Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития психологического знания о труде.
2. Проанализировать развитие человека в труде.
3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8
1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12
Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21
2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24
2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26
2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28
2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30
2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34
2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40
2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42
Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44
Вывод……………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа правка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

1.1 Развитие человека в труде

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека-работника. Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.

В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю. Б. Гиппенрейтер): 1) усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности); 2) формирование "социального слоя личности"; 3) формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение). Для того чтобы понять специфику развития личности специалиста, предстоит выделить также особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого человека. Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова.

1. Стадия предыгры (от  рождения до трех лет), когда  происходит освоение функций  восприятия, движения, речи, простейших  правил поведения и моральных  оценок, которые становятся основой  дальнейшего развития и приобщения  человека к труду.

2. Стадия игры (от трех до шести-восьми лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя). Заметим, что Д. Б. Эльконин, вслед за Г. В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда" и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от шести-восьми до 11 - 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия "оптации" (от 11 - 12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки  к жизни, к труду, время сознательного  и ответственного планирования  и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечал сам Е. А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия адепта - это профессиональная  подготовка, которую проходит большинство  выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это  вхождение в профессию после  завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до двух-трех лет.

7. Стадия интерпала - это  вхождение в профессию в качестве  полноценного коллеги, способного  стабильно работать на нормальном  уровне. Это стадия, о которой  Е. А. Климов говорит, что работника  коллеги воспринимают как "своего  среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника - высший  уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что  работник является не просто  великолепным специалистом в  своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать свой наиболее ценный опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение ценного опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.[1]

 

Об этапах освоения профессии рассуждает А. К. Маркова. Она выделяет следующие уровни профессионализма:

1) допрофессионализм (человек  уже работает, но не обладает  полным набором качеств настоящего  профессионала);

2) профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает  и выполняет все, что от него требуется);

3) суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных  достижений);

4) непрофессионализм, (внешне  достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает  много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность);

5) послепрофессионализм (человек  может оказаться "профессионалом  в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других  специалистов).

 

А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:

1) адаптация человека  к профессии;

2) самоактуализация человека  в профессии (приспособление человека  к профессии - "выработка индивидуальной  профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

3) гармонизация человека  с профессией (близко к уровню "мастерства" - но Е. А. Климову). Человек работает как бы "играючи", легко выполняя задания по  освоенным технологиям;

4) преобразование, обогащение  человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают даже переживать и волноваться оттого, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. Настоящее творчество предполагает поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата. Но при этом творчество предполагает настоящий риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и в итоге не всегда выходят на уровень настоящего творчества, иногда сильно переживая это (как, например, переживают артисты, если им не удается найти новое воплощение какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой формирования индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речь;

5) этап свободного владения несколькими профессиями. Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом (близко к тому, что Е. А. Климов называл стадией "наставника"). Например, хороший учитель химии - это одновременно и философ, и психолог, и политик;

6) этап творческого самоопределения  себя как Личности предполагает, что профессионал в своей работе  стремится реализовать свою главную  жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.

При этом А. К. Маркова считает, что четвертый, пятый и шестой этапы - это стадии "суперпрофессионализма".

 

На Западе достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера. Она была сделана на основе переосмысления исследований, проведенных еще в 1951 г. Э. Гинзбургом, а также исследований Д. Миллера и В. Форма. Сама периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы.

1. Этап роста, когда происходит  развитие основных интересов  и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11 - 12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).

2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемым с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможностей попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо больше, чем в нынешней России.

3. Пробный этап. Здесь  человек "пробует" себя в качестве  полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными  работниками (25-30 лет). Как известно, именно конкуренция в стремлении  к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в цивилизованном обществе. Поэтому молодой специалист прежде всего осваивает именно эту "науку". При этом предполагается, что стремление к успеху - это важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личностного развития.

4. Этап стабилизации, утверждения  себя в качестве падежного  и преуспевающего специалиста. Этот  период часто предполагает дальнейшее  профессиональное образование и  упрочение своих позиций в  обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет).

5. Этап поддерживания, сохранения  достигнутых в ходе карьерных  усилий позиций (от 45 до 64 лет). Человек  на данном этапе стремится  создать устойчивое профессиональное  и социальное положение. Именно  здесь решается вопрос, получится  ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще.

6. Этап спада, ухода, уменьшения  профессиональной и социальной активности (от 65 лет и далее).Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только различием в теоретико-методологических взглядах, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации отечественного психолога Е. А. Климова профессиональное самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет. Вероятно, в американском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора и на пробу своих сил в разных видах деятельности. Общество не торопит подростков поскорее начинать зарабатывать деньги. Общество дает подросткам время для выбора профессии, для получения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности.

Также при рассмотрении этапов развития человека нередко обнаруживаются перекосы различных составляющих этого развития. [2]

 

1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности

Переживания являются важнейшим компонентом чувственной ткани сознания, который наряду с ощущениями, образцами, представлениями составляет содержание внутреннего, чувственно-ощущаемогомира человека. Переживания представляют собой безобразную форму непосредственной презентации в сознании человека аффективных, мотивационно-эмоциональных сторон бытия человека. Для человека, испытывающего переживания, они не имеют локализации ни в определенном месте организма человека, ни в окружающем пространстве. Перживания есть отражение не качеств и особенностей объектов, а отношения человека к тем или иным объектам, явлениям, событиям. Они не увеличивают нашего знания.

Переживания человека возникают в результате отождествления его обусловленного ума с окружающими объектами и происходящими событиями и, как правило, ничем не оправданы. Корова не будет переживать за человека, но когда человек имеет корову, он будет переживать не только за себя, но и за неё. Человек покупает машину и переживает за неё. Он имеет жильё, дорогие предметы и переживает за всё это. И чем больше он имеет, тем больше его переживания.

Если человек переживал только за то, что он имеет, но ведь он же воображает будущее и может даже переживать, что новое представление о будущем не совпадёт с его прежним воображением будущего. Если быть внимательным к тому, о чём переживает человек, то получится полная бессмыслица. Но человека, считающего себя существом логичным, такая бессмыслица почему-то совсем не смущает. И он может постоянно переживать за своё отождествлённое воображение, принося переживаниями и страданиями разрушение своему телу.[4]

Одно из основных отличий человека от животного заключается в том, что он может неоднократно переживать прожитые им переживания, сохранённые в памяти. Каждый раз, прокручивая эти переживания в уме, добавляя новые комментарии, новые варианты, возможности, человек может буквально пережёвывать одно и то же переживание до бесконечности.

На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта. Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счет активизации адаптационных процессов.

  При анализе работоспособности  субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка). Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.).

Информация о работе Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности