Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития психологического знания о труде.
2. Проанализировать развитие человека в труде.
3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8
1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12
Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21
2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24
2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26
2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28
2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30
2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34
2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40
2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42
Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44
Вывод……………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа правка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информации остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека.

Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. [10]

 

2.1.6. Пожилой возраст

Старый человек очень раним. И, поэтому, никогда не надо с ним говорить грубым, раздражительным тоном. Он должен чувствовать уважительное к себе отношение. Социологический анализ не всегда подтверждает правильность положения о том, что идеальным для старых людей является проживание их с взрослыми детьми и внуками и что разобщение семьи равнозначно изоляции старых людей. В настоящее время обстоятельства сложились так, что нормальным положением является раздельное проживание пожилых родителей, их детей и внуков. Во многих случаях это сохраняет или возвращает хорошие отношения, изменившиеся при совместном проживании.

Перемена места жительства пожилого или старого человека вызывает у многих из них тяжелые эмоцио­нально-стрессовые ситуации. Оно может быть вызвано не только самочувствием человека, но и необходимостью капитального ремонта дома или переездом в другой дом, как правило, на окраине города, без надежды возвратиться на прежнее место. В этих случаях пожилые люди часто теряют уже налаженные общественные связи, вынуждены в какой-то мере изменить уже привычный образ жизни, адаптироваться к новым условиям проживания, что, как правило, удается сделать с трудом.

Самая тяжелая психическая травма для стариков, кроме потери близкого человека - конфликт с детьми. Высокая культура молодых людей, сознание высокой ранимости близких, достигших пожилого и старческого возраста, всегда должны присутствовать в отношениях между членами семьи.

Работа помогает развитию многих способностей человека, делает его нужным окружающим, придает смысл жизни.Достигнув пенсионного возраста, важно продолжать трудиться, но в соответствии с состоянием здоровья. Пожилым людям не следует выполнять тяжелую физическую работу, о которой еще Аристотель говорил, что она сушит тело и ведет к преждевременной старости. Можно сказать, что умеренный труд - это здоровый стресс, а непомерный труд из-за своего объема, содержания или, наоборот, из-за того, что в нем не используются все возможности человека -это нездоровый стресс. После 65-70 лет не следует стремиться к работе, которая требует большого внимания или быстрого принятия решений. Хорошо, если до работы можно дойти пешком, затратив не более 15-25 минут. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическая часть

Для привития трудовых навыков у детей можно предложить следующие формы трудовой деятельности:

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием — умение обслужить себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию. [12]

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.  Данный вид труда предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д.). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

 Ручной труд – самостоятельное  и с помощью взрослых изготовление  из бумаги, картона, природного и  бросового материала простейших  предметов, необходимых в быту  и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал  и пр.). Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготавливают из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить.

Например, в  подготовительной к школе группе детей следует обучать подкормке растений, они  принимают участие в пересадке растений. В старшем дошкольном возрасте для повышения самостоятельности и ответственности за качество работы можно применять разделение труда. В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам (вскопка, рыхление, удобрение) ― это простая форма организации труда, когда подгруппы детей («бригады») При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приема. Тогда он будет понимать, что успех всей работы зависит от коллективных усилий,  правильного и ответственного выполнения ее каждым.

Дети седьмого года жизни могут принимать участие в прореживании растений: они понимают, что заглушённые всходы дадут плохой урожай (техникой прореживания старшие дошкольники овладевают довольно легко); посеве семян, окучивании растений с целью образования дополнительных корней, усиливающих питание растений. Ребята также могут участвовать в подвязывании, растений. Детей подготовительной к школе группы можно познакомить и с новым видом ухода за растением ― пасынкованием. [11]

Дошкольников учат подкармливать растения: выливать питательный раствор, предварительно полив землю водой, в лунки, специально сделанные бороздки, осторожно лить, не обжигая листьев, стеблей.

 Надо научить ребят  бороться с вредителями: смывать  мыльной водой тлю, яички и  собирать гусениц бабочек. Не  следует допускать таких приемов  уничтожения вредителей, которые бы вызывали у детей жестокость (не раздавливать гусениц, а собирать их для подкормки кур и других птиц).

Ранней весной детей знакомят с новыми процессами ухода за садом: побелка стволов деревьев, обрезка. Следует объяснить им смысл и необходимость каждого из видов: обрезают сухие ветки и те, которые густо растут и заслоняют друг друга. Наблюдают сгребание и сжигание сухих листьев. Ребята сами охотно сгребают опавшие листья, листья больные, с пятнами, в заранее приготовленную яму, чтобы в саду было чисто и на растениях было меньше вредителей, так как гусеницы, жуки, личинки на зиму прячутся в сухих опавших листьях.

Летом ребята собирают сухие ветки, листья, поливают, если надо, кустарники и деревья, принимают участие в сборе урожая. Осенью нужно показать ребятам, как собирать зрелые семена растений: анютиных глазок, львиного зева, астр др. Зимой дети заботятся о том, чтобы на грядках с посеянными семенами было много снега; кустарники засыпают вокруг снегом, прикрывая поверхность земли сначала сухими листьями, чтобы не вымерзли корни. Очистка участка от снега должна стать постоянной обязанностью детей. После снегопада можно организовать коллективную уборку участка от снега: одни сгребают движками и лопатами снег, другие увозят его на санках, третьи разметают метлой. Дети должны знать не только о том, что снег надо сгребать к стволу дерева, но и о том, что слишком большое его количество может повредить дереву; после больших снегопадов под тяжестью снега ветки могут сломаться, поэтому с них надо снег стряхивать. Воспитанники должны  понимать, что и в естественных условиях состояние природы тоже зависит от деятельности людей.

Организуя трудовое обучение и воспитание старшего школьника, следует учитывать и такую психологическую особенность, как выраженное стремление его жизненному самоопределению и выбору професси. Находясь накануне выхода в самостоятельную жизнь, старший школьник больше, чем подросток, задумывается о будущем, о своем месте в обществе, о том, какую выбрать профессию.

Исследования, проведенные советскими психологами, показывают, что в десятых классах уже более половиныучащихся точно указывают свою будущую профессию (работы Л. И. Божович, Н. И. Крылова и др.) Более серьезными и устойчивыми они становятся после практического ознакомления с самой профессией. Под влиянием этого ознакомления в мечтах школьника происходит интенсивная смена игровых моментов реалистическими намерениями.

Процедура исследования. На первом этапе работы был собран необходимый стимульный материал: высказывания, утверждения, прилагательные, так или иначе отражающие переживания человека в процессе деятельности. Для сбора этого материала использовались имеющиеся в распоряжении авторов методики, словари русского языка, антонимов и синонимов. Собранный материал был просмотрен на наличие многозначных, повторяющихся высказываний, а также был подвергнут экспертной оценке с целью отбора тех высказываний, которые наиболее полно отвечали цели работы. Оставшиеся после отбора высказывания были объединены в 33 пары, каждая из которых состояла из противоположных по значению утверждений, отражающих тот или иной аспект состояния человека в деятельности. Эти 33 индикатора были в случайном порядке расположены на бланке и оформлены в виде биполярной шкалы Ликерта с семибалльной вербально-числовой шкалой интенсивности. Оформленный бланк с индикаторами был предъявлен 70 раз случайно выбранным респондентам обоего пола в возрасте от 18 до 42 лет, находящихся в бодрствующем, деятельном состоянии.

Полученные данные были подвергнуты математической обработке с помощью метода «варимакс» (по Кайзеру) С целью избежания возможной ошибки вычисления были проведены дважды. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен воспитания взять на себя более широкую функцию.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется у детей в младшем школьном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

Информация о работе Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности