Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить человека трудовой деятельности на разных возрастных этапах.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития психологического знания о труде.
2. Проанализировать развитие человека в труде.
3. Провести анализ проблема трудовой деятельности на разных возрастных этапах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде……………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие человека в труде…………………………………………………..8
1.1.1. Структура переживаний человека в процессе деятельности…………..12
Глава 2. Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности……………………………………………………………………..21
2.1. Значение трудовой деятельности на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………..24
2.1.1. Дошкольный возраст……………………………………………………...26
2.1.2.Младший школьник……………………………………………………….28
2.1.3. Подросток………………………………………………………………….30
2.1.4. Юношеский возраст………………………………………………………34
2.1.5. Средний возраст…………………………………………………………..40
2.1.6. Пожилой возраст………………………………………………………….42
Глава3.Практическаячасть (трудовые навыки)………………………………..44
Вывод……………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа правка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

2.1.1.Дошкольный  возраст

В отличие от труда взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде Необходимые для этой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.Трудовая деятельность направлена на создание общественно полезных продуктов - необходимых человечеству материальных и духовных ценностей.

Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада изготовления изделий из бумаги, картона, дерева, ткани тощ.

В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые Они должны заинтересовать ребенка этой деятельностью, объяснить и ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь и освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело.

 

По недостаточного внимания взрослого в процессе трудовой деятельности дошкольника может измениться мотивация, и он будет работать не в интересах коллектива, а ради удовольствия от процесса труда, ее результатов, н например от сделанной для себя игрушки Это означает, что процесс труда сам по себе еще не обеспечивает сохранения общественного мотива, его необходимо подкреплять оценкой достижений ребенка, сосредоточение м ее внимания важность общего дела и т.д. Без этого трудовая деятельность дошкольника, особенно на начальных этапах ее формирования, ничем не будет отличаться от привычной.

На протяжении дошкольного детства начальные формы трудовой деятельности формируют предпосылки для развития различных видов детской деятельности (прежде всего, производительный и игровую).

 

Трудовая деятельность предполагает наличие определенных практических умений (например, умение пользоваться простейшими орудиями), ознакомления со свойствами материалов Она требует развития интеллектуальных их качеств (способность планировать свои действия и предвидеть их результаты), определенного уровня развития свободы (устойчивое стремление достичь цели, получить задуманный продукт, умение подчинять поведение  поставленным целям). В продуктивных видах деятельности (изобразительная, конструктивная) происходят общее развитие произвольных действий, формирования разнообразных двигательных навыков самообслуживания, изобразительная деятельность, виг изготовлению изделий из разнообразного материала требуют определенных умений, связанных с целесообразным использованием предметов домашнего обихода.[10]

Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослым ли ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке положительного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, усваивает некоторые трудовые операции.

Не каждый ребенок в развитии труда обязательно и с одинаковой скоростью преодолевает все этапы. В этой сфере наблюдаются существенные индивидуальные различия, которые зависят от сложившегося у дошкольного ребенка отношение к трудовым обязанностям.[9]

 

2.1.2. Младший школьник

Трудовое обучение в начальных классах школы- первая ступень политехнического обучения детей.С первых лет школьного обучения и до конца пребывания учащихся в школе формируется у них коммунистическое отношение к труду, воспитывается желание и умение трудиться, любовь и уважение к труженикам.

Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные ценности, нужные обществу.

Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках труда, имеют очень важное значение для формирования у него более сложных трудовых умений. Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую утомляемость организма ребенка.

Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию красивых, целесообразных и ловких движений.

Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся работают с большим удовольствием. Еще в дошкольном возрасте у детей (особенно у мальчиков) начинает формироваться устойчивый интерес к машинам, технике, к людям, овладевшим техникой и управляющим сложными приборами.

Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся в нашей стране и труд при царизме и в современных капиталистических странах.

Дети учатся ценить счастливый и свободный труд советских людей в социалистическом государстве. Особенно велика роль учителя начальной школы в воспитании интереса к труду. Он рассказывает детям о героическом труде советских людей, воспитывая у них положительное отношение к труду и к людям труда.

Общественно полезный труд, труд в коллективе, отношения, создаваемые в коллективе — все это новое для ребенка. В начале учебного года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива.

В процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива школы.

Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно полезным трудом школы (сажает цветы, деревья, ухаживает за ними и т. д.), он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые познает радость труда.

Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.

И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и планируют свои действия, особенно если работа несложная и кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.

Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I—IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.

Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.[8]

 

2.1.3. Подросток

Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5—6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. [8]

 

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка— нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления, но исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленение абстрактных существенных призна¬ков объекта. Так, например, учащиеся IV—V классов иногда не узнают прямоугольного треугольника при положении прямого угла вверху, когда гипотенуза является основанием треугольника, путаются в хорошо знакомом им доказательстве при необычном построении чертежа.

Значение конкретно-образных компонентов мышления сказываются и в том, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того или иного понятия, когда в его состав привносятся яркие, но несущественные признаки, случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

 

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвле-каясь, работать на другом («любимом») уроке.

Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Информация о работе Формирование субъективного отношения к трудовой деятельности