Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……..2

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29

Заключение……………………………………………………………….….38

Файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

 

   

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что самые высокие ступеньки(1,2) преобладали в категории «отец», то есть, по мнению детей именно на них поставили бы отцы. В категории «Я» дети оценивали сами себя, была продемонстрирована оценка выше среднего и даже 8 завышенных самооценок.  Показательной является категория «Учитель», здесь наблюдается весь набор оценок: как самых высоких, так и самых низких. Основная масса  приходится на низкие оценки, что говорит о проблеме во взаимоотношениях между детьми и учителем.

 

Методика А.В. Захарова направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий (субтестов).

На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось  в спокойной обстановке.

Полученные результаты представлены в следующей таблице:

Выявление эмоционального уровня самооценки

ТАБЛИЦА№2

И.Ф.

Уровень самооценки

Отношение с близкими людьми

Социальная заинтересованность

Индивидуа-лизация

Наар Б.

Средняя

Допускает давление отца и брата; оказывает давление на маму и сестру.

 Не заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Эльдос О.

Средняя

Допускает давление отца и учителя; оказывает давление на маму и брата.

Не заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Жарынай О.

Завышенная

Допускает давление мамы, отца; оказывает давление на друзей, учителя и дедушку

Не заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

Нуркаим Б.

Средняя

Допускает давление учителя; допускает давление брата, бабушки и сестры.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Жамиля М.

Средняя

Допускает давление матери, отца, брата; оказывает давление на дедушку и бабушку.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Максат О.

Заниженная

Допускает давление матери и отца; оказывает давление на учителя.

Не заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Жазат Ш.

Средняя

Допускает давление учителя и дедушки; оказывает давление на маму, сестру и брата.

Заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

Вита Ш.

Средняя

Допускает давление матери, сестры и отца оказывает давление на бабушку и дедушку.

Заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

Аида О.

Средняя

Допускает давление матери, отца, учителя; оказывает давление на брата и бабушку.

Не заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

Сауле Т.

Средняя

Допускает давление матери, отца и бабушки.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Лилиана С.

Завышенная

Допускает давление матери, отца и  друзей; оказывает влияние на дедушку, сестру и брата.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Айжан К.

Завышенная

Допускает давление мамы, дедушки и бабушки.

Заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Тилек А,

Средняя

Допускает давление дедушки и учителя; оказывает давление на брата и сестру.

Не заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Нурсултан

Средняя

Допускает давление бабушки, дедушки и отца; оказывает давление на друзей и учителя.

Не заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Руслан К.

Завышенная

Допускает давление друзей; бабушку, маму и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

Малик М.

Средняя

Допускает давление друзей и сестры; оказывает давление на дедушку, бабушку и учителя.

Не заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Фейза Ж.

Завышенная

Допускает давление учителя, друзей, брата и отца; оказывает давление на учителя.

Заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

Аминат М.

Средняя

Допускает давление матери, отца, сестры; оказывает давление на брата.

Не заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

 

Айрин Т.

Средняя

Допускает давление отца, сестры; оказывает  давление на бабушку и учителя.

Заинтересована в соц.контактах.

Считает себя уникальной

 

 

Валерия И.

Завышенная

Допускает давление матери, друзей; оказывает давление на учителя, дедушку.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

 

Настя И.

Завышенная

Допускает давление матери, отца; оказывает давление на брата и друзей.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

Бермет Ж.

Средняя

Допускает давление бабушки и сестры; оказывает давление на учителя и маму.

Заинтересована в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

 

Глеб Г.

Средняя

Допускает давление матери; оказывает  давление на учителя и друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

Айдар Б.

Средняя

Оказывает давление на бабушку и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

 

 

Назар С.

Завышенная

Допускает давление друзей, сестры; оказывает давление на брата, дедушку и бабушку.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным


 

 

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 8 учащихся высокий уровень самооценки, у 16-средний и у 1- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки у 32%, средний – 64%, а низкий у 4% учащихся. Так же можно сказать что 52% учащихся во 2 «Г» классе признает свое сходство с другими, а вот 48% считают себя уникальными.

В учебной деятельности учителю  следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем  самооценки.

Учащиеся с завышенным уровнем самооценки :

  1. Жарынай О.                5.Руслан К.                    
  2. Фейза Ж.                     6. Валерия И.            
  3. Настя И.                      7. Назар С.
  4. Лилиана С.                  8. Айжан К.

Учащиеся с низким уровнем  самооценки:

    1. Максат О.

Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

- При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

- Учить слушать других;

- Воспитывать чувство сопереживания;

- Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

- Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

-    Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

- Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

-    Вовлекать учащихся в коллективную работу;

- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

-    Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

 

                                        Заключение

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что  центральной характеристикой любой  личности является «Я-концепция», которая  состоит из следующих компонентов:

- Когнитивный;

- Оценочный;

- Поведенческий;

В процессе нашего исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза о том, что самооценка является составной и неотъемлемой частью «Я-концепции», которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные  воздействия учителя, родителей  и их отношение к учебной деятельности.

В опытно-практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Г» классе школы-комплекса-лицея №13 с использованием следующих методик:

  1. Тест «Лесенка», направленный на выявление уровня самооценки.

2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

Результаты показали, что  из 25 учащихся данного класса: у 8 учащихся завышенный уровень самооценки, у 16-средний и у 1- заниженный.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей  младшего школьного возраста.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель  должен знать индивидуальные особенности  самооценки и учитывать их в учебном  процессе.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Алексеев  Н.Г. и  др. «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения»; Новосибирск: АН СССР,1991.
  2. Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания»; Л., 1978.
  3. Белобрыкина О.А. «Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», 4 2001.
  4. Бернс Р.«Развитие «Я- концепции» и воспитание»; М., Прогресс, 1986.
  5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте»; М., 1968.
  6. Бахур В.Т. «Это неповторимое «Я»»; М., Знание, 1986.
  7. Васильцова З.П. «Мудрые заповеди народной педагогики»; М., Педагогика, 1988.
  8. Коломинский Я. «Человек среди людей»; 2-ое изд. М., 1973.
  9. Кон И.С. «Открытие «Я»». М., 1978.

10. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1980.

11. Макаренко А.С. «Книга для родителей»; М., Педагогика, 1983.

  1. Маркс К. «Капитал»; т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
  2. Мерлин В.С. «Очерк психологии личности»; Пермь, 1959.
  3. Мир детства: «Младший школьник»; М.: Педагогика.1981.
  4. «Мудрость воспитания» /Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988
  5. Роджерс К.Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М., Издат. Группа «Прогресс», 1994.
  6. Рубинштейн С.Л. «Человек и мир»; М., Педагогика, 1973.
  7. Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности»; М., 1981.
  8. Соловейчик С. «Вечная радость»; М., Педагогика, 1986.
  9. Спиркин А.Г. «Сознание и самосознание»; М., 1972.
  10. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» 3, 2002.
  11. Психологический словарь; Ростов-на-Дону, 2004
  12. Фрейд З. «Психология бессознательного»; Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
  13. Чамата П.Р. «Вопросы самосознания личности в советской психологии». М., 1960.
  14. Шахова И.П. «Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии»; М. Воронеж, 1998.
  15. Щетинин М.П. «Объять необъятное: Записки педагога»; М., Педагогика, 1986.
  16. Эльконин Д.Б. «Введение в психологию развития»; М., Тривола, 1994.
  17. Якобсон С.Г. «Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения»; 3, 1997.
  18. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. «Развитие и современное состояние зарубежной психологии»; М., 1974.



Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста