Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Введение………………………………………………………………..……..2
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………….…...4
1.1 Проблема самооценки в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………....…4
1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего
школьного возраста…………………….……………………..….16
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности
самооценки в младшем школьном возрасте…………………....25
2.1. Диагностика самооценки младших школьников….………..…25
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей
младшего школьного возраста………………..…………………29
Заключение……………………………………………………………….….38
По итогам данной методики можно сделать вывод, что самые высокие ступеньки(1,2) преобладали в категории «отец», то есть, по мнению детей именно на них поставили бы отцы. В категории «Я» дети оценивали сами себя, была продемонстрирована оценка выше среднего и даже 8 завышенных самооценок. Показательной является категория «Учитель», здесь наблюдается весь набор оценок: как самых высоких, так и самых низких. Основная масса приходится на низкие оценки, что говорит о проблеме во взаимоотношениях между детьми и учителем.
Методика А.В. Захарова направлена на определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий (субтестов).
На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены в следующей таблице:
Выявление эмоционального уровня самооценки
ТАБЛИЦА№2
И.Ф. |
Уровень самооценки |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Индивидуа-лизация |
Наар Б. |
Средняя |
Допускает давление отца и брата; оказывает давление на маму и сестру. |
Не заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Эльдос О. |
Средняя |
Допускает давление отца и учителя; оказывает давление на маму и брата. |
Не заинтересован в соц. |
Считает себя уникальным |
Жарынай О. |
Завышенная |
Допускает давление мамы, отца; оказывает давление на друзей, учителя и дедушку |
Не заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Нуркаим Б. |
Средняя |
Допускает давление учителя; допускает давление брата, бабушки и сестры. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Жамиля М. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца, брата; оказывает давление на дедушку и бабушку. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Максат О. |
Заниженная |
Допускает давление матери и отца; оказывает давление на учителя. |
Не заинтересован в соц. |
Считает себя уникальным |
Жазат Ш. |
Средняя |
Допускает давление учителя и дедушки; оказывает давление на маму, сестру и брата. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Вита Ш. |
Средняя |
Допускает давление матери, сестры и отца оказывает давление на бабушку и дедушку. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Аида О. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца, учителя; оказывает давление на брата и бабушку. |
Не заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Сауле Т. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца и бабушки. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Лилиана С. |
Завышенная |
Допускает давление матери, отца и друзей; оказывает влияние на дедушку, сестру и брата. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Айжан К. |
Завышенная |
Допускает давление мамы, дедушки и бабушки. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Тилек А, |
Средняя |
Допускает давление дедушки и учителя; оказывает давление на брата и сестру. |
Не заинтересован в соц. |
Признает сходство с другими |
Нурсултан |
Средняя |
Допускает давление бабушки, дедушки и отца; оказывает давление на друзей и учителя. |
Не заинтересован в соц. |
Признает сходство с другими |
Руслан К. |
Завышенная |
Допускает давление друзей; бабушку, маму и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Малик М. |
Средняя |
Допускает давление друзей и сестры; оказывает давление на дедушку, бабушку и учителя. |
Не заинтересован в соц. |
Считает себя уникальным |
Фейза Ж. |
Завышенная |
Допускает давление учителя, друзей, брата и отца; оказывает давление на учителя. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Аминат М. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца, сестры; оказывает давление на брата. |
Не заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Айрин Т. |
Средняя |
Допускает давление отца, сестры; оказывает давление на бабушку и учителя. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Считает себя уникальной |
Валерия И. |
Завышенная |
Допускает давление матери, друзей; оказывает давление на учителя, дедушку. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Настя И. |
Завышенная |
Допускает давление матери, отца; оказывает давление на брата и друзей. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Бермет Ж. |
Средняя |
Допускает давление бабушки и сестры; оказывает давление на учителя и маму. |
Заинтересована в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Глеб Г. |
Средняя |
Допускает давление матери; оказывает давление на учителя и друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Айдар Б. |
Средняя |
Оказывает давление на бабушку и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Назар С. |
Завышенная |
Допускает давление друзей, сестры; оказывает давление на брата, дедушку и бабушку. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 8 учащихся высокий уровень самооценки, у 16-средний и у 1- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки у 32%, средний – 64%, а низкий у 4% учащихся. Так же можно сказать что 52% учащихся во 2 «Г» классе признает свое сходство с другими, а вот 48% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителю
следует обратить внимание на группу
детей с высоким уровнем
Учащиеся с завышенным уровнем самооценки :
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
- При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
- Учить слушать других;
- Воспитывать чувство сопереживания;
- Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
- Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
- Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
- Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
- Вовлекать учащихся в коллективную работу;
- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
- Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Анализируя психолого-
- Когнитивный;
- Оценочный;
- Поведенческий;
В процессе нашего исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза о том, что самооценка является составной и неотъемлемой частью «Я-концепции», которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими
на формирование самооценки детей младшего
школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей
и их отношение к учебной
В опытно-практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Г» классе школы-комплекса-лицея №13 с использованием следующих методик:
2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 25 учащихся данного класса: у 8 учащихся завышенный уровень самооценки, у 16-средний и у 1- заниженный.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Список литературы
10. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1980.
11. Макаренко А.С. «Книга для родителей»; М., Педагогика, 1983.
Информация о работе Формирование самооценки детей младшего школьного возраста