Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития психологического знания о труде.
2. Проанализировать развитие человека в труде.
3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8
1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12
Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21
2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24
2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26
2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28
2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30
2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34
2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40
2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42
Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44
Вывод……………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа правка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6

1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8

1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12

Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21

2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24

2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26

2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28

2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30

2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34

2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40

2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42

Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44

Вывод……………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………..51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня, в эпоху массовой культуры и с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй  план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей и для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Одна из главных идей нашей работы заключается в том, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру и, естественно, выходят за рамки традиционно понимаемой психологии. Далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. В итоге труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

Принципиальные сложности, с которыми сталкивается в настоящее время психология труда как область знания и как психологическая дисциплина. Их сущность как раз и состоит в том, сто мир труда, содержание и структура профессиональных деятельностей, система общественного разделения труда- все это принципиально, качественно изменилось и продолжается меняться. Однако традиционная структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и продолжают сохранять свою преобладающую связь с теми видами профессиональной деятельности, которые уже утратили или утрачивают свою ведущую роль в общественном разделении труда.

Традиционная – классическая психология труда, отраженная в соответствующих учебниках, базируется на более простых видах профессиональной деятельности. Современный мир профессий открывает иные реалии, диктует другие требования, связанные с необходимостью изучения нетрадиционных для классической психологии труда видов деятельности. Именно с ними в первую очередь столкнется большинство выпускников вузов.

Постепенно, достаточно медленно, меняется отношение и к самому труду, постепенно начинает осознаваться значительной частью общества объективно и трезво- в качестве средства, которое дает ровно такую отдачу, насколько хорошо это средство будет использовано. В результате такого переосмысления многие представители наиболее квалифицированных видов профессиональной деятельности приходят к необходимости изыскания средств для повышения эффективности своего труда. Одним из них как раз и является знание собственно  психологических закономерностей. Тем самым психологические знания о труде способствуют повышению профессиональной компетентности. Последняя является основным фактором, главной производительной силой индивидуального труда. Поэтому, способствуя развитию профессиональной компетентности, психология труда также выступает фактором повышения эффективности профессиональной деятельности. Знания об основных психологических закономерностях, о психологических основах профессиональной деятельности рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. В силу этого психологического дисциплины, и в частности психология труда, получают все большее распространение в структуре учебного процесса факультетов, не только психологического, но и других профилей.

Из всего этого следует два основных вывода: все происходящие сегодня социально-экономические изменения сходятся на одном и том же- необходимости возможно более полного и глубокого использования знаний о психологии деятельности и ее субъекта, основу чего составляет психология труда, эти изменения одновременно бросают вызов самой классической, традиционной психологии труда-переориентируют ее на иные, новые профессии, на иные проблемы, направления и области изучения, не отменяя прежней- классической психологии труда, новая психология профессиональной деятельности должна ответить на этот вызов. Это стратегическая задача развития психологии труда, и ее еще предстоит решить.

 

Объект курсовой работы человек в системе трудовой деятельности.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю  развития психологического знания  о труде.

2. Проанализировать развитие  человека в труде.

3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде

 

Е.А. Климов и О.Г. Носкова (1992) выделяют разные варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта:

1. Мифологическое знание  как разновидность модельных  представлений о психической  регуляции труда.         

2. Отражение психологических  знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах. Интересно, как отмечал В.Я. Пропп, что "чаще всего колдовские обряды инициации - посвящение юношей в охотники - это не только проверка их "готовности" к труду, но и приобщение к мифологическому обряду - главному таинству племени".  Вместе с коллективными обрядовыми формами важную роль играли индивидуальные формы (заговоры, обереги) как "элементы словесного сопровождения языческого заклинательного, магического обряда": характерно - обязательность выполнения всех элементов процедуры Смысл всего этого - воспитать уважение к труду, в связи с чем Е.А. Климов отмечает: "Честь тому, кто изобретет хороший психологический эквивалент производственным мифам, обрядам, оберегам и т.д." Хотя реально такие "эквиваленты" существуют и сейчас (например, известный "психотерапевтический миф" существует не только для клиентов, но и для самих психотерапевтов; в каждой социально-профессиональной "группе-тусовке" существуют свои мифы и обряды, повышающие степень профессионального самосознания участников этих групп и т.п.).

3. Изобразительные средства  фиксации представлений о труде - это, например, изображения животных (объектов охоты), сцен самой охоты (как передача успешного "опыта" другим поколениям, выступающие в качестве своеобразных инструкций) и т.п.

4. Песня и ритм - как  средство управления функциональным  состоянием человека в труде. В этой связи известный историк и этнограф К. Бюхер в своей книге "Работа и ритм" писал, что само содержание песен часто имело второстепенную роль, главное - это ритм песни. Заметим, что и сейчас ритм рассматривается как важное условие создания особого настроения как в производственной деятельности, так и вне ее. Ритм особо важен при выполнении коллективных трудовых действий. При этом сами песни часто являются средством управления своим состоянием и поддержанием самого настроя на работу. И лишь постепенно песни и танцы приобретали самостоятельное значение (эстетическое, социальное).

5. Психологическое знание  о труде в народных пословицах  и поговорках соотносится со  многими собственно психическими  регуляторами трудовой деятельности.

Традиционно само возникновение социологии управления связывают с именем американского исследователя Фредерика Уинслоу Тейлора. Именно его считают основателем научного менеджмента. С его именем связывают качественный прорыв в изучении трудовой деятельности в условиях реального производства. Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства. Заметим, что до него больше говорили об управлении фабрикой как особой "машиной", а еще раньше говорили об управлении техникой. К этому можно добавить господствовавшие в конце ХIХ - начале ХХ вв. подходы к изучению физиологических основ трудовой деятельности. Ф. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Хотя, справедливости ради, надо вспомнить и К. Маркса, который также пытался анализировать трудовую деятельность, но с позиций не столько психологического, сколько социально-экономического подхода.[1]

 

 

Можно условно выделить 3 фазы в эволюции взглядов Тейлора:

1 фаза - система поштучной  оплаты (главное - инициатива работника  и соответствующая этой инициативе  заработная плата); главный метод - хронометраж рабочего времени;

2 фаза - контроль не за  производительностью труда, а за самим методом работы (определяется максимальная оплата за наиболее тяжелый труд и минимальная оплата - за наименее тяжелый труд);

3 фаза - вместо концентрации  управления в одних руках - система "функциональной администрации", состоящая из нескольких (например, из восьми) мастеров - "супервайзеров". Все это предполагало выделение в трудовом процессе определенных элементов (по критериям затраченного времени, трудоемкости работ, качеству исполнения и т.п.), что само по себе уже являлось научным анализом единой трудовой деятельности.

Выделяются четыре основных принципа системы Ф. Тейлора:

1. обобщение и классификация  умений и навыков всех рабочих;

2. тщательный отбор на  основе научно установленных  признаков;

3.административное осуществление "сердечного сотрудничества" с рабочими (например, с помощью ежедневных надбавок за скорую работу и т.п.);

4. почти равное разделение  труда и ответственности между  рабочим и

управляющим.

Таким образом, надо различать:

А) систему Тейлора в узком смысле (как совокупность эффективных методов, принципов и взглядов на организацию и управление трудом);

В) тейлоризм в широком смысле как социальное явление (определенный подход по извлечению максимальной прибыли с использованием передовых достижений науки).

Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующиесущественныеособенности социально-экономического развития страны.

Анализируя состояние психологии труда в России на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов иО.Г. Носкова выделяют следующие линии ее развития:

1. Развитие идей учета  субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда:

Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности.

Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности. Например, исследования трудовых действий В.П. Горячкина (на основе работ И.М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н.А. Шевелев впервые предложил термин "техника безопасности труда". В.И. Михайловский

составил "Проект обязательных постановлений о мерах …для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях" (1899 г.) и т.п.

2. Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной - шотландская оказалась лучше, (т.е. более соответствующей возможностям работников). Главный смысл таких, ужеусовершенствованных к концу ХIХ в. экспертиз- "предохранение работников от несчастий" и др.

3. Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании. Еще в 1804 г. Я.Д. Захаров описывает наблюдения над своим самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод "наблюдения над самим собой", который использовал и знаменитый летчик П.Н. Нестеров. С.П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели: "силы произвольной мускулатуры", тактильной и болевой чувствительности…

Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись (по С.Н. Кульжинскому): переутомление, физиологические причины, психологические причины -все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников, например, аппарат за контролем поездных бригад (Н.Г. Дидушкин). Изобретаются "повторители семафоров" для анализа дорожных происшествий - прообраз "черных ящиков" в современной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.[1]

Информация о работе Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности