Актуальные проблемы детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

Ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, совершенствования органов и систем. Поэтому нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре, нельзя говорить об особенностях течения той или иной болезни у ребенка без учета его возрастных особенностей. Условно все детство подразделяется на следующие периоды: внутриутробный, новорожденности, грудного возраста, преддошкольный, дошкольный, младший школьный и старший школьный.

Файлы: 1 файл

проблемы педиатрии.docx

— 451.47 Кб (Скачать)

Введение

Ребенок находится  в процессе постоянного роста  и развития, совершенствования органов  и систем. Поэтому нельзя рассматривать  ребенка как взрослого в миниатюре, нельзя говорить об особенностях течения  той или иной болезни у ребенка  без учета его возрастных особенностей. Условно все детство подразделяется на следующие периоды: внутриутробный, новорожденности, грудного возраста, преддошкольный, дошкольный, младший школьный и старший  школьный.

- Период новорожденности  — это период от момента  рождения до 4 недель жизни.  
- Период грудного возраста условно начинается с 29 дня жизни и заканчивается в 12 мес.  
- Преддошкольный период от 1 года до 3 лет.  
- Дошкольный период от 3 до 7 лет.  
- Период младшего школьного возраста от 7 до 12 лет.  
- Период старшего школьного возраста от 12 до 16 лет.

Для внутриутробного  развития плода очень важно как  физическое, так и психическое  здоровье матери. Вирусные заболевания  матери, такие как грипп, краснуха и др., являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на последующем физическом и психическом  развитии новорожденного. Различные  нарушения питания, эмоциональная  и физическая перегрузки и другие вредные факторы могут вызвать  дистрофические и воспалительные изменения  в органах и тканях ребенка. Нужно  внимательно прислушиваться и выполнять  все советы, которые даются в женской  консультации. И хотя в поликлиниках можно получить квалифицированную  помощь, родители должны иметь представление  о болезнях, которыми чаще всего  болеют дети, знать симптомы этих болезней и уметь ухаживать за больным  ребенком. Ни в коем случае не следует  самому ставить диагноз, а тем  более назначать лечение больному ребенку, но научиться оценивать  состояние ребенка, своевременно распознавать первые признаки болезни, уметь наблюдать  за ее развитием необходимо.

Врожденные пороки развития и родовые травмы делают ребенка более восприимчивым  к болезням. Например, врожденные пороки сердца способствуют возникновению  бронхита и воспаления легких; дети, перенесшие родовую травму, склонны  к судорожным состояниям и т. д.

Во все периоды  развития ребенка действуют следующие  факторы:

1. Наследственная предрасположенность к тому или иному заболеванию является одной из причин заболевания. Чаще всего это относится к нарушению обмена веществ, аллергическим болезням и нервно-психическим нарушениям.

2. Изменения, связанные с внутриутробным периодом и периодом новорожденности.

3. Бытовые факторы  
Холодное, сырое жилье, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, неправильное питание, несоблюдение режима дня, особенно за счет укорочения сна, большая учебная нагрузка и прочие факторы снижают защитные силы организма и способствуют возникновению заболеваний.

4. Перенесенные заболевания и психоэмоциональные нагрузки  
Каждое перенесенное заболевание делает ребенка более восприимчивым к другим заболеваниям. Так, рахит способствует возникновению бронхита и воспаления легких, ангина — развитию ревматизма и воспаления почек.  
Домашние и школьные конфликты, постоянное напряжение нервной системы и т.п. могут дать толчок к возникновению целого ряда болезней в переходном возрасте, когда они могут вызвать гипертоническую болезнь, нарушения сердечного ритма и неврозы.

5. Возрастная предрасположенность Развитие и рост детского организма происходят неравномерно. У новорожденных приспособляемость к внешней среде и защитные силы слабы. В связи с этим у новорожденных и грудных детей чаще возникают гнойно-воспалительные процессы. Однако полученные от матери антитела обеспечивают детям раннего возраста защиту от детских инфекционных заболеваний. Новорожденный нуждается в сравнительно большом количестве пищи; его пищеварительный тракт работает с большим напряжением, в связи с чем у грудных детей, даже вследствие незначительных погрешностей режима питания, легко возникают расстройства пищеварения.  
У детей младшего возраста и дошкольников происходит интенсивное психическое развитие. Если ребенок не имеет возможности достаточно отдыхать, то он может попасть в число так называемых нервных детей. В школьном возрасте легко возникают нарушения осанки, в переходном — нарушения внутренней секреции, функциональные нарушения сердечной деятельности, повышение кровяного давления, расстройства психики и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие проявления болезней

Общее недомогание (слабость) 
 
Многие родители жалуются на то, что их дети часто болеют. Иногда действительно кажется, что ребенок переносит одну болезнь за другой. Как правило, в таких случаях речь идет об инфекциях верхних дыхательных путей, а в первые годы жизни это обычное явление. 
Естественные защитные силы лишь со временем приобретают полную функциональную способность. В этот период ребенок должен бороться со множеством микробов, окружающих его. Исследования подтверждают, что дети в возрасте от 1 года до 10 лет болеют в среднем 8 раз в год. В возрасте от 10 до 12 лет заболеваемость самая низкая, затем она снова, повышается. 
 
Большинство детских заболеваний — инфекционные; следовательно, возможность заражения играет здесь решающую роль. Поэтому, например, первый ребенок в семье бывает относительно редко болен, особенно если окружен неболеющими взрослыми. Как только он вступает в контакт с другими детьми, заболевания учащаются. 
Правильное питание, спокойный сон, активные прогулки на свежем воздухе, физическая закалка и преисполненное любви воспитание укрепляют защитные силы растущего организма. 
 
Ребенок, переносящий частые тяжелые заболевания, повторяющиеся осложнения, возможно, имеет слабые защитные силы, дефект в иммунной системе. Врач может выявить это благодаря исследованию крови. Такие врожденные нарушения бывают часто. Они встречаются в семьях, в которых имеется к этому наследственная предрасположенность. 
 
Отсутствие аппетита 
 
Отсутствие аппетита может быть первым признаком начинающейся болезни прежде всего у детей, которые до этого не испытывали никаких затруднений при приеме пищи. Часто родители переоценивают то количество пищи, которое требуется их ребенку. Неправильный режим питания в семье тоже может вызвать жалобы на плохой аппетит. Наконец, существует психологическое отсутствие аппетита у вполне здоровых детей, и нередко ребенок волнует всю семью, отказываясь есть, и таким образом добивается особого внимания и уступчивости родителей. 
 
Отсутствие аппетита может быть вызвано: 
► болезнью (почти каждому недомоганию у детей предшествует потеря аппетита); 
► едой в промежутках между обычными приемами пищи; обильным питьем (молоко); 
► неправильным представлением родителей о потребности ребенка в пище; 
► постоянным принуждением к еде; 
► возможностью обратить на себя внимание родителей. 
 
Ни в коем случае не принуждайте малыша есть. Тем самым вы только усиливаете его «оборону» и даете возможность оказать на вас давление. Не беспокойтесь, ребенок не умрет от голода, если он мало поест или опять пропустит обед. В обычное время приема пищи дружелюбно предлагайте ему маленькие порции еды и не волнуйтесь, если он отказывается. Ребенок «имеет право» есть, но он не обязан этого делать. Отказ грудных детей от питья, а детей постарше от приема пищи должен стать для вас основанием для внимательного наблюдения за ними. Если это признак болезни, то вскоре появятся и другие симптомы. 
 
Нарушение дыхания 
 
Нормальный процесс дыхания представляет собой спокойное и бесшумное ритмичное чередование вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Частота дыхания зависит от возраста.  
 
Она составляет в спокойном состоянии в среднем за минуту:  
► у новорожденных 50 ударов;  
► у грудных детей 40;  
► у детей младшего возраста 35. 
 
Дыхательную деятельность лучше всего можно проверить у спящего ребенка. 
Задача внешнего дыхания — поглотить кислород, необходимый для процесса обмена веществ в клетках организма, и выделить углекислоту, образующуюся при окислении. При недостатке кислорода и избытке углекислоты в тканях происходит раздражение дыхательного центра продолговатого мозга. Он управляет ритмом дыхательных движений и регулирует нарушение глубоким или учащенным дыханием. Если частота дыхания в 2 раза превышает норму, то можно говорить об одышке. 
 
Нарушение дыхания вызывается:  
► высокой температурой;  
► состоянием страха; 
► бронхитом, бронхиальной астмой, воспалением надгортанника, кашлем при крупе, воспалением легких, попаданием инородного тела в дыхательные пути;  
► сердечными заболеваниями;  
► анемией;  
► отравлением;  
► обезвоживанием;  
► коклюшем, дифтерией;  
► пищевой аллергией;  
► муковисцидозом; 
► диабетической комой (при сахарном диабете);  
► увеличением щитовидной железы;  
► опухолью лимфатического узла;  
► туберкулезом. 
 
Повышенная температура всегда вызывает учащение дыхания: в соотношении 2—3 вдоха в минуту на каждый градус. 
Учащение дыхания возникает при заболеваниях легких или дыхательных путей, а также при появлении механических препятствий в них. Это могут быть воспаление надгортанника или верхних дыхательных путей, кашель при крупе, бронхит, бронхиальная астма, воспаление легких, попадание инородного тела в дыхательные пути или коллапс легких (пневмоторакс). 
 
Дефицит кислорода, вызывающий одышку, свидетельствует о наличии заболеваний сердца, тяжелой анемии или отравлении окисью углерода. Одышка может возникать при отравлении аспирином, из-за которого возбуждается дыхательный центр; шумное частое дыхание бывает у больных сахарным диабетом, возникает оно и в результате обезвоживания или интоксикации. Иногда дыхательную деятельность может изменять страх. 
При удушье наблюдается ускоренное и углубленное затрудненное дыхание с участием дыхательной мускулатуры. У ребенка можно наблюдать характерные втяжения межреберных промежутков, раздувание крыльев носа и стонущийвыдох. 
Одышка может быть наиболее характерным признаком тяжелого заболевания бронхов и легких (бронхопневмония). 
 
Наиболее опасным считается прерывистое дыхание (приступы остановки дыхания), при котором после нескольких вдохов наступает дыхательная пауза, а затем следуют учащенные вдохи. 
 
Боли в животе 
 
«Болит живот» — самая распространенная жалоба у детей. Это объясняется тем, что маленькие дети и даже школьники примерно до 10 лет не могут точно определить у себя источник боли и чаще всего, как им кажется, ощущают боли в области живота, даже когда болезнь протекает в отдаленных от него органах. Например, грипп, ангина, воспаление легких часто сопровождаются болями в животе. За ними могут крыться даже психические расстройства. Вздутие живота у грудных детей часто является причиной, вызывающей их беспокойство и продолжительный крик. 
 
Боли в животе могут быть безобидными и проходить сами; иной раз они указывают на тяжелые заболевания. Так, надо помнить о возможном воспалении слепой кишки (аппендиците). Если к тому же брюшная стенка на ощупь твердая, то ребенка без промедления нужно доставить к врачу. 
 
Боли в животе возникают при:  
► заболеваниях, сопровождающихся поносом;  
► желудочно-кишечных инфекциях (сальмонеллез, дизентерия);  
► аппендиците;  
► инфекции мочевыводящих путей; 
► аллергии на продукты питания; 
► гепатите; 
► язве желудка и двенадцатиперстной кишки; 
► ущемленной паховой грыже; 
► перекручивании семенного канатика; 
► язвенном колите; 
► инвагинации кишок; 
► коликах; 
► запоре; 
► гриппе; 
► детском параличе; 
► инфекционном мононуклеозе; 
► эпидемическом паротите; 
► скарлатине; 
► наличии глистов; 
► отравлениях; 
► диабетической коме; 
► страхе; 
► психических расстройствах. 
 
Боли в животе могут быть вызваны запором. Когда у ребенка долгое время не бывает стула, то в левой половине живота появляются судорожные боли, живот при этом мягкий. Подобные боли обусловливаются расстройством функции кишечника в связи с употреблением недоброкачественной пищи, перееданием, а также при контакте с больным кишечной инфекцией. В этом случае появляются судорожные боли в подложечной области или около пупка. Часто при расстройстве кишечника бывают понос и рвота. 
Инфекция мочевыводящих путей также может быть причиной болей в животе, при этом повышается температура, появляются частые и болезненные позывы к мочеиспусканию. 
Нарастающую боль следует воспринимать со всей серьезностью, особенно сопровождающуюся коликами, примесями слизи и крови в кале, частым стулом. 
Боли в животе, вызванные нервным напряжением, плачем, как правило, проходят, если малыша приласкать, утешить и сделать легкий массаж живота. 
 
Бледность 
 
Цвет кожи зависит от ее кровоснабжения и от природного содержания в ней пигмента. Выраженная бледность кожных покровов и слизистых оболочек полости рта и конъюнктивы свидетельствует об анемии. Тяжелые заболевания почек, врожденные пороки сердца и лейкоз придают лицу некую «прозрачность». 
 
Бледность возникает при:  
► нарушениях кровообращения;  
► анемии, лейкозах;  
► инфекциях мочевыводящих путей; 
► пороках сердца; 
► заболевании почек; 
► шоковом состоянии. 
 
Внезапно появляющаяся бледность, сопровождающаяся нитевидным пульсом, потоотделением и нарастающей слабостью, может быть вызвана шоком. 
 
Боли в груди 
 
Мимолетная колющая боль в подреберьях может появиться при судорогах диафрагмы из-за неправильного дыхания, газообразовании в кишечнике или от непривычного физического напряжения (например, во время или после быстрого бега). Так называемое «покалывание» в боку вызывается сокращением селезенки, которая при физической нагрузке отдает свой резерв крови в кровеносное русло. Такое недомогание безвредно, оно прекращается после кратковременного отдыха и восстановления правильного дыхания. 
 
Инфекции верхних дыхательных путей могут сопровож-аться болями за грудиной при вдохе, когда воспалены трахея и бронхи (трахеобронхит). При тяжелых приступах кашля раздражается диафрагма, что сопровождается болями в подреберье. 
 
Боли в груди возникают при:  
► простудных заболеваниях с кашлем;  
► бронхите;  
► плеврите;  
► опоясывающем лишае; 
► растяжении мышц, миозите или ушибе; 
► переломе ребер; 
► диафрагмальной грыже; 
► повреждениях легких; 
► вдыхании инородного тела. 
 
При воспалении легких могут возникать сильные боли в груди при глубоком дыхании и кашле с вовлечением париетальной плевры, покрывающей внутреннюю стенку грудной клетки. Такое заболевание называется плевропневмонией. 
 
Односторонняя локализация боли в груди и поверхностные дыхательные движения пораженной половины грудной клетки указывают на очаг воспаления. Когда альвеолы из-за изменения легкого разрываются (например, после хронического воспаления легких, при бронхиальной астме или травме легкого), то воздух может выйти в плевральную полость или наоборот — попасть в нее снаружи, в результате чего легкое частично или полностью опадает (пневмоторакс). Ведущими симптомами являются удушье, колющие односторонние боли в груди и недостаточность кровообращения. 
 
При аномалиях развития или повреждениях диафрагмы обнаруживается грыжа ее пищеводного отверстия. При этом боли в груди усиливаются в положении лежа, а стоя они утихают или исчезают. 
 
Повреждения в области грудной клетки, например растяжения мышц, ушибы или переломы ребер, вызывают боли, усиливающиеся при глубоком дыхании. 
Инородное тело, которое ребенок мог незаметно проглотить, вначале вызывает приступообразный кашель, боли в груди и, возможно, нарушения дыхания. Боли могут утихнуть, а через несколько дней или недель возникнут симптомы воспаления легких. 
Заболевания или аномалии развития сердца (даже в тяжелых случаях) вызывают у детей типичные боли в груди значительно реже, чем у взрослых. 
 
Понос (диарея) 
 
При поносе кал теряет обычную консистенцию, становится мягким или жидким, с неприятным запахом, иногда приобретает зеленоватый оттенок; кроме того, может содержать примеси слизи и крови. На тяжесть заболевания указывает частота дефекации. В легких случаях стул может быть 2—3 раза в сутки, в тяжелых— до 20 и более, кал при этом водянистый, с примесями. Если после двух-трехкратного жидкого стула состояние нормализуется, то расстройство функции кишечника не должно вызывать опасения. С водянистым калом организм теряет много жидкости и минеральных солей, что может, особенно у детей до 5 лет, очень быстро привести к обезвоживанию. Чем меньше ребенок, тем быстрее при определенных обстоятельствах развиваются серьезные осложнения с опасными для жизни нарушениями кровообращения и обмена веществ. Большинство острых заболеваний, сопровождающихся поносом, вызываются различными вирусами и бактериями. Другими причинами могут быть грибки, паразиты, отравления, а также некачественное и неправильное питание. Нередко расстройство стула вызывается применением антибиотиков. Некоторые компоненты пищи при определенных заболеваниях вызывают продолжительный понос, например зерновые продукты при целиакии, молочная диета при непереносимости белка коровьего молока или лактозы. 
 
Понос возникает при:  
► неправильном питании, употреблении испорченных продуктов питания; 
► кишечных инфекциях (сальмонеллез, дизентерия); 
► аллергии на пищевые продукты; 
► непереносимости коровьего молока; 
► аппендиците; 
► инфекции мочевыводящих путей; 
► воспалении среднего уха; 
► гриппе; 
► отравлениях; 
► реакции на лекарственные препараты; 
► целиакии; 
► муковисцидозе; 
► колите. 
 
Во время прорезывания зубов часто наблюдается жидкий стул, причина которого связана не непосредственно с состоянием ротовой полости, а с повышенной восприимчивостью к инфекционным заболеваниям. Инфекции дыхательных и мочевыводящих путей, воспаление среднего уха сопровождаются поносом, но кишечник при этом не инфицируется. 
При поносе ребенок больше всего страдает от судорожных болей в животе, возникающих до и после отхождения кала. Аппетит отсутствует, может появиться рвота и повышение температуры, что указывает на наличие инфекции. Грудные дети перед поносом отказываются от пищи, беспокоятся, плачут. 
 
У детей старше 5 лет заболевания, сопровождающиеся жидким стулом, протекают легче, более кратковременно; чем у младенцев, обезвоживания не возникает. Однако такая опасность существует, если понос сопровождается рвотой, из-за чего усваивается мало жидкости. 
Самой частой причиной поноса у детей старшего возраста являются вирусные инфекции (абдоминальная форма гриппа). Второе место занимают дизентерийные бактерии и сальмонеллы. Наконец, понос может появиться при употреблении недоброкачественной пищи, от бактериальных ядов в продуктах питания (отравление пищевыми продуктами), а также как пищевая аллергическая реакция. Другими болезнями с продолжительным частым поносом являются: язвенный колит— воспалительное заболевание толстой кишки с изъязвлением слизистой оболочки и кроваво-слизистым поносом; муковисцидоз— наследственное заболевание слизеобразующих желез, сопровождающееся нарушением функции пищеварения и выделением обильного зловонного жидкого кала. 
 
Рвота 
 
В детском возрасте рвота бывает часто и в большинстве случаев не приводит к тяжелым последствиям. Грудные дети иногда срыгивают, и это безвредно, если малыш нормально прибывает в весе. Однако неукротимая рвота может свидетельствовать о непереносимости детского питания, молока или другого продукта. Частая обильная рвота после кормления в первые 3 месяца дает основание заподозрить спазм привратника. Любые инфекции желудочно-кишечного тракта, а также неправильное питание грудных детей могут сопровождаться рвотой. Ее причиной являются инфекционные болезни (грипп, инфекции мочевыводящих путей, ангина, воспаление мозга, скарлатина). Рвота наблюдается при аппендиците, кишечной непроходимости, вдавлении тонкого кишечника в толстый (инвагинация) и ущемленной грыже. Сильные головные боли (при мигрени, опухоли и сотрясении головного мозга) также вызывают рвоту. В случае если она возникает при повышенной температуре, головных болях и ригидности затылка, можно предположить воспаление мозговых оболочек (менингит). 
 
Рвота возникает при:  
► психической неустойчивости, перенапряжении, волнении; 
► гастрите; 
► желудочно-кишечных инфекциях; 
► простудных заболеваниях;  
► ангине; 
► аллергии на продукты питания; 
► спазме привратника; 
► инфекции мочевыводящих путей; 
► скарлатине; 
► коклюше; 
► менингите, энцефалите, сотрясении мозга; 
► опухоли мозга; 
► мигрени; 
► аппендиците; 
► кишечной непроходимости; 
► инвагинации кишок; 
► ущемленной паховой грыже; 
► отравлениях. 
 
Не только рвота, но и цвет, запах, примеси в рвотных массах могут быть симптомами многих болезней. Обычно первые рвотные массы содержат остатки пищи с кислым запахом, затем желтоватый слизистый желудочный сок и в самом конце — желто-зеленую желчь. Кровавая рвота имеет темно-коричневый «кофейный цвет», так как эритроциты разрушаются под действием желудочного сока. При кишечной непроходимости в рвотные массы попадает кал. 
 
У психически неустойчивых детей при плохом самочувствии возникает неукротимая рвота. У больного сахарным диабетом в тканях образуется ацетон, который выделяется легкими, вследствие чего от ребенка исходит соответствующий запах (рвота с запахом ацетона). 
Потеря жидкости и солей при неукротимой рвоте приводит обезвоживанию организма. При частой рвоте, которую невозможно остановить голодом и употреблением холодной воды, седует обязательно обратиться к врачу. Чем младше ребенок, ем раньше это нужно сделать. 
 
Высыпания на коже (сыпь) 
 
Высыпания на коже бывают у каждого ребенка. Они появляются внезапно в виде красноватых пятнышек, папул (бугорков), пустул (гнойных пузырьков), волдырей (светло-розовых или беловатых возвышений) или наполненных жидкостью пузырьков, что часто сопровождается зудом. 
 
Высыпания могут возникать слитно, на больших поверхностях или только на ограниченных участках кожи. Причины их так разнообразны, что не всегда удается установить, чем же вызвана сыпь. Она может появиться в результате контакта с химикатами, чистящими средствами, медикаментами, находящимися в домашнем обиходе, от воздействия определенных тканей (шерсть, искусственные волокна), от солнца, жары или холода. Определенные продукты питания или пищевые добавки также вызывают сыпь при аллергической реакции. Некоторые инфекционные болезни (корь, краснуха, ветряная оспа, скарлатина, герпес и опоясывающий лишай) характеризуются типичными для них высыпаниями, которые, как правило, появляются вместе с другими симптомами. 
 
Высыпания на коже возникают при: 
► кори; 
► краснухе; 
► скарлатине; 
► ветряной оспе; 
► опоясывающем лишае; 
► герпесе; 
► аллергии; 
► экземе; 
► себоррее (парша головы); 
► пеленочном дерматите; 
► грибковых заболеваниях; 
► инфекционном мононуклеозе; 
► гепатите; 
► менингококковом сепсисе. 
 
Изменения цвета кожи, например покраснение (особенно лица), возникают при температуре, возбуждении, приливе крови к голове; синеватая окраска, преимущественно губ, кончиков пальцев, бывает при переохлаждении, удушье или нарушениях кровообращения. Желтуха, сопровождающая заболевания крови, желчного пузыря, печени, сначала заметна на склерах, а затем распространяется по всему телу. 
 
Тахикардия 
 
Учащенное сердцебиение (тахикардия) при физической активности, нервном возбуждении и высокой температуре — это обычное явление. 
Приступ учащенного сердцебиения в некоторых случаях не имеет патологических причин. Речь идет о вегетативных нарушениях регуляции у детей и подростков, которые склонны к таким проявлениям. 
 
Тахикардия возникает при: 
► нервно-эмоциональном стрессе; 
► быстрой перемене положения тела (из горизонтального в вертикальное); 
► клапанных пороках сердца; 
► эндокардите; 
► гиперфункции щитовидной железы; 
► нарушении сердечного ритма. 
 
Вегетативная нервная система—симпатическая и парасимпатическая — оказывает влияние на функции желез и мускулатуры внутренних органов. Она работает самостоятельно (автономно) и не зависит от произвольного влияния. Ее деятельность находится в тесной связи с центральной нервной системой. Из-за психических нагрузок, семейных ссор, повышенных школьных требований, то есть из-за стрессов любого рода, может нарушиться чувствительное равновесие вегетативной нервной системы, и возникнет поврежденная регуляция органов. 
 
Органическими причинами тахикардии являются: врожденные пороки сердца, воспаление сердечной мышцы (миокардит) при ревматической лихорадке, инфекционных болезнях (грипп, дифтерия, менингит, скарлатина, токсоплазмоз) или хронические гнойные очаги, например при частых ангинах. 
Приобретенный клапанный порок сердца, вызванный ревматическим эндокардитом, также сопровождается тахикардией. Кроме того, тахикардия является симптомом гиперфункции щитовидной железы. 
 
Кашель 
 
Кашель — это защитный рефлекс, возникающий в случае если в дыхательные пути проникает «инородный объект» и раздражает слизистую. Кашель не опасен, но если он частый и сильный, то мешает сну, может быть причиной мышечных болей и изнеможения. У малышей кашель может вызвать рвоту. Если у ребенка повышенная температура и кашель, то назначение только противокашлевых средств не обеспечивает выздоровления. Кашлем может сопровождаться ряд заболеваний: острые респираторные вирусные инфекции, грипп, бронхит, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, воспаление легких, коклюш. 
 
Кашель возникает при: 
► простудных заболеваниях; 
► бронхиолите, бронхите; 
► ларингите; 
► крупе; 
► воспалении легких; 
► воспалении придаточных пазух носа; 
► гриппе, бронхиальной астме; 
► сердечной астме; 
► кори, коклюше; 
► скарлатине, дифтерии; 
► муковисцидозе. 
 
При кашле врач может прописать горчичники. Кроме традиционного способа, когда горчичники ставят непосредственно на кожу или на какую-либо тонкую прокладку, можно применить следующий. Берется пеленка (тканевая), смоченная теплой водой и хорошо отжатая. Грудь и спину ребенка обертывают этой пеленкой и смоченные горчичники прикладывают именно к ней. Их можно закрепить (всю конструкцию) широким бинтом. Ребенка следует одеть, надеть на него теплую кофточку и можно позволять ему играть, потому что снимать горчичники нужно будет не раньше чем через 2 часа. Сильного жара эти горчичники не дают и красного следа на коже не оставляют. Ребенок ощущает просто ровное приятное тепло. Ни на спине, ни на груди горчичники не ставят на область сердца; в комнате не должно быть сквозняка. С горчичниками на спине и на груди можно сочетать горчичники на икрах. Это усиливает кровоток в организме и способствует скорейшему выздоровлению. 
 
Если дома не оказывается аптечных горчичников или у них явно вышел срок годности, можно изготовить самодельный: смешать сухую горчицу (горчичный порошок) и муку пополам, развести водой до образования кашицы, нанести на мягкую тряпку (не марлю!), сложить ее в несколько раз и использовать как горчичник. После обтереть кожу влажной салфеткой. 
 
Но горчичники полностью противопоказаны при любых аллергических проявлениях у детей. Детям со склонностью к аллергии вообще противопоказаны процедуры, в которых применяются пахучие вещества (например, камфарный спирт, горчица, скипидар). Эти вещества могут спровоцировать спазм бронхов и затруднение дыхания. 
А вот масляные компрессы при бронхитах полезны всем — и аллергикам и неаллергикам. Масляные компрессы, как и другие тепловые процедуры, следует делать тогда, когда хотя бы временно температура снизилась. Растительное масло греют до температуры 40—45 °С, в нем смачивают холщовую или полотняную тряпку, быстро оборачивают вокруг грудной клетки, сверху закрывают еще одной тряпкой, потом полотенцем, шерстяным шарфом и оставляют на 2 часа. После окончания обертывания ребенка надо непременно обтереть теплой влажной салфеткой, чтобы масло не закрывало кожные поры, через которые выделяются вредные продукты обмена. 
 
Существует теория: для лучшего очищения организма во время болезни ребенка следует купать, так как отсутствие ежедневного купания способствует зашлаковыванию организма и только ухудшает состояние ребенка, но в нашей стране заболевших детей традиционно не купают, особенно в холодное время года. Только после того, как температура тела станет нормальной и продержится без повышения хотя бы два дня, можно искупать ребенка. Если вы снижали температуру воды с целью закаливания, то теперь придется вернуться к верхней отметке — той, с которой начинали закаливание (обычно эта температура не превышает 36—37 йС). 
Причиной некоторых болезней, начинающихся кашлем, является аллергия (бронхиальная астма) или вдыхание раздражающих веществ, например двуокиси серы, пыльцы цветов (поллиноз). 
 
Боли в ушах 
 
Самой частой причиной ушной боли в раннем детском возрасте является острое воспаление среднего уха— отит. Кроме боли в ухе отит сопровождается повышенной температурой и часто является следствием предшествующей простуды, если инфекция попадет в среднее ухо из носоглотки через соединительный канал (евстахиеву трубу). 
Острым гнойным воспалением среднего уха чаще болеют дети в возрасте до 2 лет. Евстахиева труба у них короткая и широкая, поэтому инфекция проникает очень легко. 
 
Боли в ушах возникают при: 
► распространенной зубной боли; 
► инородном теле в ухе; 
► ушной серной пробке; 
► простуде; 
► тонзиллите; 
► воспалении носоглоточных миндалин; .  
► полипах, воспалении среднего уха; 
► воспалениях евстахиевой трубы (туботит); 
► детских болезнях (как сопутствующий синдром). 
 
Изменение настроения 
 
Изменение настроения ребенка, как и отсутствие аппетита, может быть первым признаком нездоровья, особенно если малыш часто плачет, пронзительно кричит или тихо хнычет, поразительно молчалив или охвачен беспричинным беспокойством, его постоянно клонит ко сну или сон его нарушен. Плохое настроение и раздражительность, нежелание играть, рассеянность и нервозность у обычно жизнерадостного ребенка могут быть безошибочным признаком того, что в его самочувствии или поведении произошли отклонения. 
 
Изменения настроения сопровождаются:  
► апатией;  
► беспокойством;  
► возбудимостью;  
► рассеянностью;  
► отсутствием интереса к обычным занятиям. 
 
Быстрая утомляемость, отсутствие интереса и снижение успеваемости в школе у старших детей должны также стать для вас сигналом, на который следует обратить внимание, и в случае сомнения — побеседовать с врачом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атопический дерматит у детей  первого года жизни

Атопический дерматит – аллергическое  заболевание, встречающееся у 3-4% детей  раннего возраста, обусловлено воздействием генетических  и средовых факторов. Риск развития атопического дерматита у новорожденных детей достигает 57%, если аллергическими заболеваниями страдала мать и 46% –  отец

Кожа ребенка первого года жизни  очень нежная, и благодаря развитой сосудистой сети, реакции на внешнее  воздействие наступают быстро, а  вследствие недостаточного развития эластического  слоя сосудистой стенки длительно сохраняются.

Наиболее часто встречаемые  заболевания кожи у детей первого  года жизни носят аллергический  и/или инфекционно-воспалительный характер.

Роль пищевого фактора неоспорима – чем меньше ребенок, тем больше вероятность развития пищевой аллергии. Особенное значение она приобретает  для детей грудного возраста. За пищевую аллергию в некоторых  случаях принимают псевдоаллергические  реакции на вещества, попадающие в  продукты питания при их переработке  – красители, консерванты (в том  числе фруктовые кислоты, аскорбиновая кислота и другие витамины).

Число факторов, способных поддерживать обострение атопического дерматита, по данным последних лет, продолжает увеличиваться.

Основное место в ряду причин, усугубляющих течение атопического дерматита у детей грудного возраста, занимают дисбиотические нарушения  кишечника – патогенная и условно  патогенная флора, снижение общего количества бифидо-,  лактобактерий.

Не последнюю роль в поддержании  обострения атопического дерматита  играют инфекционные агенты, которые  усугубляют воспалительный процесс  и способствуют еще большей сенсибилизации организма. Бактериальные возбудители  в большом количестве находятся  на коже, слизистых оболочках, предметах  окружающей среды. У новорожденных  отмечается повышенная чувствительность к стафилококковой инфекции. У 80-95% больных атопическим дерматитом золотистый стафилококк являлся  доминирующим микроорганизмом, при  экссудативных изменениях кожных покровов у детей раннего возраста он обнаруживался  в 100% случаев.

Раннее выявление провоцирующих  факторов (определение специфических  иммуноглобулинов в крови) позволяет  своевременно начать адекватную терапию  и добиться стойкой ремиссии. 

Лечение детей с атопическим  дерматитом включает несколько направлений  – уход и местную терапию, антигистаминную  терапию, соблюдение элиминационного  режима, диетотерапию, коррекцию дисбиотических нарушений кишечника, противорецидивное  лечение.

Уход и местная  терапия.  В ряду рекомендуемых процедур в остром периоде атопического дерматита большая роль принадлежит ежедневным ваннам с добавлением крахмала, отвара овсянки, пшеничных отрубей, после которых наносят средства медицинской косметики, способствующие восстановлению гидролипидной пленки,  очищению и увлажнению кожи. При постоянном использовании указанных средств (2-3 раза в сутки), уменьшаются и исчезают нарушения защитной функции кожи, нормализуется ее структура и функция. К таким средствам для наружного применения относятся Бепантен, Липикар, Гидронорм, Цералип, средства косметических линий «Адерма», «Мустела» и др. В ранние сроки заболевания хороший терапевтический эффект оказывает 1% крем Элидел, обладающий противовоспалительным и иммуномодулирующим действиями, и способствующий исчезновению зуда, покраснения, отечности.

Значительное место при лечении  атопического дерматита, приобретшего торпидное (упорное) течение и при  неэффективности других средств, принадлежит  местным глюкокортикостероидам, которые  обладают противовоспалительными, противоаллергическими  и противозудными свойствами. Среди  широкого спектра предлагаемых средств  предпочтение отдается современным  негалогенизированным кортикостероидам нового поколения – Адвантан, Локоид, Элоком.

Фармакотерапия.  Антигистаминные препараты находят широкое применение в лечении атопического дерматита. В настоящее время применяют средства 1 и 2 поколения. При атопическом дерматите, сопровождающимся зудом, предпочтение отдается препаратам с седативным действием. При атопическом дерматите детям с признаками гипотрофии рекомендуются средства, обладающие анаболическим действием. При атопическом дерматите с преобладанием экссудативного компонента воспаления рекомендуются антигистаминные препараты с мембраностабилизирующим действием.

Элиминационный  режим. Достижение скорой ремиссии возможно, прежде всего, при устранении причинно-значимых аллергенов.  При атопическом дерматите необходимо исключить контакты кожи с синтетическими и шерстяными материалами. С кожей могут соприкасаться только хлопчатобумажные ткани. Стирать их надо простым мылом или специальными гипоаллергенными моющими средствами. Купать детей рекомендуется с использованием детского мыла. Кроме того, в обязательном порядке из рациона кормящей матери и/или ребенка исключаются продукты, обладающие выраженными аллергенными свойствами (орехи, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мед, яйца, красные фрукты и ягоды, продукты с искусственными красителями и ароматизаторами, рыба и морепродукты). 

Диетотерапия. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, нередко развивается сенсибилизация к белкам коровьего молока. В таких случаях ребенка переводят на адаптированные смеси на основе гидролизатов коровьего молока или козьего молока. Введение молочных продуктов в рацион детей с сенсибилизацией к белку коровьего молока откладывается до достижения одного года, а детям с атопическим дерматитом иного генеза – допускается только в период стойкой клинической ремиссии. Исключается также употребление близкого по антигенной структуре к белку коровьего молока белка говядины. В рацион таких детей рекомендуется вводить кисломолочные продукты, а для приготовления каш использовать гидролизованные смеси.

Коррекция дисбиоциноза кишечника. Необходимость и сроки проведения этих мероприятий должны оцениваться врачом индивидуально, исходя из характера и выраженности изменений в составе кишечной микрофлоры, особенностей течения и фазы основного заболевания, наличия сопутствующей патологии и состояния общей иммунорезистентности организма. В фазу обострения от терапии пре- и пробиотиками целесообразно воздержаться во избежание возможных аллергических реакций и утяжеления состояния ребенка.

Атопический дерматит отличается длительным, в некоторых случаях неконтролируемым течением. Клиническая ремиссия разной степени продолжительности может  чередоваться с периодами обострения. Причина состоит в том, что  у детей даже при наступлении  ремиссии функции кожи восстанавливаются  не полностью, следы перенесенного  воспалительного процесса сохраняются  длительное время.

Лечение и наблюдение детей с атопическим дерматитом требует комплексного подхода, подбор терапевтических мероприятий проводится с учетом

 

Лечение атопического дерматита


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта

(ЖКТ) подразумевают наличие  клинических симптомов при отсутствии  органических изменений со стороны  ЖКТ (структурных аномалий, воспалительных  изменений, опухолей, инфекции).

Обычно функциональные нарушения  связывают с изменением моторной функции и соматической чувствительности, отклонениями секреторной, всасывающей  функций пищеварительной системы [1]. Наиболее распространенными функциональными  нарушениями ЖКТ у детей первого  года жизни являются: синдром срыгиваний (регургитации) и функциональные запоры.  
 
Под синдромом срыгиваний понимают заброс содержимого желудка в ротовую полость.  
 
Распространенность срыгиваний (регургитаций) у детей первого года жизни, по данным ряда исследователей, колеблется от 18 до 50% [2, 3, 4]. Чаще всего срыгивания наблюдаются в первые 4–5 мес жизни.  
 
Высокая частота регургитаций у детей грудного возраста обусловлена особенностями строения верхних отделов пищеварительного тракта, незрелостью нервно-гуморального звена сфинктерного аппарата и моторики ЖКТ.  
 
Регургитации у детей первого года жизни наиболее часто вызываются следующими причинами.  
 
Срыгивания без органических изменений со стороны ЖКТ:  
 
быстрое сосание, аэрофагия, перекорм, нарушение режима кормления, неадекватный подбор смесей и др.;  
перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС);  
ранний переход к густой пище;  
пилороспазм.

Информация о работе Актуальные проблемы детей раннего возраста