Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития психологического знания о труде.
2. Проанализировать развитие человека в труде.
3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8
1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12
Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21
2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24
2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26
2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28
2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30
2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34
2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40
2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42
Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44
Вывод……………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа правка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 Работоспособность субъекта  труда на поведенческом уровне  характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения. [5]

 Психодиагностика функциональных  состояний осуществляется на  основе следующих принципов:

1. Системности (функциональное  состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).

2. Комплексности (в процессе  психодиагностики учитывается комплекс  показателей: психологических, психофизиологических, деятельностных).

3. Динамичности (изучаемые  состояния подлежат изменению  в контексте выполняемой деятельности).

4. Прогностичности (результаты  диагностики должны позволять  предвидеть качественные и количественные  сдвиги в состоянии работоспособности  человека).  [2]

 

Одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний - психическая напряженность. Истоки этого состояния самые разные. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, гиперответственность, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотония трудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника, нехватка средств и ресурсов для успешной деятельности, высокая интенсивность труда и др.

Напряженность - это состояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех или иных обстоятельствах.

По мнению психологов, изучавших влияние напряженности психики на качество профессиональной деятельности специалистов, напряженность по-разному сказывается на простых и сложных действиях.

Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с определенным внутренним, в том числе и психическим, напряжением. Оно усиливается при переживании человеком ответственности за выполнение задач, воздействии определенных условий, в том или ином нежелательном поведении окружающих, напряжении воли, ума и физических сил.

Различные степени внутреннего напряжения по-разному отражаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивности некоторый предел, границу, оно позитивно влияет на работоспособность. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда предел перейден, возникает перенапряжение, в результате которого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях.

Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения. Вначале в результате перенапряжения в деятельности возникают неточности, затруднения в протекании умственных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забывает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях - в сложных, а потом и в простых умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону. [6]

Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, невыносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных действиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нарушениям, а затем и к полному срыву поведения - истерическим реакциям, оцепенению, полному безразличию.

Различные компоненты духовных сил человека неодинаково устойчивы к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека. Опыт и научные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навыков и умений: более сложные, с преобладанием умственного компонента, сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные.

Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и постепенно. Следует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого человека индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возникает запредельное напряжение, у другого - нормальное.

Таким образом, изучение  и анализ переживаний человека в процессе деятельности являются важным методическим средством познания мотивационно-целевой сферы личности, ее внутренних установок, ожиданий. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Цель изучения отношения к труду — в выявлении механизма его формирования и управления им. Наиболее значимым моментом в реализации этой задачи является изучение факторов, формирующих отношение к труду, и в первую очередь выявление степени его воздействия на производственные показатели работников.Отношение к труду не является следствием лишь тех процессов, которые происходят в сфере производства. Оно связано с более широким контекстом общественной жизни, с явлениями, происходящими в сфере быта, семьи, досуга, образования, культуры, со всем образом жизни.

В конкретной производственной ситуации, на уровне предприятия, факторами, определяющими отношение к труду, являются, во-первых, социально-демографические особенности работников и, во-вторых, особенности производственной и внепроизводственной среды. К социально-демографическим особенностям работников относятся пол, возраст, образование, стаж работы, а также такие личностные характеристики, как интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, мировоззрение.Факторы, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды, подразделяют на прямые (объективные специфические условия трудовой деятельности — характеристики производственной ситуации) и косвенные (система семейного и школьного воспитания, воздействие средств массовой информации и пропаганды).[3]

Важно выявлять влияние факторов формирования отношения к труду, на трудовую активность работников, мотивы трудового поведения и степень удовлетворенности, с его объективными и субъективными показателями.

Конкретные социологические исследования отношения различных социальных групп работников к труду во всем многообразии составляющих его элементов проводятся в нашей стране с б0-х годов. До этого освещались лишь отдельные формы трудовой активности трудящихся, такие, как участие в ударничестве, стахановском движении, в социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду, в многостаночном обслуживании, совмещении профессий, дисциплинированность.

 В основе различий  в уровне трудовой активности  лежат такие факторы как, стаж  работы, уровень общеобразовательной  и  профессиональной подготовки, определяющий возможности овладения профессиями большей сложности; условия и содержание труда, определяющие специфику требований к характеру трудовой активности; взаимосвязь производственной и бытовой сфер жизнедеятельности рабочих, которая различна для разных социально-демографических групп.

 

К производственным факторам, формирующим отношение к труду и степень трудовой активности, относятся оплата, условия, организация, содержание труда, производственная самостоятельность, возможность влиять на решения, касающиеся собственного процесса труда, взаимоотношения в трудовом коллективе, стиль руководства и др. Главным же, определяющим фактором отношения к труду является хозяйственный механизм, обеспечивающий фактическую возможность осуществить свое право сохозяина средств производства и тем самым максимально реализовать свой потенциал, свои способности в профессиональной деятельности.[4]

Субъективные показатели удовлетворенности трудом также формируются под воздействием ряда факторов. К первой группе факторов относятся характеристики производственной среды.

Ко второй — ожидания и уровень притязаний работников, их ценностные ориентации, информированность и, наконец, частные оценки отдельных сторон трудовой деятельности. Поэтому, с одной стороны, высокая степень удовлетворенности может свидетельствовать о положительном отношении к труду, обусловленном высокой организацией производства и труда. С другой стороны, подобная степень удовлетворенности может быть результатом низких притязаний работников.

Специальные социологические исследования свидетельствуют, что общая удовлетворенность трудом в значительной мере определяется именно факторами второй группы вне зависимости от факторов производственной среды.

 

Отношение к труду — важнейший социологический фактор производительности труда. Трудовая активность и удовлетворенность трудом различных групп работников выступают важным социологическим фактором развития производства и производительности труда. Однако связи между отношением к труду и его эффективностью не всегда прямолинейны; они сложны и многозначны. На эффективность труда в ряду других оказывают влияние личностные факторы, не связанные с отношением к труду: трудовой опыт работников, состояние их здоровья, одаренность. [7]

Кроме того, характер соответствия между вербально выраженной удовлетворенностью, с одной стороны, и фактическим поведением и результативностью труда — с другой, зависит от ряда условий. К ним относятся возможность выбора поведения, например перехода на работу пс другой специальности, типичные для профессионально-квалификационных групп ценности и образцы поведения.

Наряду с позитивными такие негативные тенденции, как снижение показателей дисциплины труда, недостаточная эффективность предпринимаемых дисциплинарных мер воздействия, ослабление общественно-производственных интересов и ориентации при активизации семейно-бытовых и досуговых интересов.

Отношение к труду работников всех сфер и уровней народного хозяйства в 70—80-е годы отличалось противоречивостью. С одной стороны, инициативность, рационализаторский подход, высокоразвитое чувство профессионального долга, профессиональной гордости. С другой -недостаточный уровень дисциплинированности, трудовая инертность, консерватизм, привычка действовать только по инструкции и даже, в некоторых социальных группах, вседозволенность, круговая порука, профессиональный цинизм, безразличие одних нередко  покрывались героизмом и напряжением сил других.

Для человека как субъекта деятельности характерно активное отношение к внешнему миру, к тому, что делает он и что делается с ним. Это его интересы, склонности и цели, самооценка и притязания. Будучи эмоциональным выражением потребностей, интересы определяют круг тех предметов и явлений, на которые направляются внимание человека и которые затем становятся целями его деятельностии поступков.[5]

 

2.1 Значение трудовой  деятельности на разных возрастных этапах

В свою очередь, задачи науки, прежде всего, психологии, заключается в изучении закономерностей становления такого человека в нашем обществе. Именно направленность человека, его нравственная позиция, то есть сущность человека как социального существа, и рассматриваются в отечественной психологии в качестве высшего целостного способа существования индивида - в качестве личности.

Общепринятым в отечественной психологии является положение о прижизненном и гетерохромном формировании личности по мере расширения социальных связей и деятельности ребенка.

Восходя к основным категориям марксистской идеологии, можно сказать, что ребенок становится личностью по мере все более активного вхождения в общественную жизнь. При этом существенной характеристикой зрелой личности становится преобладание аспектов социального производства над процессами потребления. Субъект общественного потребления и освоения превращается в субъект общественного производства. Именно эта трансформация, на наш взгляд, составляет «ядро» формирования личности гражданина нашего общества. Не труд ради потребления, а потребление ради неограниченного социального творчества выявляет подлинные качества человека как члена общества, придает ему родовые, всеобщие характеристики. [8]

 

Весьма существенным для личности в нашем обществе является чувство коллективности, или «коллективистическое самоопределение», и чувство ответственности как эмоциональное отношение к своему предназначению и социальной роли. Формируясь в конкретной социальной группе, личность не может быть полностью зависимой от нее, то есть конформной. Коллективистическое самоопределение личности в группе и представляет такую избирательность к социальным воздействиям, которая регулируется прогрессивными убеждениями и идеалами.

Все эти особенности зрелой личности, как предмет формирования, выявляются, конечно, с учетом конкретных условий развития общества на данном историческом этапе. Речь идет о выявлении определенных эталонов как естественного продукта, так и самого процесса формирования личности, то есть качественных особенностей на каждом возрастном этапе. Весьма существенным для личности в нашем обществе является чувство коллективности, или «коллективистическое самоопределение», и чувство ответственности как эмоциональное отношение к своему предназначению и социальной роли. Формируясь в конкретной социальной группе, личность не может быть полностью зависимой от нее, то есть конформной. Коллективистическое самоопределение личности в группе и представляет такую избирательность к социальным воздействиям, которая регулируется прогрессивными убеждениями и идеалами.

Все эти особенности зрелой личности, как предмет формирования, выявляются, конечно, с учетом конкретных условий развития общества на данном историческом этапе. Речь идет о выявлении определенных эталонов как естественного продукта, так и самого процесса формирования личности, то есть качественных особенностей на каждом возрастном этапе. [9]

Информация о работе Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности