывая эту игру дети стали пытаться говорить отгадку после слов воспитателя и помощника.

В этой игре очень  важно было подобрать побольше игрушек для загадывания. Они были достаточно интересными для детей и доступными по содержанию. Признаки предметов должны были поддаваться словесному описанию. Обозначение некоторых признаков, возможно, осуществить также с помощью звукоподражания и движения. Это внесло в игру разнообразие и послужило эмоциональной разрядкой.

Особое  внимание уделялось контактам с ребенком-помощником. В начале игры на эту роль выбирались более активные и сообразительные дети. Вначале нужно было, чтобы помощник точно повторял за воспитателем слова, обозначающие признаки предмета. Повторяя эти слова, ребенок и сам начинал осознавать их смысл. Загадывалась загадка, не спеша, каждый раз сообщая помощнику один из признаков предмета, делались небольшие паузы. Начинали с внешних отличительных признаков – форма, величина, цвет. В последнюю очередь называлось назначение (т.е. для чего этот предмет нужен людям). По мере того как дети осваивали игру, воспитатель привлекал их к более активному составлению загадки, т.е. к самостоятельному выделению признаков предмета и их словесному обозначению.

Чтобы не утомлять малышей, старались вовремя закончить игру. Поэтому загадывали, сначала не более пяти. При повторении игры количество загадок увеличивалось.

 

2.3. Анализ  результатов формирования положительных  эмоций детей раннего возраста (контрольный эксперимент)

 

Цель: выявить уровни выраженности эмоциональных состояний детей  раннего возраста после проведения комплекса развивающих игр.

Для оценки эффективности использования развивающих игр были поставлены следующие задачи:

  1. Провести повторное исследование уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста.
  2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
  3. Провести количественную и качественную обработку данных.

Диагностическое исследование проводилось аналогично констатирующему этапу. Ответы экспертов были занесены в сводную таблицу (Приложение 4).

В таблице 3 представлены сравнительные характеристики полученных данных.

Таблица 3

Сравнительная характеристика уровней выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группах

Критерии

 

Группы

Уровни выраженности эмоциональных состояний детей  раннего возраста, %

Оптимальный

Допустимый

Критический

Недопустимый

ЭГ

30

50

20

0

КГ

20

40

30

10


 

 

Рис.2. Сравнительная гистограмма уровней выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста

(контрольный эксперимент)

Таким образом, анализ результатов, полученных в контрольном  эксперименте, показал, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается изменение  уровня выраженности эмоциональных состояний, они поднимаются на более высокий уровень по сравнению с результатами  констатирующего этапа. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе существенно не отличаются от результатов констатирующего эксперимента.

Так 3 ребенка экспериментальной группы и 2 ребенка контрольной группы достигли оптимального уровня выраженности эмоциональных состояний. У них преобладает хорошее настроение. На протяжении дня они жизнерадостны и бодры. Внимательность и работоспособность сохраняется на весь день. В деятельности очень активны, увлечены происходящим, быстро реагируют на изменяющиеся обстоятельства.

5 детей экспериментальной  группы и 4 ребенка контрольной  группы остаются на допустимом  уровне выраженности эмоциональных  состояний, т. к. у них преобладает хорошее настроение. На протяжении дня наблюдаются колебания настроения и работоспособности. Эмоциональное состояние в основном жизнерадостное, ребенок активен, увлечен, внимателен, однако проявляется неустойчивость самочувствия, активности, настроения.

2 ребенка экспериментальной  группы и 3 ребенка контрольной  группы относятся к критическому  уровню выраженности эмоциональных  состояний, т. к. дети чаще  находятся в напряженном состоянии,  реже проявляют интерес к деятельности. Часто рассеяны, безучастны к происходящему. Работоспособность снижена.

1 ребенок контрольной  группы находится на недопустимом  уровне выраженности эмоциональных состояний, т. к. дети почти всегда грустят, у них плохое настроение, они напряжены и разбиты. В деятельности чаще вялые, рассеянные, а так же не проявляют к ней никакого интереса. Медленно реагируют на происходящее вокруг.

 

 Сравним  результаты констатирующего и  контрольного этапа эксперимента.

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов исследования уровней выраженности эмоциональных состояний детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Этапы

Уровни

констатирующий

контрольный

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Оптимальный

10

10

30

20

Допустимый

40

40

50

40

Критический

30

40

20

30

Недопустимый

20

10

0

10


 

 

Рис. 3.. Сравнительная гистограмма  уровней выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста в контрольной и экспериментальной группах

(констатирующий  и контрольный этапы)

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего  и контрольного этапов эксперимента показал, что количество детей в экспериментальной группе с оптимальным уровнем выраженности эмоциональных состояний на контрольном этапе значительно увеличился. Если на первом этапе было 10%, то на данном этапе их стало 30%. Детей с допустимым уровнем выраженности эмоциональных состояний стало на 10% больше чем на констатирующем этапе. Детей с критическим уровнем выраженности эмоциональных состояний уменьшилось. Если на констатирующем этапе было 30% детей, то теперь их стало 20%. Детей с недопустимым уровнем выраженности эмоциональных состояний нет, хотя на констатирующем этапе их было 20%.

Полученные  экспериментальные данные позволяют  говорить о том, что  уровень выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста после формирующего эксперимента значительно вырос в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного эксперимента отличаются незначительно. Таким образом, степень выраженности негативных состояний снизилась, т. е. в поведении детей стали чаще проявляться положительные эмоции.

Следует отметить, что  использование развивающих игр благотворно повлияло на формирование положительных эмоций детей раннего возраста. Таким образом, гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Для выявления уровня выраженности эмоциональных состояний детей раннего возраста было проведено наблюдение и экспертные оценки. Исходя из полученных результатов констатирующего этапа эксперимента, можно судить о том,  что с детьми необходимо  проводить работу по формированию положительных эмоций. В ходе эксперимента был составлен и внедрен комплекс игр, направленных на формирование положительных эмоций детей раннего возраста. После повторного проведения исследования уровень выраженности эмоциональных состояний детей  значительно вырос в экспериментальной группе.  Из этого следует, что использование развивающих игр благотворно повлияло на формирование положительных эмоций детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны.

Положительные эмоции – состояния организма, переживаемые им в моменты, благоприятные для жизнедеятельности, или же ведущие его к таковым. Суть положительной эмоции – закрепление определенной стратегии поведения, посредством формирования стремления пережить положительную эмоцию снова и снова. Наиболее примитивные связаны с витальными потребностями.

Отрицательные эмоции – переживание организмом моментов, при которых под угрозу ставиться его жизнедеятельность и развитие. Субъективно эти эмоции неприятны. К ним относятся боль, страх и много других. Смысл их деятельности заключается в том, что бы информировать, что развитие и жизнедеятельность под угрозой и необходимо сменить тактику, которая в будущем не приведет к повторному их переживанию.

 

Цель исследования заключается в выявлении эффективности развивающих игр в формировании положительных эмоций у детей раннего возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в науке  накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществить исследование, касающееся развития положительных эмоций детей раннего возраста. Вместе с тем, изучение научных источников выявило, что проблема формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр еще не выступало предметом самостоятельного исследования.

Готовая презентация к диплому.ppt

— 1.50 Мб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 238.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирования положительных эмоций детей раннего возраста посредством развивающих игр.